Как осуществить возврат НДС при экспорте в Казахстан. Примеры

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как осуществить возврат НДС при экспорте в Казахстан. Примеры». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.

Таможенное оформление грузов, перемещаемых между участниками ЕАЭС

Статформа подается в таможню не позднее восьмого рабочего дня месяца, который следует за месяцем, когда осуществлена отгрузка товаров.

Важно! За нарушение сроков подачи статистической формы учета экспорта в Казахстан может быть назначен штраф по статье 19.7.13 КоАП РФ на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Документы для подтверждения экспорта в Казахстан

Документы, подтверждающие экспорт в Казахстан аналогичны для всех стран, входящих в ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз), среди которых: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Россия.

Какие документы необходимы:

Контракт, на основании которого производился экспорт продукции. Важно, чтобы все реквизиты и подписи хорошо читались и не могли вызвать вопросов у российской налоговой, а стоимость товара соответствовала рыночной.

Заявление о ввозе товара и уплате ввозного НДС покупателем, с отметкой налоговой службы. Покупатель, при ввозе товара из России обязать уплатить НДС до 20 числа месяца, следующего за месяцем фактического ввоза товара. При этом российскому экспортеру необходимо получить от него копию заявления с отметкой налогового органа.

Товаросопроводительные (транспорные) документы. На УПД либо товаро-транспортной накладной должна быть подпись водителя и номер ТС, фактически осуществлявшего перевозку товара на территорию РК (к сожалению, до сих пор не все транспортные компании могут предоставить все документы в соответствующем виде, для подтверждения экспорта товара).

Иные документы, предусмотренные законодательством. В частности, при сумме контракта более 6 000 000 рублей необходимо открывать паспорт сделки.

Возврат НДС при экспорте в Казахстан после подачи декларации в налоговую зависит не только от правильного и своевременно оформления всех перечисленных документов. Если Ваш поставщик не оплатил НДС за поставленный Вам товар – это так же послужит поводом для отказа в возврате налоговой. Так же, необходимо учесть, что для Киргизии подтверждение экспорта поставщику – процедура новая, и необходимо заблаговременно обговорить вопрос предоставления заявления об уплате косвенных налогов.

Особенности использования нулевой ставки в экспортных операциях

Применение данной налоговой ставки в экспортных операциях в Казахстан возможно только при предоставлении полного пакета документов, состав которого приведен в 4 пункте Протокола о взимании косвенных налогов.

При непредставлении обосновывающих документов вместо нулевой ставки применяется стандартная – 10 или 18 %-тов.

Нулевая ставка в экспортных операциях с российской территории действует в том числе при вывозе необлагаемых НДС товаров.

Экспортер подготавливает счет-фактуру, в котором в 7 графе проставляет величину ставки 0%, после чего передает один экземпляр покупателю из Казахстана, второй оставляет себе и заносит его данные в Книгу продаж. Оформление счета-фактуры выполняется в срок до 5 суток с отгрузочного дня, а в Книгу продаж реквизиты заносятся в квартале, когда заполнены, оформлены и собраны все документы, требуемые для обоснования права на данную ставку.

Ставка 0% действует в том числе при вывозе ценностей на хранения в складских помещениях Казахстана с последующей их реализации российскими продавцами.

Учет входного НДС по экспорту в Казахстан

Налог, заявленный поставщиками товаров, которые позже вывозятся в Казахстан, зачитывается в виде вычета, уменьшающего итоговый НДС к перечислению.

Данная операция возможна, если поставщик передал с/ф, в котором отдельной графой фигурирует величина добавленного налога. По товарам, приобретенным после 01.07.16, эта сумма принимается к вычету после принятия их к учету.

Входной налог по, так называемым, сырьевым товарам, обозначенным в абз.3п.10 ст.165 НК РФ, принимается к вычету на день расчета базы для исчисления добавленного налога, определенный ст.167. В отношении рассматриваемых операций этот момент будет соответствовать последнему дню квартала, когда подготовлен пакет документов, подтверждающих возможность использования нулевой ставки. Если же документы не собраны, то день вычисления базы будет соответствовать дате отгрузки.

Указанные выше правила, прописанные для сырьевых товаров, справедливы также в отношении ценностей, услуг, работ, приобретенных и принятых к учету до 01.07.16.

Как оформить экспорт товаров в Казахстан

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

  • Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

  • Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

  • Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

  • Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

Подтверждение экспорта

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС и принять к вычету суммы входного налога по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, организация должна подтвердить факт реального экспорта (ст. 165 НК РФ).
Для подтверждения экспорта нужно:

  • собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе документов и об их оформлении см. Как подтвердить право на применение ставки НДС 0 % при экспорте;
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать их в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Срок подачи документов в налоговую инспекцию для подтверждения экспорта ограничен 180 календарными днями.

В отношении товаров данный срок отсчитывается, начиная со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). В отношении работ (услуг), связанных с экспортом товаров, начало отчета 180-дневного срока зависит от вида работ (услуг).

Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, производится на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру поставщиками. При этом счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, не являются основанием для принятия сумм входного НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Ситуация: как вести раздельный учет для вычета входного НДС, если организация осуществляет поставки как на экспорт, так и внутри России?

Порядок ведения раздельного учета разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Если организация приобретает товары как для поставки на экспорт, так и для продажи на внутреннем рынке, она должна вести раздельный учет входного НДС (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471). Учет НДС нужно вести по каждой экспортной поставке (п. 6 ст. 166 НК РФ). На практике бухгалтеры организуют раздельный учет с помощью дополнительных субсчетов:

  • к счетам, на которых учитываются реализуемые товарно-материальные ценности (41 «Товары», 43 «Готовая продукция»);
  • к счетам, на которых учитываются затраты, связанные с производством и реализацией (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»);
  • к счету 90 «Продажи».

Особое внимание нужно уделить раздельному учету входного НДС. Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» можно открыть субсчета:

  • 19-1 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации в России»;
  • 19-2 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на экспорт».

Если таким образом организовать раздельный учет не удается, сумму входного НДС можно распределить пропорционально:

  • стоимости продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок;
  • затратам на производство продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок и т. д.

Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации на внутреннем рынке, примите к вычету в момент принятия активов к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной поставки, примите к вычету в момент определения налоговой базы по данной операции (ст. 167 НК РФ). Таким моментом может быть:

  • либо последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • либо день отгрузки товаров (работ, услуг), если экспорт подтвердить не удалось (п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, подлежит восстановлению. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июня 2011 г. № 03-07-08/165.

Пример ведения раздельного учета «входного» НДС. Организация осуществляет поставки товаров как на экспорт, так и внутри России

В I квартале ООО «Альфа» отгрузило продукции на общую сумму 1 108 000 руб. (в т. ч. НДС – 108 000 руб.), в том числе на экспорт на сумму 400 000 руб. (по ставке НДС – 0%). Отгруженная продукция полностью оплачена покупателями. Общая сумма входного НДС по материалам (работам, услугам), использованным для производства отгруженной продукции, составила 80 000 руб. Необходимые документы для подтверждения реального экспорта организация собрала и передала в налоговую инспекцию в I квартале.

«Альфа» распределяет суммы входного НДС пропорционально стоимости продукции, отгруженной на экспорт, и продукции, отгруженной на внутренний рынок. Этот способ закреплен в учетной политике организации.

Чтобы распределить сумму входного НДС, подлежащего вычету по внутренним и экспортным операциям, бухгалтер «Альфы» определил долю выручки от реализации (без НДС) экспортных товаров в общем объеме выручки (без НДС) за I квартал: 400 000 руб. : (1 108 000 руб. – 108 000 руб.) = 0,4.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по экспортным операциям, равна: 80 000 руб. × 0,4 = 32 000 руб.

Организация может предъявить ее к вычету в том периоде, в котором был подтвержден факт реального экспорта, – то есть в декларации за I квартал.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по операциям на внутреннем рынке, составляет: 80 000 руб. – 32 000 руб. = 48 000 руб.

Эту сумму организация тоже предъявляет к вычету в декларации за I квартал.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать организации в праве на вычет входного НДС по экспортной поставке, если в результате мероприятий налогового контроля было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму НДС в бюджет?

По мнению контролирующих ведомств, в данном случае организация не имеет права на вычет НДС.

В частных разъяснениях представители налогового ведомства, ссылаясь на постановления Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12210/07 и Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, придерживаются следующей точки зрения. Нельзя принять к вычету входной НДС, если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности.

Есть примеры судебных решений, в которых судьи встают на сторону налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2008 г. № Ф04-4437/2008(8402-А75-41), от 1 ноября 2006 г. № Ф04-7402/2006(28147-А75-41), Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/8852-07, от 21 января 2008 г. № КА-А40/14503-07, Северо-Кавказского округа от 16 августа 2007 г. № Ф08-4591/2007-1791А, Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. № Ф03-А04/07-2/3045, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. № А10-6310/06-Ф02-6898/07).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету входной НДС по экспортной поставке, даже если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в правонарушении, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Реализация на экспорт в ЕАЭС несырьевых товаров и готовой продукции

Для осуществления внешнеэкономической деятельности необходимо открытие расчётного счёта в валюте контракта. Действующим законодательством предусмотрена необходимость постановки экспортного договора на учёт для целей валютного контроля.

Необходимость постановки на учёт и получение УНК будет зависеть от суммы контракта:

  • Если сумма составляет менее 200 тысяч рублей, предоставление подтверждающих сделку документов не требуется;
  • Если сумма составляет от 200 тысяч до 6 миллионов рублей, контроль осуществляется в упрощённом порядке;
  • Если сумма превышает 6 миллионов рублей, предусмотрен обязательный порядок постановки на учёт и полноценный валютный контроль.

Детали процедуры постановки экспортного договора на учёт можно уточнить у юристов нашей компании или операционистов банка.

После заключения экспортного контракта, постановки его на учёт в банке и, как правило, получению оплаты или предоплаты за товар экспортёр начинает готовить документы для таможенного оформления экспорта товаров из России.

Экспорт товаров в страны ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армению и Киргизию) осуществляется в упрощённом порядке, по сути, речь идёт только о статистическом декларировании и подаче соответствующей отчётности в таможенные органы.

Юристы нашей компании готовы помочь экспортёрам товаров как в форме консультаций по любым вопросам таможенного, налогового, валютного законодательства, так и в формате полного юридического сопровождения экспортных поставок.

По отдельным вопросам, связанным с экспортом товаров из России, наши юристы оказывают бесплатные юридические консультации.

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Ставка НДС 0 % может применяться налогоплательщиком-экспортером, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров будет подтверждена обоснованность ее применения путем представления в ИФНС декларации по НДС и комплекта подтверждающих документов (см. выше).

При реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).

Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 подтверждения ставки НДС 0 % в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров в случае реализации несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.

С начала 2015 года в связи с подписанием Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 регулировать порядок возмещения НДС наряду с НК РФ стал Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение 18, далее — Протокол). Таким образом, вопрос экспорта товара в Казахстан и документальное оформление данной сделки регулируются Протоколом, гл. 21 НК РФ и Таможенным кодексом РФ.

При реализации товара за пределы Российской Федерации у налогоплательщика есть возможность сэкономить на уплате НДС в силу положений п. 1 ст. 164 НК РФ, воспользовавшись ставкой 0 процентов. Однако чтобы реализовать такую возможность, необходимо собрать пакет документов, который подтвердит обоснованность данной ставки. Реализация в страны ЕАЭС осуществляется в более упрощенной форме в связи с тем, что перечень документов, обосновывающих ставку 0 процентов, значительно уже, чем при экспорте в другие страны.

Таким образом, чтобы подтвердить нулевую отгрузку в Казахстан, необходимо иметь для налогового ведомства следующие документы (п. 4 р. II Протокола):

  • контракт с казахским контрагентом;
  • товаросопроводительные и транспортные документы (например, CMR);
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов или перечень заявлений.

Причем в связи с отменой границы между странами ЕАЭС отметки таможенного органа на товаросопроводительных документах не требуется. На заявлении о ввозе товара отметка делается налоговым органом Казахстана.

В рамках подтверждения нулевой ставки необходимо соблюсти следующие процедуры:

  1. После отгрузки товаров казахскому контрагенту необходимо выставить в течение 5 дней счет-фактуру (п. 1 ст. 169 НК РФ).
  2. По факту отгрузки восстановить НДС, ранее принятый к вычету по экспортируемым товарам (письмо Минфина РФ от 13.02.2015 № 03-07-08/669).
  3. Восстановленные суммы НДС отразить в строке 100 графы 5 Раздела 3 Декларации по НДС за квартал отгрузки (приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558).
  4. В книге продаж отразить данную отгрузку по ставке 0 процентов в периоде возникновения налогового обязательства (п. 9 ст. 167 НК РФ, п. 2 правил ведения книги продаж), т. е. на конец квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающий факт экспорта. На такое подтверждение у налогоплательщика есть 180 дней. В зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, и от того, когда это произойдет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

После того как налогоплательщик произвел отгрузку товара, у него есть 180 дней, чтобы подтвердить возможность применения ставки 0 процентов. И в зависимости от того, удастся ему собрать пакет документов или нет, порядок заполнения декларации и отражения НДС в учете будет меняться.

В случае если налогоплательщик собрал полный пакет документов на подтверждение экспорта, в этом же периоде необходимо заполнить декларацию следующим образом:

  • в строке 010 раздела 4 заполняется «Код операции»;
  • в строке 020 раздела 4 — сумма выручки по экспортной отгрузке;
  • в строке 030 раздела 4 — сумма вычета по «входному» НДС, относящемуся к этой отгрузке..

Казахстан вводит сопроводительные накладные для прохождения границ

Вы – Поставщик в России, у вас есть Покупатель в Казахстане. Тогда экспорт в Казахстан будет осуществляться следующими этапами:

  • ШАГ 1

    Вы направляете нам запрос. Мы производим рассчет стоимости экспорта в Казахстан. Высылаем условия сотрудничества.

  • ШАГ 2

    Если вас устроило наше предложение по экспорту в Казахстан, подписываем договор купли-продажи товара в соответствии с российским законодательством.

  • ШАГ 3

    Клиент в Казахстане вносит оплату. Мы сразу переводим деньги на ваш счет.

  • ШАГ 4

    Собираем пакет документов, который доставляет вам курьер.

  • ШАГ 5

    Доверенное лицо забирает груз вместе со всеми официальными бумагами. Транспортируем продукцию на склад покупателя. Сделка успешно завершена.

ОЧЕВИДНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ

  • Отсутствие риска не возврата «экспортного» НДС при экспорте в Казахстан
  • Отсутствие необходимости взаимодействия с таможенными органами
  • Избежание утомительной процедуры доказывания налоговым органам правомочности применения налоговых вычетов
  • Получение до 10% сверху от стоимости Вашего товара в качестве БОНУСА от нашей организации !

Важная налоговая особенность экспортной деятельности — реализация таких товаров облагается НДС по ставке 0%.В соответствии с пп. 2, п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных из РФ на территорию другого государства члена ЕАЭС, облагается НДС по ставке 0% Дополнительно налогоплательщик вправе заявить вычеты по НДС за приобретённый экспортируемый товар.См. п. 3 ст. 172 НК РФ

1. Задача: организовать экспортное торговое направление

При этом на территории Казахстана не предполагается создание какой-либо инфраструктуры, продукция доставляется напрямую покупателю с территории РФ.

Постольку в описанных условиях на территории Казахстана деятельность не ведётся, использование существующей российской компании вполне допустимо и не вызывает каких-то дополнительных налоговых последствий. Вместе с тем, подтверждение «нулевой ставки» по НДС сопряжено с прохождением камеральной проверки.

Если же возникают основания для возмещения НДС из бюджета, будьте готовы к тому, что налоговые органы проверят контрагентов и операций с особой тщательностью. Их цель — найти хоть малейшую зацепку для отказа в подтверждении налогового вычета.

  • налоговая оптимизация и безопасность;
  • отношения между бизнес-партнерами;
  • защита активов бизнеса и собственника;
  • скрытое владение и другие темы.

Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?

Компаниям, которые работают по упрощенной системе налогообложения (УСН), несколько проще осуществлять экспорт в Казахстан. Им нет необходимости предоставлять в налоговую службу декларацию по НДС, и отдельно вести учет товара или оборудования поставляемого в Казахстан. Все остальные документы они оформляют, как и плательщики НДС.

Всех этих сложностей можно избежать, если доверить нашей компании оформление документов для экспорта в Казахстан, мы также предоставляем услуги по экспорту. Обращайтесь и мы возьмем на себя решение всех вопросов, включая и организацию доставки.

111033 г. Москва, ул. Средний Золоторожский пер., д. 13
Телефон для связи:

В соответствии с пунктом 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложения № 18 к Договору о евразийском экономическом союзе) при экспорте товаров с территории одного государства — члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС:

  • применяется нулевая ставка НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола;
  • право на налоговые вычеты осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством государства — члена ЕАЭС в отношении товаров, экспортированных за пределы ЕАЭС.

Если на экспорт в государства — члены ЕАЭС отгружаются несырьевые товары:

  • вычет предъявленной суммы НДС производится в общеустановленном порядке, т. е. аналогично вычету по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, облагаемых НДС по ставкам 18 % и 10 % (п. 3 ст. 172 НК РФ);
  • у налогоплательщика отсутствует обязанность определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров с применением ставки 0 %, т. е. отсутствует обязанность ведения раздельного учета (абз. 2 п. 10 ст. 165 НК РФ).

Поступление товаров в организацию (операции: 2.1 «Поступление товаров»; 2.2 «Учет входного НДС») регистрируется в программе с помощью документа Поступление (акт, накладная) с видом операции Товары (накладная) (раздел Покупки — подраздел Покупки — гиперссылка Поступление (акты, накладные)) (рис. 1).

Экспорт из России в Казахстан – НДС


При экспорте товаров из России в Казахстан нулевая ставка НДС применяется при условии представления в налоговый орган пакета документов, включающего заявление о ввозе и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Казахстана об уплате НДС (об освобождении от НДС).

Документы, подтверждающие обоснованность нулевой ставки НДС при экспорте, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:

  • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
  • Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
  • НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).

При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).

В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).

В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).

Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).

Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.

Пункт 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 «Продажи»).

Виды документов, свидетельствующих о праве на нулевую ставку

Основой каждого комплекта документов является контракт с зарубежным контрагентом или выписка из него (если в этом документе присутствуют сведения, содержащие гостайну), т. е. документ, отражающий данные о сторонах и предмете сделки, а также условиях ее выполнения. Если он не предполагает разового исполнения по сделке, то подать его в налоговый орган можно только 1 раз, извещая затем ИФНС о данных того комплекта, в котором этот контракт был представлен (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Вторым обязательным документом при вывозе (в режимах экспорта, реэкспорта, свободной таможенной зоны) в страну, на границе с которой имеется таможня, становится таможенная декларация (полная таможенная декларация, если транспортировка осуществляется по трубопроводам или линиям электропередач), содержащая отметки таможенного органа о вывозе за пределы РФ или о помещении под конкретный таможенный режим. Одновременная подача товаросопроводительных документов в комплекте не предусмотрена, однако за ИФНС сохраняется право потребовать их представления при возникновении вопросов во время проверки (п. 1.2 ст. 165 НК РФ).

Обязательными товаросопроводительные (транспортные, перевозочные) документы становятся при оказании услуг:

  • по перевозке грузов;
  • экспедированию;
  • предоставлению транспортных средств для перевозки;
  • транспортировке газа и нефтепродуктов по трубопроводам;
  • переработке ввезенного товара;
  • транзитному перемещению по территории РФ.

Также их потребуется представить при вывозе припасов.

Кроме того, в числе обязательных документов в зависимости от того, к какой именно операции они относятся, могут оказаться (ст. 165 НК РФ):

  • свидетельство, подтверждающее регистрацию резидента особой экономической зоны (подп. 5 п. 1);
  • документ об оплате товара иностранным покупателем (подп. 6 п. 1);
  • документ о приемке груза к перевозке или отгрузке (коносамент, морская накладная, поручение на отгрузку, международная авиационная накладная), содержащий указание на порт/аэропорт разгрузки (п. 1.2, подп. 3 п. 3.5, подп. 3 п. 3.8, подп. 2 п. 14);
  • договор поручения и договор, заключенный по этому поручению с иностранным покупателем (п. 2);
  • документ об обязательствах по погашению госдолга (подп. 1, 2 п. 3);
  • акт, отразивший факт оказания услуги или передачи товара (подп. 2 п. 3.4, подп. 3 п. 7, подп. 2 п. 8, подп. 3 п. 13);
  • документ, содержащий описание маршрута перевозки (п. 3.9);
  • отчет о доходах от перевозок (п. 5.2);
  • сертификат на технику, связанную с космосом (подп. 4 п. 7);
  • выписка из реестра строящихся судов (подп. 2 п. 13).

При большом объеме документов, свидетельствующих об оказании услуг, возможно подать по ним реестры (п. 15 ст. 165 НК РФ). Это действует для перевозочных, транспортных, товаросопроводительных и иных документов, а также таможенных деклараций. ИФНС вправе запросить для контроля любой из документов, попавших в такой реестр.

В отношении перевозок, осуществляемых по железной дороге, подтверждающие документы можно направить в контролирующий орган не в бумажном, а в электронном виде (п. 20 ст. 165 НК РФ).

Нюансы подтверждения 0% ставки и отражения вычетов в декларации при экспорте

Экспорт из России в страны ЕАЭС имеет особенности документального подтверждения. Связано это с отсутствием таможни на границе и необходимостью оформлять заявление о ввозе и уплате косвенных налогов.

При вывозе в страны ЕАЭС документами, подтверждающими 0% ставку НДС при экспорте, служат не таможенные декларации, а сопровождающие товар документы, данные о которых вносятся в заявление о ввозе. Подачи комплекта товаросопроводительных документов в ИФНС можно избежать, если туда будет направлен электронный перечень заявлений о ввозе, составленных по законодательно утвержденной форме (п. 1.3 ст. 165 НК РФ). При этом контролеры имеют право затребовать заинтересовавшие их документы из предоставленного им списка.

Если же вывоз осуществляется в государство, не входящее в ЕАЭС, но через страну — участницу ЕАЭС, то таможенная декларация оформляется, однако в ней делается отметка таможни не о выпуске товара, а о помещении его под соответствующий таможенный режим (подп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Различаться при экспорте может момент, когда налог, предъявляемый поставщиками товаров, работ или услуг, вложенных в создание объекта продажи, разрешено брать в вычеты. Зависит это от того, является реализуемый товар сырьевым или несырьевым. Не имеет значения, куда именно он отгружается, но важно, когда он приобретается (после 30.06.2016).

Для отгружаемых за границу сырьевых товаров так же, как и для услуг, допускающих применение ставки 0%, принятие НДС по затратам в вычеты возможно только после признания продажи состоявшейся, то есть после подтверждения факта экспорта (п. 3 ст. 172, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Соответственно, и данные по экспорту в декларацию по НДС попадут после подтверждения нулевой ставки. При этом суммы вычетов показываются в разделе 4 декларации.

Для несырьевых товаров п. 3 ст. 172 НК РФ не применяется (на это прямо указано в его тексте). Благодаря этому по ним можно брать в вычеты НДС, предъявляемый поставщиками, в обычном порядке, т. е. до момента подтверждения права на использование ставки 0%. Здесь не срабатывает и правило в отношении вычета суммы налога, начисляемого к уплате при нарушении срока подтверждения 0% ставки НДС при экспорте. Показывают вычеты по несырьевым продажам на экспорт в разделе 3 декларации (письмо ФНС России от 31.10.2017 № СД-4-3/22102@). При этом признание самого факта продажи по нулевой ставке для несырьевых товаров подчиняется общему правилу — право на ее использование должно быть подтверждено документально (п. 1 ст. 165 НК РФ).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *