Ответственность за нарушение земельного законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение земельного законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Дисциплинарная ответственность является одной из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — ТК РФ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации. В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связана с использованием и охраной земель.

Комментарии к ст. 75 ЗК РФ


1. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения применяется за совершенные дисциплинарные проступки при исполнении работниками земельного контроля и другими лицами своих трудовых обязанностей, например неаккуратное оформление протоколов об административных проступках, документов государственного земельного кадастра, ненадлежащее исполнение работ при подготовке почвы для посева сельскохозяйственных культур и т.п. Она предусматривается соответствующими статьями Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Мерами дисциплинарных взысканий могут быть: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК РФ). Они налагаются руководителем организации на подчиненных ему по службе работников. Расширять названный перечень взысканий запрещено.

Дисциплинарным проступком работника могут быть признаны только такие его противоправные действия или бездействие, которые непосредственно связаны с исполнением им трудовых обязанностей. Не может, например, считаться дисциплинарным проступком отказ работника от выполнения общественного поручения или нарушение им правил поведения в общественных местах и т.п. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия или бездействия, хотя должен был предвидеть, либо когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов или орудий производства, из-за недостаточной квалификации работника, его нетрудоспособности и т.п.).

2. Различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Общая дисциплинарная ответственность регулируется Трудовым кодексом и распространяется на всех работников организаций, кроме тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. Специальная дисциплинарная ответственность установлена уставами и положениями о дисциплине для некоторых ответственных категорий работников. Установление специальной дисциплинарной ответственности обусловлено спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Эта дисциплинарная ответственность предусматривает ряд более строгих, по сравнению с общей дисциплинарной ответственностью, мер взыскания, а также в некоторых случаях расширяет понятие дисциплинарного проступка. Некоторые особенности привлечения к дисциплинарной ответственности установлены для государственных служащих.

Необходимо дисциплинарную ответственность как форму юридической ответственности отличать от ответственности, предусмотренной нормами административного права, о чем говорилось выше. Итак, дисциплинарная ответственность различается: по характеру правонарушений, за которые наступает та или иная ответственность; по субъектам, имеющим право налагать взыскания; по кругу лиц, которые могут быть привлечены к ответственности, а также по видам применяемых к ним мер взыскания. В отличие от дисциплинарной ответственности, которая, как уже отмечалось, наступает за нарушение трудовой дисциплины, административная ответственность наступает за совершение административного проступка, предусмотренного КоАП РФ.

Дисциплинарные взыскания налагаются администрацией только той организации, с которой работник состоит в трудовых правоотношениях. Право применять административные меры взыскания предоставлено специально уполномоченным органам или лицам, с которыми правонарушитель не связан трудовыми отношениями (например, государственные инспекторы в области охраны земель, органы милиции и др.). Если основным видом административного взыскания является штраф, то штраф как вид взыскания законодательством о труде не допускается. Поэтому такая ответственность не может быть применена за совершение дисциплинарного проступка.

Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит администрации, которая, однако, должна учитывать степень тяжести совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника и др. При применении такой меры взыскания, как увольнение с работы, необходимо учитывать, что оно допускается только в случаях, прямо предусмотренных в законе.

Применение взыскания за совершение дисциплинарного проступка является правом, а не обязанностью администрации. Она может, учитывая все обстоятельства дела, не налагать взыскание на работника, совершившего те или иные упущения по службе.

При наложении дисциплинарных взысканий необходимо соблюдение правил ТК РФ. В соответствии с ними администрация обязана для выяснения всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка, а также степени вины работника, совершившего проступок, затребовать от него письменное объяснение. Такое объяснение должно быть затребовано до применения к работнику той или иной меры взыскания. Отказ работника дать письменное объяснение не может служить препятствием для применения взыскания. При отказе работника дать письменное объяснение по существу совершенного проступка составляется акт с указанием присутствовавших при этом отказе свидетелей. В случае спора о правомерности применения дисциплинарного взыскания такой акт будет являться доказательством соблюдения администрацией правил привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание должно быть применено к работнику непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. Днем обнаружения проступка, с которого исчисляется срок применения дисциплинарного взыскания, считается день, когда непосредственному руководителю работника стало известно о совершенном проступке. При этом не имеет значения, наделен ли он правом наложения дисциплинарных взысканий. В срок, в течение которого может быть применено дисциплинарное взыскание, не включается время, когда работник отсутствовал на работе в связи с болезнью или находился в отпуске. Отсутствие на работе по другим основаниям, в том числе и в связи с неиспользованием дней отдыха (отгулов), независимо от их продолжительности, не прерывает течение указанного срока.

Не допускается применение дисциплинарного взыскания по истечении шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня его совершения, не считая времени производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Однако, если неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжалось, несмотря на наложение дисциплинарного взыскания, допустимо применение к нему нового дисциплинарного взыскания, в том числе и увольнения.

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.). О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) или постановление. В приказе (распоряжении) или постановлении должны быть указаны мотивы его применения, т.е. конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию. Работник, подвергшийся взысканию, должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) или постановлением о применении взыскания под расписку. Приказ о применении взыскания доводится до сведения всех работников данной организации. Если работник считает, что дисциплинарное взыскание применено к нему неправомерно или мера взыскания является слишком суровой, он имеет право обжаловать это в установленном законом порядке.

Дисциплинарное взыскание является действующим в течение одного года со дня его применения. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взысканию.

Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения

Гражданско-правовая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, т.е. применяется независимо от административной, уголовной или дисциплинарной ответственности. Такая ответственность носит компенсационный характер, направлена на восстановление нарушенных прав собственника.

Право собственности и другие вещные права на землю пользуются в соответствии с гл. гл. 17, 20 ГК РФ такой же защитой, как и права на любую иную собственность. Применение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения вреда базируется на нормах ГК РФ о способах защиты гражданских прав. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, в числе прочего, осуществляется путем возмещения убытков и компенсации морального вреда. Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Убытки и моральный вред в совокупности представляют собой вред, который должен быть компенсирован пострадавшему лицу.

ЗК РФ достаточно подробно регламентирует возмещение убытков, связанных с земельными правонарушениями. В ч. 2 ст. 74 ЗК РФ установлено, что привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред. Часть 1 ст. 76 ЗК РФ устанавливает, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений, а ч. 4 этой же статьи подчеркивает, что принудительное прекращение прав на земельный участок не освобождает от обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями вреда.

Возмещение вреда природным объектам и приведение земельных участков в пригодное состояние

Земля одновременно является имуществом и объектом природы. Обязанность по возмещению вреда в полном объеме (ч. 1 ст. 76 ЗК РФ) означает не только восстановление нарушенных прав собственника, но и возмещение вреда, причиненного окружающей среде, земле как природному объекту. Такой вред следует оценить как более масштабный, чем вред, нанесенный собственнику или правообладателю, так как он затрагивает интересы более широкого круга лиц.

Отношения по возмещению вреда, нанесенного земле как природному объекту, могут быть как связаны, так и не связаны с совершением правонарушения. Например, это возмещение убытков, причиненных государственными или муниципальными органами в связи с изъятием земель для государственных и муниципальных нужд (в том числе национализации), или ухудшение качества земель в результате деятельности других лиц (ст. 57 ЗК РФ), не вызванное правонарушением. Убытки, причиненные изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый участок и производятся за счет соответствующего бюджета.

Возмещение вреда, причиненного земле как природному объекту, корреспондирует ст. 77 Закона N 7-ФЗ, согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства

Нарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных 1 обязанностей или работником организации при нарушении им своих трудовых обязанностей. При этом применение к организации административного воздействия должно в обязательном порядке влечь дисциплинарную ответственность виновного работника. Так, в соответствии со ст. 75 ЗК РФ виновные несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии «определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная’ ответственность может наступать за дисциплинарные проступки, предусмотренные в нормативно-правовых актах,- в Трудовом кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2001 г., Правилах внутреннего трудового распорядка организации, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организациях.

Предусмотрены..следующие виды дисциплинарных взысканий: замещение, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации). Взыскание налагается путем объявления .в приказе (работодателя) того предприятия, где работает работник (должностное лицо).

[1]

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Порядок взысканий за трудовые преступления

Ответственность за нарушение норм, установленных земельным законодательством, заключается в применении взысканий дисциплинарного характера к рабочим и служащим предприятия, по чьей вине произошло причинение ущерба. Схема пресечения подразумевает привлечение к ответственности работника перед предприятием за привлечение к ответственности предприятия государством. Виды наказаний за нарушения описаны в Трудовом кодексе, статья 192. Работодателям не стоит забывать, что дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения должна быть прописана в договоре (контракте) при приеме на работу.

Меры пресечения могут применяться в отношении постоянным или временных сотрудников предприятия, у которых в обязанностях прописано соблюдение норм земельного права. Применение дисциплинарных взысканий не освобождает работников от других видов взысканий, например, материальных. Приказом по организации сотрудник получает взыскание, например, выговор, с одновременным начетом в пользу работодателя, который заплатил крупный штраф государству. Максимальный размер удержаний из заработной платы не может составлять более половины дохода.

Порядок привлечения к уголовной ответственности

За преступления, связанные с землей, к уголовной ответственности привлекают редко, чаще злодеяние квалифицируют, как административное правонарушение. Конечно, встречаются ситуации, когда виновный отвечает за земельное преступление по всей строгости закона.

Порядок привлечения к ответственности за злодеяние, связанное с землей, несколько отличается от привычного ведения досудебного расследования. После обращения в полицию с заявлением или жалобой, необходимо не только провести опрос соседей и непосредственно заявителей, но и осуществить оценку почвы и грунтовых вод на участке.

В этом деле полицейским не обойтись без участия экологов и других экспертов в данной области. На основании проведенных анализов будут составлены протоколы и заключения. Вместе с собранными материалами заключения передаются для следственной оценки, на основании которой будет вынесено решение о возбуждении уголовного дела или отказ.

Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.

Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.

Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:

1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);

2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);

3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).

Юридическая ответственность разделяется на виды:

1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.

2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и предста­вляют опасность для общества, государства или от­дельных лиц;

3. гражданско-правовая ответственность при­меняется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правона­рушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арен­даторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;

4. дисциплинарная ответственность за совер­шение земельного правонарушения – должностные лица и работни­ки организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную от­ветственность, если в результате ненадлежащего вы­полнения ими своих должностных или трудовых обя­занностей соответствующая организация понесла административную ответственность.

Эта ответственность применяется в результате со­вершения таких правонарушений, как: проектирова­ние, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, ко­торые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.

52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Земельное правонарушение – это противоправное деяние, посягающее на земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства. Оно является основанием для мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством.

Состав земельного правонарушения включает четыре элемента:

• объект – земельные отношения, регулируемые и охраняемые нормами права;

• субъекты – юридические и физические лица, в том числе должностные. При этом правонарушителями могут быть как участники земельных правоотношений, так и иные организации и лица, не имеющие прав на землю, но допустившие нарушения правил пользования и охраны земель;

• объективная сторона – противоправное поведение, которое может быть совершено как в виде активных действий, так и в виде бездействия (так, лицо, самовольно использующее земельный участок, участником земельных правоотношений не является; субъектами земельных правонарушений могут быть проектные организации, разрабатывающие мелиоративные проекты, застройку населенных пунктов, действиями которых может быть причинен вред правам и интересам государства, физических и юридических лиц);

• субъективная сторона – характеризуется наличием вины в форме умысла или неосторожности. Во всех случаях установление формы вины обязательно, поскольку этим определяется общественная опасность земельного правонарушения, размер ответственности за него.

Земельное законодательство не содержит исчерпывающего перечня земельных правонарушений, оно устанавливает только границы правомерного поведения.

В зависимости от объекта можно выделить несколько видов земельных правонарушений.

1. Правонарушения, посягающие на порядок владения землей (самовольный захват земель или самовольное пользование землей, совершение сделок с земельными участками, не предусмотренных законодательством). В настоящее время в соответствии со ст. 223 ГК самовольным строительством признается строительство на земельном участке, не отведенном для этих целей, а также без получения на это необходимых разрешений либо с существенными отступлениями от проекта или с существенными нарушениями градостроительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее права собственности, не вправе пользоваться и распоряжаться ею – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Такое самовольное строительство незамедлительно приостанавливается. Снос самовольной постройки или приведение ее в прежнее состояние выполняется лицом, осуществившим самовольное строительство, или за его счет. Для отдельных случаев самовольного строительства существует порядок признания права собственности на самовольную постройку: например, если есть возможность предоставить данный участок лицу, осуществившему застройку (решение принимает исполком).

2. Правонарушения, посягающие на порядок надлежащего использования земель. К ним относятся использование земельных участков не по целевому назначению; не использование земельных участков в течение определенных сроков; несвоевременный возврат временно занимаемых земель и др.

3. Правонарушения, посягающие на порядок охраны земель и связанные с нарушением экологических требований в процессе эксплуатации земель (загрязнение, порча земель; проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель и др.).

Лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность (ст. 158 Кодекса о земле). Возможна также дисциплинарная ответственность. Кроме этого, земельным правом признается существование земельно-правовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям.

Уголовный кодекс РБ предусматривает ответственность за следующие деяния:

1) посягающие на отношения рационального использования и охраны земель. УК предусматривает ряд составов, объединенных общим понятием «порча земель» (ст. 269 УК). Они относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды (гл. 26 УК) и включают:

* уничтожение плодородного слоя почвы;

* невыполнение правил рекультивации земель;

* загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами производства и потребления, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель.

Такие преступления наказываются штрафом или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. Порча земель, совершенная в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, либо порча земель, повлекшая причинение ущерба в особо крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок.

2) за самовольное занятие земельного участка. Ст. 386 УК относит это деяние к преступлению против порядка управления (гл. 33), а фактически такое преступное деяние нарушает и отношения по управлению землями, и отношения собственности на землю, землевладения и землепользования. Это наказывается штрафом или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до трех месяцев.

Уголовная ответственность часто предполагает административную преюдицию, т. е. уголовная ответственность наступает лишь в случае, если лицо подвергалось административному взысканию и в течение года после наложения административного взыскания совершило такое же деяние (кроме квалифицированных составов «порча земель»).

Административная ответственность за земельные правонарушения наступает за противоправные нарушения земельного законодательства, которые по характеру и степени общественной опасности не могут быть отнесены к преступлениям. Перечень земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, содержится в Кодексе административных нарушений РБ (КоАП). Административная ответственность применяется к землевладельцам, землепользователям и собственникам земли за правонарушения, связанные с ненадлежащим использованием независимо от форм использования участка и охраной земель (неиспользование земель в течение одного года без уважительных причин, несоблюдение природоохранного режима их использования, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены – ст. 52 КоАП, порча, загрязнение земель – ст. 53, несвоевременный возврат временно занимаемых земель – ст. 54, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства – ст. 55 и др.), а также к лицам, которые не обладают субъективными правами на конкретный земельный участок, но нарушают установленные земельным законодательством требования по отношению к земле (порча, загрязнение земель – ст. 53, уничтожение межевых границ землевладений и землепользований – ст. 56), либо посягают на чужой земельный участок (самовольное занятие земельного участка и т. д. – ст. 47 КоАП).

Должностные лица привлекаются к административной ответственности за произошедшие по их вине нарушения предприятиями, учреждениями и организациями земельных предписаний, касающихся как использования и охраны земель, так и порядка управления землями (искажение сведений государственной регистрации и учета земель – ст. 56, занятие земельного участка до получения документов, удостоверяющих право владения, пользования или собственности на землю – ст. 142, нарушение порядка решения вопросов предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – ст. 167 КоАП).

Дисциплинарные взыскания, их виды и порядок их применения. Срок применения дисциплинарного взыскания в области земельного права

Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения подразумевает разный порядок применения конкретных мер. Соответственно, существуют следующие разновидности дисциплинарного наказания, которые активно применяются в юридической практике, а также регламентируются нормами трудового законодательства:

  • замечание;
  • перевод на нижеоплачиваемую должность;
  • понижение по карьерной категории;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение премиальных финансовых выплат;

В случае дисциплинарного нарушения администрацией конкретного предприятия издается приказ с объявлением в нем взыскания виновному.

Земельным законодательством утверждается вынесение соответствующего решения, а также взыскание причиненного ущерба и применение мер наказания в определенный срок, который ограничивается следующими периодами:

  • одним месяцем с момента обнаружения состава преступления;
  • шестью месяцами с момента совершению правонарушения.

В особых случаях, когда определенный проступок дисциплинарного характера напрямую был связан с причинением вреда и нанесением материального ущерба предприятию, к сотруднику может дополнительно применяться и материальная форма ответственности за совершенное нарушение.

Статья 75 ЗК РФ. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения (действующая редакция)

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Что понимается под земельными правонарушениями

Земельные правонарушения представлены действиями, запрещенными законом или бездействием относительно земель и земельных участков.

Они состоят из нарушений прав граждан на земельные участки. Земельные правонарушения характеризуются также действиями или бездействием должностных лиц, проявляющиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении или нарушении возложенных на них государством обязанностей и функций в сфере обеспечения земельного законодательства.

Итак, земельное правонарушение является общественно опасным, противоправным деянием, нарушающим земельное законодательство, влекущее за собой негативные последствия и создающее угрозу возникновения таких последствий.

Предмет посягательства при земельных правонарушениях состоит из земли, земельного участка или земельных прав граждан.

Земельное правонарушение включает в себя элементы, характеризующие совершенное деяние как правонарушение. Совокупность этих элементов, состоящая из: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны, является составом правонарушения.

Порядок привлечения к ответственности за нарушения землепользования

Для административных правонарушений применяется следующий порядок привлечения к ответственности:

  1. По заявлению лица или в результате мониторинга земель выявляются нарушения административного характера.
  2. Составляется и передается на рассмотрение в специальный комиссионный орган официальный протокол.
  3. В течение 15 дней рассматривается протокол и принимается решение.
  4. Комиссия составляет распоряжение о вынесении административного наказания.
  5. Дело передаётся в суд.
  6. В суде выносится решение, которое передаётся на исполнение приставам.
  7. В трёхдневный срок уведомляется виновник.

Порядок вынесения уголовного наказания несколько иной, так как дело рассматривается в полиции. После выяснения состава преступления и получения объяснений у виновника дело также передаётся в суд, а наказание выносится согласно Уголовному кодексу РФ.

В завершении добавим только: любое нарушение, будь то административное, будь то уголовное, влечёт за собой ответственность. Так что не стоит нарушать законодательные нормы и пользоваться землёй согласно установленным правилам.

Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства

Нарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных 1 обязанностей или работником организации при нарушении им своих трудовых обязанностей. При этом применение к организации административного воздействия должно в обязательном порядке влечь дисциплинарную ответственность виновного работника. Так, в соответствии со ст. 75 ЗК РФ виновные несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Как и другие формы ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии «определенных условий и обстоятельств. Прежде всего дисциплинарная’ ответственность может наступать за дисциплинарные проступки, предусмотренные в нормативно-правовых актах,- в Трудовом кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 21 декабря 2001 г., Правилах внутреннего трудового распорядка организации, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организациях.

Предусмотрены..следующие виды дисциплинарных взысканий: замещение, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания (ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации). Взыскание налагается путем объявления .в приказе (работодателя) того предприятия, где работает работник (должностное лицо).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок, за нарушение земельного

законодательства может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

Юридическая ответственность за нарушением земельного законодательства

– система принудительных мер, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, пресечения и предупреждения правонарушений и восстановления нарушенных прав. Это также одна из мер охраны земель, нацеленная на поддержание порядка землепользования, защиту субъективных прав на землю.

Поскольку общество и государство заинтересованы в том, чтобы земельное право добровольно и добросовестно исполнялось, законодательством установлены меры принуждения и наказания в виде сложного механизма юридической ответственности. Одним из основных свойств юридической ответственности является ее государственный принудительный характер, выражающийся в праве государства возлагать на соответствующего субъекта обязанность нести неблагоприятные последствия. Неблагоприятные последствия личного, имущественного, организационного и иного характера называются санкциями. Санкции включают дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения, административные и уголовные штрафы, прекращение или приостановление права землепользования, возложение обязанности компенсировать нанесенный ущерб и др.

Виды:

Юридическая ответственность за земельные правонарушения регулируется нормами земельного, уголовного, административного, трудового, гражданского права, а также нормами соответствующих процессуальных отраслей. При этом в большинстве случаев положения земельного законодательства носят отсылочный характер, адресуя вопросы привлечения к юридической ответственности к специальному законодательству – Уголовному и Гражданскому кодексам, Кодексу об административных правонарушениях.

Уголовная:

Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности

Как показывает практика, земельные преступления крайне редко рассматриваются в уголовно-правовом порядке. Чаще всего аграрные правонарушения рассматриваются как административное нарушение, так как преступления, которые способствуют разрушению экологической среды, не сильно влияют на человеческое здоровье. Тем не менее имеются случаи, когда преступников карают за экологические разрушения по всей строгости уголовного права.

Этапы привлечения к УО:

  • оценка грунтовых пород после заявления пострадавшего либо от жалоб соседей;
  • составление доклада и протокола, и передача на рассмотрение в следственный комитет;
  • по истечении 15 суток, выносится решение по делу;
  • комиссия выносит уголовное наказание и передаёт дело в суд для подтверждения приговора;
  • судебный процесс: суд вызывается сторону обвинения и защиты, для контрольного дознания, рассматривает доказательства, выявляет факт преступления, отягчающие обстоятельства, и на основании всех моментов выносится окончательный вердикт;
  • вступление приговора в правовую силу.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *