Применение вторичных материалов в ходе дорожных работ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение вторичных материалов в ходе дорожных работ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Нормативное количество образуемых в результате строительной деятельности отходов, а также порядок утилизации и направления мусора на переработку описаны Регламентом. Этот документ направлен на защиту природы и улучшение локальной экологической ситуации. Записи об образуемых отходах, переданном на переработку количестве, а также о предпринимаемом обезвреживании и прочих действиях со строительным мусором следует делать в журнале ведения временного хранения и удаления.

Есть 3 группы классификации отходов, которые различаются по типу сырья:

  1. Крупногабаритный, который появляется при первичных работах (кирпич, арматура, бетонный блок).
  2. Среднегабаритные отходы, они появляются после использования строительных материалов (пленки от упаковки, обрезки, смола, панели из пластика).
  3. Мелкогабаритный мусор, возникает при отделке помещения (штукатурка, строительная пыль, кусочки обоев).

Отходы строительных материалов по опасности относят к 5 классу, поэтому они не будут приносить большого вреда, а восстановительный период равен 3 годам. Но учтите, что во время строительства нельзя исключать выделения от солей, газовых смесей, тяжелых металлов, кислотно-щелочных остатков.

По агрегатному состоянию бывает:

  • твердый мусор — имеет малую инерцию, безопасный для экологии;
  • жидкий мусор — имеет высокий уровень взрывоопасности, негативно воздействует на экологическую систему;
  • газообразный мусор — самый опасный, имеет высокий уровень пожарной опасности.

Методы переработки и утилизации

В различных странах строительные отходы утилизируют или перерабатывают для вторичного использования. Материалы не всегда приводят в начальное состояние. В зависимости от изделия, его могут применять для получения других ресурсов. Например, из железобетона получают железную арматуру, раздробленный бетон, что пригодится в дальнейших этапах строительства.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Из всего, что содержит битум, возможно получить битумно-полимерную мастику, битум-порошок, массу с минералами и битумом. В последующем эти элементы широко применяются в строительстве дорог и для создания изоляционных элементов.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Ранее специальная техника собирала отходы со стройплощадок, отвозила на полигоны и утилизировалась. Для этого использовались экскаваторы, которые дробили и разравнивали отходы, и в дальнейшем к ним сбрасывался и другой мусор. Сейчас утилизация осуществляется с помощью современного оборудования. Для дробления глыб применяются гидравлические ножницы или машина с молотом. После этого используется дробильная установка, которая разделяет элементы на нужные фракции.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Поскольку с каждым годом становится все труднее уничтожить строительные отходы, нередко их перерабатывают:

p, blockquote 7,1,0,0,0 —>

  • собирают;
  • перевозят на перерабатывающие заводы;
  • сортируют;
  • очищают;
  • готовят к дальнейшему использованию.

История рециклинга в мире и в России

В древности рециклингом люди занимались постоянно. Обнесенные стеной города не могли устоять против стенобитных машин, и атаки воинов с их применением часто заканчивалось разрушением части стены и города. История помнит полностью разрушенный и стертый с лица земли древний Карфаген. Его восстановили через несколько десятилетий. И сырьем для нового строительства были строительные материалы, взятые из городских развалин. Это был древний рециклинг.

Сегодня следы древнего рециклинга находят в швах плинфовой и кирпичной кладки средневековых зданий. В них известково-песчаный кладочный раствор розового оттенка – это результат замешивания в смесь вместо песка мелко дробленых обломков, отходов и брака производства красного керамического кирпича древнего образца. Такой «кирпич» называли плинфа.

В послевоенном Берлине обломки разрушенных в войну зданий свезли в одно место и ссыпали в огромный вал. Он был высотой метров 8 – 10 и длиной несколько сотен метров. Из него изымали потолочные швеллера, арматуру, водопроводные и канализационные трубы, электропроводку и куски металлических конструкции. Тут же стояли дробилки, которые измельчали кирпичные и бетонные глыбы. Дробленную смесь рассеивали на щебень и отсев до середины 1970-х. Щебень использовался на строительстве новых объектов столицы Германии. Это еще один наглядный пример классического рециклинга.

Развалины немецких городов в 1945 – 1950–х были источником десятков и сотен миллионов керамических кирпичей, полученных при ручной разборке зданий, не подлежащих восстановительному ремонту. Их использовали для восстановления городов и промышленных предприятий в разрушенной западной части СССР.

В странах Европы это наиболее показательно на примере разрушенной Германии. По «плану Маршалла» ее промышленность и жилой фонд были практически полностью восстановлены и даже реконструированы за 1,5 – 2 десятка лет. При этом были использованы и рециклинг, и процессы реновации.

Вторичное использование отходов

При переработке отходов от строительства возникает вопрос о целесообразности такого процесса. Но ответ на этот вопрос однозначный. Это экономически выгодно, а использование переработанных строительных отходов оказывает положительное воздействие на окружающую среду.

Сфера применения таких отходов весьма широка. Может производиться отсыпка строительным мусором болот, котлованов, временных дорог. Также есть возможность повторно использовать металлические части зданий.

Однако стоит заметить, что в нашей стране еще не очень популярно вторичное использование отходов.

Наши строительные компании не задумываются об экологии и просто предпочитают вывозить отходы на специальный полигон. При увеличении количества строящихся зданий стоит задуматься о вторичном использовании мусора со строек.

Почему нужно правильно утилизировать стройматериалы?

Расточительное отношение к природным ресурсам бьёт по карману страны и наносит вред экологии. Отходы строительства в большинстве своём – материалы, которые могут быть использованы вторично. Их переработка — не столь затратный процесс, как изготовление стройматериалов из первичного сырья.

Если перерабатывать строительный утиль, свалки будут расти не так стремительно, как это происходит сейчас.

Вторсырьё сокращает выработку природных ресурсов. И это ещё один плюс – природных богатств хватит на дольше, окружающей среде причиняется меньше вреда.

Свалки часто горят. В процессе горения их содержимое выбрасывает в атмосферу токсины, которые становятся причиной многих заболеваний.

Важно: Правильная утилизация и использование отходов в качестве вторсырья – один из шагов, спасающих планету и всех живущих на ней от экологической катастрофы.

Типы строительных отходов

СНИП – документ, отражающий нормы и правила, которых обязаны придерживаться строительные организации.

Для полноценного ответа на вопрос, что такое строительный мусор, следует подробно разобрать классификацию отходов от стройки. Существует несколько категорий отходов:

  • Первый класс. Сюда входит материал более крупного размера. Он связан с непосредственной очисткой территории строительства от мусора. Как правило, количество груза от подобных отходов велико, поэтому СНИП обязывает на вывоз груза такого типа еще до начала самих работ, предварительно поместив в арендованный контейнер под строительный мусор.
  • Второй класс. Представляет собой ту часть отходов, которые включают в себя упаковочные изделия от стройматериалов, различные составные части последних и прочий материал подобного типа. СНИП разрешает проводить вывоз отходов не сразу, а по мере накопления на строительной площадке.
  • Третий класс. Включает в себя ту часть вторичного материала, связанного с отделкой помещения. Он отличается большими объемами груза, но относительно небольшим весом. По СНИП вывоз груза проводится после окончания отделочных работ. В процессе отделки материалы складируются в специальный контейнер под строительный мусор.

Далеко не все знают, куда выбрасывать скопившийся мусор после ремонта или строительства. Можно ли выбрасывать мусор, относящийся к строительным отходам, вместе с ТКО? СНИП и закон запрещают выбрасывать любой тип мусора в контейнер, предназначенный для бытовых отходов. В противном случае придется платить достаточно внушительный штраф за выброс в несанкционированном месте, поэтому строительные фирмы предпочитают либо вывезти строительный мусор самостоятельно, либо нанять соответствующую организацию.

Однако выкидывать такой материал полностью не стоит. Иногда он используется как полезный: остатками бетона и поврежденными кирпичами можно наполнить новый бетон для фундамента или осуществить посыпку дорог.

Где применяются строительные отходы

Стоит помнить, что вторичное сырье – неполноценный материал для строительства, однако ответ на вопрос, как использовать строительный мусор, достаточно обширный. Стоимость таких отходов достаточно низкая, да и область применения весьма ограниченная. Кажется, что проще выкинуть непригодный хлам. Однако переработка строительного мусора в России набирает обороты. Асфальт, стекло, битый кирпич обретают новую жизнь.

Рециклинг – представляет собой деятельность, связанную с переработкой отходов, с целью их использования в дальнейшем строительстве.

Каждый вид отходов используется в своей сфере. Например:

  • Бетон после переработки в щебень можно использовать как засыпку для дорог или тропинок (именно ту , которую можно увидеть на дорогах в гололед). Помимо этого остатки бетона можно использовать в качестве добавки в основной бетон для создания фундамента.
  • Щебень активно используется при создании временных дорог.
  • Переработанный асфальт заново используют при строительстве дорог, однако перед этим его необходимо обработать при крайне высоких температурах. Такая процедура является относительно дорогостоящей, но крайне эффективной.
  • Арматура. Имеет самую большую область применения, но в большинстве случаев это сфера строительства.

Преимуществ у рециклинга огромное количество, тем не менее, организации предпочитают работать по старинке, не задумываясь о последствиях и опасности своих действий. Многие до сих пор считают, что осуществлять вывоз и выбрасывать строительный мусор в мешки дешевле, нежели перерабатывать его.

Что такое строительные отходы?

Строительные отходы образуются после демонтажа, ремонта сооружений и коммуникаций. На строительных площадках скапливается разный мусор: щебень, кирпич, обломки балок, штукатурка, битумные смеси, кафель и др. Выбрасывают утеплитель, обои, пыль от цемента, гидроизоляционную плёнку.

Существует 3 категории отходов:

Категории Вид
Первая Крупногабаритные отходы в начале строительства, при демонтаже сооружений (окна, двери, перекрытия).
Вторая Упаковки от ремонтных составов, краски (банки, мешки), которые остаются после работы.
Третья Отходы, которые собираются во время отделочных работ (краска, клей, ламинат, плитка, гипсокартон).

Захоронение на полигоне

В случае, если поблизости нет предприятий, способных перерабатывать строительные отходы любых классов, следует вывезти их на полигон, на котором разрешается выполнять захоронение такого типа мусора. Это позволит избавиться от него, не нарушив никаких существующих стандартов.

Для того, чтобы получить право на вывоз отходов, необходимо заранее заключить договор с полигоном. При этом уплачивается пошлина, которая зависит от объема и веса утилизируемого мусора. Базовая величина пошлины устанавливается самим полигоном и может меняться, в зависимости от условий работы.

В случае, если для захоронения будет выбрано неподобающее место, включая природные зоны, не находящиеся на специальном охранном режиме, к лицу, допустившему бесконтрольный вывоз мусора, могут быть применены штрафные санкции.

Они предполагают выплату штрафа в размере от 1000 до 300000 рублей, а также устранение любых последствий, связанных с загрязнением окружающей среды.

Помимо этого, запрещается выбрасывать строительный мусор в обычные контейнеры. Это в большей степени касается физических лиц, проводящих ремонт в домах или квартирах. В зависимости от тяжести нарушения, оно карается штрафом в размере от 1000 до 100000 рублей.

Итак! Почему же так важно перерабатывать отходы?

Объективных причин, которые предписывают всем нам не только своевременно вывозить строительные отходы, но и направлять их на переработку, много.

Но что говорит закон? Своевременный вывоз является обязательным и обеспечивает элементарные правила безопасности на строительной площадке. А вот производить переработку строительных материалов законодательство нас вовсе не принуждает.

Так стоит ли этим заниматься? Однозначно — стоит!

  • Во-первых, это позволит сэкономить средства для будущих этапов строительства.
  • Во-вторых, своевременный вывоз и оперативная переработка, осуществленные в сотрудничестве с компанией, которая профессионально обеспечивает эти процессы, дает возможность своевременно освобождать площади, где будут складироваться новые строительные материалы.
  • В-третьих, покинувший площадку мусор будет возвращаться через некоторое время вновь, включаясь в цикл производства.

Благодаря такому рациональному подходу мы экономим время и средства, принося пользу своей стране!

Виды строительных отходов

С точки зрения появления отходов, можно выделить три основных временных промежутка:

  1. Начальный этап строительства.
    Здесь появляются отходы, связанные с подготовкой строительной площадки и демонтажем существующих построек, сносом аварийных или заброшенных зданий. Обычно отходы на данном этапе довольно громоздкие и тяжелые.
  2. Основной этап.
    В процессе проведения строительных работ появляются бракованные или испорченные материалы, а также разные упаковочные материалы.
  3. Окончание строительных работ.
    После завершения всех работ по строительству и отделке, как правило, остаются нерентабельные остатки материалов, металлические банки из-под краски и другие емкости.

Отходы строительства можно разделить по габаритам: на крупные, средние и малые. К первой группе можно отнести камни, арматурно-бетонные конструкции. К средним — обломки кирпичей куски древесины или отделочных материалов, а к малым строительным отходам — песок или бетонную крошку.

Класс опасности строительного мусора

Отходы, которые скапливаются на строительной площадке отравляет окружающую среду. Существует пять классов опасности отходов.

К 1 группе относится мусор, который содержит ядовитые вещества. Эти материалы не имеют периода восстановления. Степень вреда — очень высокая. К ним относятся химические вещества, которыми пропитывают древесину, полимеры. Маслянистая жидкость креозот вызывает аллергии, головную боль, болезни печени, рак.

Мусор 2 класса опасности — высоко опасные материалы. Если мышьяк, молибден, фенол попадают в экосистему, природа восстанавливается только через 30 лет.

Утиль 3 класса вредит экосистеме. Умеренно опасный мусор — обтирочный материал, соляная кислота, соединения никеля, меди, фосфаты и другие вещества. Для восстановления окружающей среды потребуется 10 лет.

Изделия 1, 2, 3 класса опасности нельзя выбрасывают на помойку. Определить вред строительных материалов могут только специалисты. Компонентный состав промышленных отходов 1—3 класса:

  • диоксид кремния;
  • сернистый ангидрид;
  • оксид алюминия;
  • оксид титана;
  • триоксид железа;
  • оксид фосфора и другие.

Вред от мусора 4 класса опасности — небольшой. Малоопасные вещества, попадая в природу, разлагаются в течение 3 лет.

Классификация строительных отходов

Согласно Федеральному классификационному каталогу ФККО, утверждённому Приказом Росприроднадзора № 242 от 22 мая 2017 год (с изменениями по состоянию на ноябрь 2019 г.) остатки после строительных и ремонтных работ относятся к 8-му:

  • Отходы подготовки строительного участка, разборки и сноса зданий (8 10 000 00 00 0)
  • Отходы строительства зданий, сооружений (8 20 000 00 00 0)
  • Отходы при демонтаже, ремонте автодорожных покрытий (8 30 000 00 00 0)
  • Отходы при демонтаже, ремонте железнодорожного путевого хозяйства (8 40 000 00 00 0)
  • Отходы строительства и ремонта радиационно-опасных объектов (8 85 100 00 00 0)
  • Прочие отходы строительства и ремонта (8 90 000 00 00 0)

Классификация строительных отходов

На строительных объектах выделяют отходы следующих категорий:

  • Крупногабаритные отходы. Это элементы сооружений и конструкций, которые появляются в результате сноса зданий.
  • Упаковочный мусор. Обычно в этот класс входит пленка, бумага и другие изделия, в которые упакованы стройматериалы.
  • Прочий мусор. В этой группе пыль, обломки, крошки, все, что появляется в результате отделки.

Эти виды отходов появляются на разных этапах строительного процесса. Кроме этого мусор классифицируют по материалам:

  • металлические изделия;
  • бетонные конструкции;
  • блоки железобетонные;
  • стекло – цельное, битое;
  • древесина;
  • элементы коммуникаций и т.д.

Максим Перов, заместитель директора института территориального планирования «Урбаника», считает, что проблема строительного мусора выглядит надуманной.

«Какой-то сверхострой проблемы я здесь не вижу, потому что строительный мусор от сносимых домов при предварительной его сортировке и «зачистке» от ламп дневного света и других отходов повышенного класса опасности большой экологической угрозы не представляет. Он может быть как переработан, так и захоронен на полигоне», — говорит эксперт. Например, по словам Перова, щебень от переработки панелей можно использовать как основание для дорог.

«Огромными эти массивы быть не могут, потому что сразу все пятиэтажки снести нельзя — у города не хватит никаких ресурсов на это. Все будет делаться постепенно и последовательно, и именно это служит гарантией того, что строительный мусор не станет глобальной проблемой для Московского региона», — подчеркнул Перов.

Переработка и утилизация строительных отходов для получения эффективных зеленых композитов

Производство эффективных зеленных композитов с использованием доступного, недорогого и зачастую невостребованного сырья, к которому, помимо природных ресурсов, также можно отнести отходы производственных предприятий, техногенное сырье в виде отходов строительства и сноса зданий и сооружений, сегодня является одной из важнейших проблем строительной индустрии.

Промышленность строительных материалов является основной частью строительной индустрии, которая выступает наиболее материалоемкой отраслью промышленности.

Под материалоемкостью понимается отношение количества или стоимости израсходованных на производство продукции материальных ресурсов к общему объему продукции. Поскольку подавляющее большинство минеральных техногенных и органических отходов по своему химическому составу и техническим свойствам сходны с природным сырьем, а зачастую имеют и ряд преимуществ (предварительная термическая обработка и прочее), внедрение в производстве техногенных отходов является одним из основных направлений снижения материалоемкости производства.

В то же время снижение объемов разрабатываемого природного сырья и утилизация отходов имеет существенное эколого-экономическое значение. В некоторых случаях применение сырья из отвалов промышленных предприятий практически полностью удовлетворяет потребности отрасли в природных ресурсах.

Целесообразное применение минеральных ресурсов и их отходов — одно из главных направлений защиты окружающей среды.

При изучении рационального использования минеральных ресурсов и охраны окружающей среды как единой проблемы следует охрану природы рассматривать с точки зрения сохранения необходимой ее «производительности» в процессе длительного использования для жизни и деятельности настоящего и будущих поколений. Такое исследование указанной проблемы открывает возможности конструктивного подхода к оценке эффективности выбора оптимальных форм организации использования попутно добываемых минеральных ресурсов и продуктов переработки полезных ископаемых в органической связи с эффективностью мер по охране окружающей среды.

Утилизации строительных отходов базируется на двух понятиях: demolition (снос) и recycling (переработка).

Научные исследования, проводимые на территории Европы, убедительно доказывают, что строительный мусор составляет почти треть всех отходов, образующихся в большинстве развитых стран. Общая тенденция заключается в следующем: «чем более развита экономика страны, тем больше доля строительного мусора в общей структуре отходов» [2 с. 14].

В Германии и Нидерландах такая доля составляет 55 %, во Франции на нее приходится 70 %, а в самой богатой по доходам на душу населения европейской стране — Люксембурге — этот показатель достигает 90 %.

Однако, несмотря на столь убедительные доказательства, строительный мусор формируется во всех странах мира, и о жестком соответствии между доходами населения и количеством отходов говорить нельзя. Что касается богатых стран, то здесь чем выше уровень доходов, тем больше возможностей нового строительства зданий и сооружений, в ходе которого и образуется большое количество строительного мусора. Если говорить о бедных странах, то ученые говорят о том, что искажение ситуации вероятнее всего происходит по причине недостаточного контроля, либо ввиду отсутствия нормативной базы по классификации отходов.

Несмотря на разницу в подходах к оценке и различиях в уровне развития европейских стран общая тенденция отчетливо ясна — количество строительных отходов в Европе непрерывно растет. Это касается и России, особенно экономически развитых регионов. В Москве и Санкт-Петербурге возросла потребность в свободных площадках под застройку. Это связано с увеличением темпов роста строительного рынка. Так, один из вариантов решения сложившейся проблемы — это высвобождение площадей за счет сноса старых сооружений и зданий. И все это не обходится без образования большого количества строительного мусора, требующего оптимальной утилизации. Снижение этой опасной тенденции считают важнейшей задачей в области охраны окружающей среды в Европе.

В соответствие с принятой в Европе в 2008 году Рамочной директивой об отходах главный способ борьбы с увеличением количества строительных отходов — их переработка для дальнейшего использования. К 2020 году в Европе повторно должно использоваться как минимум 70 % строительного мусора. На сегодняшний день данная цифра не превышает и 45 %. Тем не менее, уже сейчас в ряде стран переработка строительного мусора превышает 90 %. К таким странам относятся: Дания, Нидерланды, Швеция и Германия — страна, являющаяся мировым лидером по объемам переработки отходов и использования их в качестве вторсырья.

В Европе система переработки строительных отходов сформировалась более 20 лет назад. В настоящее время можно говорить о целой индустрии рециклинга. В экономически развитых странах законодательно закреплено, что образующийся строительный мусор нельзя захоранивать. Различные виды строительных отходов необходимо разделять на разные фракции и подвергать максимальной переработке. При условии, что образование несанкционированных свалок жестко пресекается, а вывозить отходы на полигоны либо очень дорого, либо просто запрещено, переработка становится не просто экологически выгодной, но и экономически эффективной.

Переработка отходов необычайно важна не только как способ утилизации мусора, но и для сохранения благоприятной экологической обстановки. С экологической точки зрения плюсы переработки техногенных отходов очевидны. Во-первых, переработка приводит к снижению количества полигонов захоронения отходов. Во-вторых, применение вторичного сырья позволяет значительно сократить добычу природных ресурсов, что, несомненно, благотворно сказывается на состоянии окружающей среды.

Переработка строительных отходов — это не только забота о нашей природе, но и отличное направление для инвестиций. Экономическая выгода достигается за счет того, что техногенным отходам дается вторая жизнь. Её конечный результат — получение качественных материалов, пригодных для дальнейшего использования, которые значительно дешевле первичных.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *