Приватизация имущества государства или муниципалитета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация имущества государства или муниципалитета». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

Что такое «Неприватизированная квартира»?

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

ВНИМАНИЕ! Не всякое жилье может быть приватизировано. Закон ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» касается только муниципального (государственного) жилья. Нельзя приватизировать:

  • Служебные квартиры
  • Комнаты в общежитии, находящемся на балансе предприятия и организации
  • Жилой фонд, находящийся в закрытых военных городках (ЗАТО)

Сущность «приватизации» и «разгосударствления».

Приватизация — это преобразование государственной собственности в частную.

По сути, это процесс, сопровождающий передачу или покупку и продажу государственной или муниципальной собственности в частные руки. В этом процессе участвуют, по крайней мере, две стороны, одна из которых обязательно является государством. Есть разница между денационализацией и приватизацией. Последний термин относится к передаче государственной собственности в частную собственность. Под денационализацией понимается отмена государственной монополии и переход к мультиэкономической смешанной модели управления. То есть происходит полная реструктуризация национальной экономики и принципов ее управления. Из-за разгосударствления происходит денационализация:

  • Создание множественных форм собственности.
  • Преобразование предприятий в конкурентоспособные предприятия.
  • Приватизация

Получается, что приватизация является одной из форм разгосударствления. Речь идет о смене собственника, децентрализации управления имуществом. Это явление может принимать различные формы, а не только приватизацию. Например, государство может разрешить коллективу предприятия приобрести его собственность. Перераспределение имущества может осуществляться в виде специальных денег и чеков. Также может быть изменена организационная структура предприятия, изменена степень участия отдельных субъектов в приватизации.

Поэтому приватизация не является гарантией экономического развития. Он служит инструментом для построения конкурентных рыночных отношений. Сочетание частной и государственной собственности может стать основой сильной национальной экономики. Однако успешное использование коммерческой недвижимости требует грамотного управления и регулирования, что оставляет желать лучшего, например, в России. Таким образом, приватизация является формой разгосударствления собственности.

Приватизация — это процесс перехода собственности от государства в частные руки. Этот термин стал широко использоваться в России в 90-е годы прошлого века, когда начался активный процесс приватизации, как объектов промышленности, так и жилья.

В настоящее время еще не все жилые объекты недвижимости перешли из рук государства и муниципалитета в частные. Можно отметить важное свойство приватизации — безвозмездность. Государство передает гражданам право собственности на жилье совершенно бесплатно.

В качестве недвижимости рассматриваются следующие объекты:

  • квартиры;
  • частные дома;
  • участки земли;
  • гаражи и машиноместа;
  • дачи и другие постройки.

Среди этих категорий объектов недвижимости до сих пор есть такие, что по закону принадлежат государству, но гражданин пользуется ими на правах аренды, пожизненного или другого срока пользования. Для того, чтобы совершить любую операцию по отчуждению собственности, нужно стать ее владельцем по закону.

Что будет если не приватизировать квартиру?

Около 20 лет назад начала действовать программа по приватизации недвижимости. Ею воспользовались десятки миллионов граждан. Но, даже сегодня есть те, кто не решил, стоил ли сейчас приватизировать квартиру или может, нет надобности.

Каждый определяет для себя самостоятельно целесообразность такого поступка. Главное – помнить о сроках. Уже несколько раз государство продлевало возможность приватизации. Последний раз вносились изменения 1 марта 2021 года. Вполне вероятно, что продление окажется не последним.

Но, если дата станет окончательной, то лица, не успевшие приватизировать жилье, будут вынуждены в будущем уже платить деньги за процедуру. Соответственно, если человек точно знает, зачем ему нужна приватизация, не следует с ней затягивать. На сегодняшний день процедура осуществляется по упрощенной системе.

Приватизация через акционирование в постсоветской России.

Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.

На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.

В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.

Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.

Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.

1. Базовая модельс преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.

Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.

2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.

Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.

3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.

Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.

При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).

Результаты приватизации в России 1990-х.

Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.

Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».

Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Таблица 3. ЧИСЛО ПРЕДПРИЯТИЙ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ (на 1 января)
Годы
1995 1998 2000 2004
Всего, тыс. 1946 2727 3106 4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и муниципальная 25,5 11,9 11,2 19,8
– частная 62,5 73,9 74,4 78,0
– прочие 12,0 14,2 14,4 12,2
Составлено по: Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сборник / Росстат. М.: 2004. С. 331.

В 2001 г. завершился конечный этап приватизации угольной промышленности.

К 2006 г. 119 951 муниципальное, а также государственное предприятие приватизировано. Среди них – «Россгосстрах», частично «Сбербанк», «Роснефть», «Банк ВТБ» под лозунгом «народного IPO». Позже «Сбербанк» полностью переформатирован юридически в частную собственность. Свыше 50% акций принадлежит центральному банку России. Он не является государственной структурой. Однако, в 2020 г. произошел выкуп государством 51% акции «Сбербанка».

К 2009 г. госсектор сохранился в размере 35%. По оценке ФАС, остальные 65% государственного имущества перешли в частное управление. Однако, к 2015 году доля госсектора составила 70%. Осуществлен обратный процесс приватизации – реприватизация.

В 2015 г. как частная форма оформлено 133,4 млн Га земли. Это 7,8 % от общего числа земли в фонде России.

Утверждена правительством обновленная программа приватизации госимущества 2017 – 2019 гг. На основе нее сформированы доходы в счет государства в размере около 5,6 млрд российских рублей. Такая доходность в пользу государства, по расчетам, должна сохраняться ежегодно.

Особенности приватизации жилья

Объектами приватизации в данном случае могут быть главным образом квартиры, в некоторых случаях — также земельные участки. Переход в частные руки первого типа недвижимости в соответствии с законодательством РФ осуществляется в общем случае бесплатно. Приватизация земельных участков, а также нежилых объектов, в свою очередь, обычно осуществляется на платной основе. Хотя, безусловно, законодательством РФ предусмотрены способы приватизации собственности в виде земельных участков бесплатно.

Возможны ситуации, при которых гражданин выкупает жилплощадь у государства. Правда, данный механизм не может, с юридической точки зрения, рассматриваться как вариант приватизации жилья.

Самый, возможно, востребованный среди граждан России способ получения жилплощади — использование механизма бесплатной его приватизации. Изначально собственниками жилого имущества, которое передается гражданам в порядке приватизации, могут быть как государственные, так и муниципальные органы власти. Получить квартиру в собственность от государства человек, пользующийся объектом недвижимости по договору социального найма, может только 1 раз бесплатно.

Рассмотрим ряд практических нюансов процедуры, о которой идет речь. В частности, полезно будет изучить специфику комплектования перечней документов, которые нужны гражданину, рассчитывающему задействовать гарантированные законодательством способы приватизации государственного имущества в виде квартир. Также изучим некоторые рекомендации юристов по применению данного механизма приобретения жилья.

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

Сущность приватизационных процессов

Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Способы приватизации

Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

Права собственности, приватизация и национализация в России

Социологические опросы, проведенные в России в 2006 году, показывают, что результаты приватизации госсобственности, проведенной в 1990-ые годы, устраивают лишь 14% опрошенных. В то же время 29% высказались за полный пересмотр результатов, а еще 28% считают необходимым пересмотреть приватизацию крупнейших предприятий и основных секторов экономики страны.

Очевидно, что ельцинская приватизация популярностью в народе не пользуется. Аналогичная картина наблюдается, впрочем, и в других постсоциалистических странах, население которых также недовольно результатами продажи государственных активов в 90-ые годы.

Авторы книги задались целью ответить на вопрос: неужели приватизация и правда была ошибкой и предприятия должны были оставаться в государственной собственности? Или же проблема не в приватизации как таковой, но в тех методах, которые использовались при ее реализации? Ведь как подчеркивают исследователи, отношение к частному бизнесу как таковому у населения значительно лучше, чем к приватизации.

Первый раздел книги отвечает на вопрос, в какой мере необходимость приватизации была обоснована теми публичными заявлениями, которые делали тогдашние лидеры страны. Имеет ли приватизация какой-то общественный смысл или она неизбежно ведет к обогащению небольшой группы лиц за счет интересов остальных?

Однозначного ответа на этот вопросы авторы не дают. Если мыслить эту проблем в чисто экономических категориях, то ответ зависит от типа производимых благ и режима защиты собственности. Однако, как показано в исследовании, в действительности причины приватизации и национализации зачастую лежат за рамками экономической целесообразности. Например, в условиях острого политического противостояния они могут быть обусловлены стремлением одной из противоборствующих сторон радикально изменить структуру общества, лишить противника широкой общественной поддержки. Типичный пример – массовая национализация после октября 1917 года. Российские реформаторы образца начала 90-ых годов также говорили о наличии подобных причин.

Национализация и приватизация

Современная экономика характеризуется многообразием форм собственности и механизмов регуляции хозяйственной жизни общества. Причина заключается в разнообразных условиях и путях экономического и политического развития стран и народов. Смешанная экономическая система начала свое формирование в результате появления на рынке предприятий различных форм собственности и расширения влияния государственного сектора в экономике. Это позволяет государству принимать более активное участие в процессах регулирования хозяйственной деятельности.

Роль государства в современной экономике не ограничивается только созданием законодательной базы. Государство формирует свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику, расширяет сеть государственных предприятий и предприятий смешанной формы собственности. Важным инструментом развития и регулирования экономики являются такие процессы, как национализация и приватизация.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *