Правовой статус безработного, его права и обязанности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус безработного, его права и обязанности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Правовой статус безработного — трудовое право

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Как стать официальным безработным

Для того чтобы человека, не имеющего работы, признали безработным, необходимо выполнить некоторые формальности

:

  1. зарегистрироваться для поиска работы;
  2. зарегистрироваться в качестве безработного;
  3. в оговариваемые сроки посещать службу занятости для получения информации о подходящей работе.

Первое, что заявитель должен сделать, это обратиться в службу занятости с заявлением о поиске работы.

Вместе с заявлением в службу занятости надо предоставить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • индивидуальную программу реабилитацию инвалида (при наличии);
  • трудовую книжку, другие договоры или контракты;
  • документ об образовании и специализации;
  • справку о среднем заработке за последние 3 месяца;
  • документ о снятии с учета в качестве ИП или другие, подтверждающие прекращение деятельности (расторжение авторского договора, прекращение военного контракта);
  • иные документы, подтверждающие трудности в поиске работы при наличии (справка по инвалидности, предпенсионный возраст, одинокий и многодетный родитель).

Лица, которых нельзя признать безработными и регистрировать как безработных

Тут же важно сказать, что не для всех граждан допустимо быть признанными в качестве безработных. К примеру, нельзя признать безработными и зарегистрировать как безработных ряд граждан, которые:

  • не достигли 16 лет;
  • на основании пенсионного законодательства РФ получают пенсию по старости или за выслугу лет;
  • отказались в течение десяти дней с момента, когда их зарегистрировали в органе относительно вопросов занятости для того, чтобы найти подходящую работу от двух вариантов подходящей работы, сюда же входит временная работа. Также к данной категории относятся те, кто первый раз ищут работу и ранее не работали, и не имеют профессии в ситуациях, когда были два отказа в том, чтобы получить профессиональную подготовку или оплачиваемую работу, которая была предложена. Сюда же относится ситуации, когда гражданин дважды находился на временной работе;
  • не явились без уважительной причины сроком в 10 дней с момента регистрации для того, чтобы найти подходящую работу, в орган относительно вопросов занятости, а также те, кто не явился в срок, который был установлен органом по вопросам занятости для того, чтобы зарегистрироваться как безработный;
  • являются осужденными на основании решения суда к ряду работ исправительного характера, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • те, кто представил ряд документов, которые содержат сведения относительно отсутствия работы и заработка, которые являются заведомо ложными, а также те, кто предоставил ряд иных недостоверных данных для признания их безработными.

Для ряда граждан, которым в установленном порядке отказали в том, чтобы зарегистрировать их как безработных, допустимо повторно обратиться в орган по вопросам занятости через месяц после того, как им было отказано для того, чтобы решить вопрос регистрации в качестве безработного.

Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.

Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.

Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.

К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.

Ответственность безработного

К видам ответственности можно отнести:

  • Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
  • Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).

Какие социальные гарантии предоставляются безработным

Социальные гарантии – это определенные материальные условия, обеспечиваемые гражданину обществом и государством в ситуации, когда он потерял рабочее место или страдает от безработицы в регионе или стране в целом.

Размеры социальных гарантий напрямую связаны с финансовой ситуацией в стране в настоящее время.

Социальная поддержка со стороны государства в отношении безработных граждан оправданна – каждый человек имеет право на то, чтобы зарабатывать деньги своим трудом и обеспечивать себя и свою семью, а государство признает право жителей страны на улучшение уровня жизни – значит, при возникновении у граждан проблем с трудоустройством власти должны поддерживать и защищать попавших в трудную ситуацию людей.

На законодательном уровне определены следующие социальные гарантии, на которые имеют право безработные граждане:

  • материальная поддержка иждивенцам безработного гражданина и лицам, утратившим право на выплату по безработице из-за окончания периода выплат (такого рода поддержка не является социальной гарантией, поскольку она оказывается по решению органа социальной защиты населения);
  • пособие по временной нетрудоспособности (в сумме положенного гражданину пособия по безработице);
  • компенсация расходов на переезд в другой населенный пункт или регион, если безработный принимает предложение Центра занятости о переезде с целью трудоустройства по подходящей вакансии;
  • возможность осуществления общественных работ и получения оплаты за свой труд, которые проводятся Центром занятости;
  • стипендия, выплачиваемая в течение всего периода прохождения переподготовки, профессионального обучения или курсов повышения квалификации по направлению специалиста Центра занятости;
  • пособие по безработице с момента постановки на учет в Службе занятости;
  • компенсация и гарантии при увольнении из-за ликвидации компании, сокращения штата или численности сотрудников (в том числе для уволенного директора предприятия, его заместителя и главного бухгалтера).

Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и соц.защите городского, районного исполкома в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.

Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработный гражданин в день обращения представляет в комитет по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, райисполкомов документы. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета.

Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане: ♦ не достигшие 16-летнего возраста; ♦ которым в соответствии с законодат-м назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;♦ отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; ♦ проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях МВД РБ; ♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; ♦ обучавшиеся за счет средств респуб-го и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодат-м об образовании срока.

Одна из основных задач органов по труду, занятости и социальной защите – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профпригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы.

Подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда; – предлагаемый заработок на 10 и более % ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина. По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. В определенных случаях требования к подходящей работе понижаются.

Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. К правам безработных можно отнести право на:

♦ бесплатную профориентацию, психологическую поддержку, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации; ♦ получение пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; ♦ компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность;♦ бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение;♦ возможность участия в оплачиваемых общественных работах;♦ содействие в организации предпринимательской деятельности.

Права и обязанности безработных граждан

Права и обязанности граждан в сфере занятости населения — это особые этапы процедуры, которые позволяют в дальнейшем трудоустроить безработное лицо.

Права лиц, которые находятся на особом статусе у государства:

  • 1. Являться в указанный период времени в территориальные органы центра занятости, не реже 3 раз в месяц.
  • 2. Лица обязуются своевременно оповещать об изменениях в своей жизни работников службы занятости, ответственных за трудоустройство.
  • 3. В случае неудачного прохождения собеседования или предоставления неподходящей работы, безработному человеку необходимо явиться в территориальное отделение службы занятости для получения специальной отметки.
  • 4. В случае, если срок согласно которому человек должен был явиться в указанное место работы нарушен, то в обязательном порядке должна быть указана уважительная причина неявки – бумага из медицинского учреждения или же другое.

Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения

С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.

Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:

  • пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
  • граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
  • физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Безработному, как и любому другому гражданину, Российской Федерации принадлежат многие права. Знание своих прав позволит безработному вести поиск работы и регулировать его трудовой статус в соответствие с его интересами.

Одним из помощников в поиске работы, к которым может обратиться безработный бесплатно, является служба занятости.

Безработным необходимо иметь в виду, что обратиться в службу занятости для поиска работы им можно всегда, это абсолютно не связано с наличием у них опыта работы, а так же не зависит это и от того, уволился ли безработный по собственному желанию или его уволил работодатель по своей инициативе.

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;

обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц – как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ);

заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;

оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);

выплату пособия по безработице;

выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработному немало важно знать, что если он как безработный утратил право на получение пособия по безработице из-за истечения сроков его выплаты, а также если безработный проходит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по направлению органа службы занятости, то органом службы занятости ему может оказываться материальная помощь.

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации возможны, если безработный:

не имеет профессии (специальности);

не может найти подходящую работу из-за отсутствия необходимой профессиональной подготовки;

ему необходимо переменить профессию (специальность) из-за того, что нет работы, отвечающей его профессии;

больше не может работать по прежней профессии.

Профессиональная консультация предполагает, что безработному окажут помощь в профессиональном самоопределении – то есть, помогут выбрать свой профессиональный путь с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также с учетом потребностей общества в работниках определенной сферы деятельности.

Профессиональное обучение безработных граждан может осуществляться в следующих вариантах:

профессиональная подготовка для ускоренного приобретения необходимых для работы навыков;

переподготовка для приобретения новых профессий;

обучение работников, имеющих профессию, другим профессиям для получения возможности работать, совмещая их;

повышение квалификации рабочих для обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства, для изучения новой техники и технологий, нужных для выполнения профессиональной деятельности;

повышение квалификации для обновления теоретических и практических знаний, если повышаются требования к уровню квалификации и необходимо освоение новых способов работы;

стажировка для специалистов для формирования и использования на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения организаторских и профессиональных качеств.

В приоритетном порядке пройти профессиональное обучение могут:

2) безработные по истечении шестимесячного периода безработицы;

3) граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) таких граждан и военнослужащих;

4) выпускники общеобразовательных учреждений, граждане, впервые ищущие работы (раньше не работавшие), не имеющие профессии (специальности).

Для прохождения обучения служба занятости должна заключить с безработным договор, на основании которого безработному будет выдано направление на обучение.

На период профессионального обучения безработным гарантируется бесплатное медицинское обслуживание и медицинские осмотры, бесплатное обучение, выплата стипендии, в том числе, за период его временной нетрудоспособности.

Он может получать по месту прохождения производственного обучения и заработную плату за самостоятельно изготовленную им продукцию, которая не влияет на размер получаемой его стипендии.

При желании безработный может сочетать обучение с выполнением оплачиваемых общественных работ на основании срочного трудового договора.

Статус безработного: его обязанности:

Если гражданина признали безработным, то он обязан соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации. Напомню, что он должен проходить перерегистрацию в органе службы занятости по месту жительства в установленный этим органом срок, но не реже двух раз в месяц, если служба занятости в письменном виде не разрешит ему приходить не реже одного раза в месяц. безработный статус гарантия пособие государственный

В противном случае его могут лишить статуса безработного.

Имеют ли право безработные на субсидию?

Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.

В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.

Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.

Правовой статус безработного

Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных.

В частности, государство гарантирует безработным:

  • выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *