Статья 75. Пеня

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 75. Пеня». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


По смыслу комментируемой статьи пени подлежат уплате налогоплательщиком или плательщиком сборов в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный НК РФ и иными актами налогового законодательства срок суммы налога или сбора. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки, независимо от применения иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса

В российском законодательстве понятия «пеня» используется в нескольких значениях. В ГК РФ под пеней понимается разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. В свою очередь НК РФ признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, состоящих во взыскании установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов .
———————————
Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 102.

Сравнение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие «пеня»:

во-первых, пеня — это денежная сумма;

во-вторых, основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока;

в-третьих, целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.

Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что она закрепляет общую норму, применимую ко всем отношениям, связанным с уплатой налогов и сборов. В п. 1 содержится легальное определение понятия «пеня».

Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Таким образом, пеня всегда представляет собой денежную сумму. Иные виды имущества не могут выступать в качестве пени. Пеня (в отличие от других способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, упомянутых в гл. 11 НК РФ) выплачивается во всех случаях несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Иными словами, условиями применения пени является неуплата сумм налогов и сборов как в установленные законом сроки, так и при их переносе на более поздний срок (когда предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате налогов и сборов или инвестиционный налоговый кредит). Сумма пени уплачивается независимо от применения других способов обеспечения уплаты налогов и сборов (залога, поручительства, ареста имущества и т.д.).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

В п. 3 Определения от 4 июля 2002 года N 200-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
———————————
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 200-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа «Энергомаш» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации», пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П , Определении от 4 июля 2002 года N 202-О определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 202-О «По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление N 7″ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.

Необходимо отметить, что положения комментируемой статьи охватывают и начисление пени на суммы налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС.

В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Статья 75 НК РФ. Пеня (действующая редакция)

Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.

Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.

Пунктом 18 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.

Учитывая, что пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, являются мерой компенсационного характера потерь бюджета, а не мерой налоговой ответственности, и исходя из смысла статьи 114 Налогового кодекса и пункта 18 указанного Постановления, освобождение налогоплательщика от ответственности ввиду отсутствия вины в совершении налогового правонарушения возможно только в отношении взыскания штрафов, но не пени.

В Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012 разъяснено, что основная цель налоговой пени — обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично-правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.

Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.

Ваш комментарий (вопрос) Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:

Автор статьи Ирина Русанова

Консультант, автор Попович Анна

Финансовый автор Пихоцкая Ольга

  1. Sergey
    19.04.2021 в 21:12 А в какой срок необходимо оплачивать пени по налогам? Установлены ли такие сроки юридически?
    Ответить ↓ Анна Попович
    20.04.2021 в 02:29

    Уважаемый Сергей. по общему правилу, пени по требованию нужно заплатить за восемь рабочих дней после его получения, если налоговая не установила другой срок. Юридически это регулируется НК РФ.

    Ответить ↓

  • Владимир
    10.03.2021 в 14:54

    «начиная с 31-го дня, назначаются пени размером в 1/300 ставки рефинансирования; начиная с 91-го дня, размер неустойки повышается до 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.» — так в чём же отличие?

    Ответить ↓

      Анна Попович
      10.03.2021 в 15:56

      Уважаемый Владимир, расчет пени производится в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на день фактической оплаты от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки платежа, начиная с 31-го дня от дня просрочки платежа, установленного договором срока оплаты, и до фактической оплаты в течение 90-дней с даты оплаты, установленной договором. При не оплате в указанный выше срок с 91-го дня расчет производится в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ.

      Ответить ↓

    Допустим, Николай владеет земельным участком, налог на который составляет 6000 рублей в год, про которые он забыл. Полную задолженность ему удалось погасить только 10 марта следующего года, соответственно просрочка составила 100 дней. Пени считаются по следующей формуле: 6000 руб. × 100 дней × 7.5/100/300. Таким образом, сумма неустойки составила 150 рублей.

    Но что, если пени начислили на большую задолженность, к примеру, юридическому лицу? Компания недоплатила налог в размере 50 000 рублей. Период расчета пеней начался с 1 апреля 2019 года, задолженность же была погашена только 1 декабря. 50 000 руб. × 210 дней × 7.5/ 100/ 300 = 2625 рублей.

    Важная деталь начисления пеней заключается в том, что итоговый размер неустойки не может быть больше суммы долга. Если налогоплательщик задолжал государству 1000 рублей, то начисленные пени не превысят эту сумму.

    Пример расчета пени по налогам

    ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.

    Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:

    • 25.10.2019 — 10 000 руб.;
    • 25.11.2019 — 10 000 руб.;
    • 27.12.2019 — 10 000 руб.

    Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:

    • с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
    • с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).

    Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.

    Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:

    Период расчета Число календарных дней Ставка рефинансирования Расчет Результат
    26.11–16.12 21 6,5 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 45,5
    17.12–25.12 9 6,25 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 18,75
    26.12–27.12 2 6,25 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 8,33
    Итого 72,58

    Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

    Слово «пеня» этимологически ведет свое начало от латинского «роепа»-наказание, кара, страдание, мука. По словарю В.И. Даля пеня (лат. poena) -выговор, упрек, укор или изъявление неудовольствия; денежное взыскание, кара карману, штраф.

    Стоит признать, что в отечественных словарях в основном закрепилось гражданско-правовое понятие пени как разновидности неустойки, известной еще римскому праву. Это следует в первую очередь из положений гражданского законодательства, где неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации4 .

    Смысл упоминания пени в Гражданском кодексе, как считают большинство цивилистов, заключается в противопоставлении ее другой разновидности неустойки — штрафу. На самом деле пеня уже давно используется в качестве последствия несоблюдения различных налоговых обязательств.

    Закон N 137-ФЗ внес изменения в ст. 45 Кодекса. Так, с 1 января 2007 г. налоговые органы вправе пересчитывать пени, начисленные ранее (п. 7 ст. 45 НК РФ).

    Пересчет осуществляется, только если налоговый орган принял решение об уточнении платежа.

    Напомним, что с этого года налогоплательщик, обнаружив ошибку в платежном поручении на перечисление налога, вправе подать в налоговую инспекцию по месту своего учета заявление с просьбой уточнить неверно указанные данные. В абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ перечислены данные, которые налогоплательщик может исправить в платежном поручении на уплату налога.

    Это основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика. К заявлению надо приложить копию самого платежного документа.

    После того как необходимые формы и документы представлены, по предложению налоговой инспекции или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Результаты сверки отражаются в акте, на котором ставят подписи налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа.

    Обратите внимание: если налогоплательщик в платежном поручении на перечисление суммы налога неправильно указал счет Федерального казначейства или наименование банка получателя, что повлекло неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, обязанность по уплате налога не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

    В этом случае уточнение платежа и пересчет пеней не производятся.

    Когда решение об уточнении платежа принято, налоговая инспекция пересчитывает пени, начисленные на сумму налога, за период со дня фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия решения об уточнении платежа.

    Минфин России в Письмах от 19.12.2006 N 03-02-07/2-122 и от 15.01.2007 N 03-02-07/2-3 разъяснил, в каких случаях в 2007 г. пересчитываются пени.

    С 1 января 2007 до 1 января 2008 г. возврат (зачет) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов производится за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации согласно Бюджетному кодексу. Это предусмотрено в п. п. 9 и 10 ст. 7 Закона N 137-ФЗ.

    В соответствии с указанными Письмами в 2007 г. эти положения применяются и в отношении уточнения платежа. Когда в результате ошибки в платежном документе сумма налога перечислена не в тот бюджет, в который следовало, уточнение платежа и пересчет пеней не осуществляются.

    Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов

    В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.

    Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.

    Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

    Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

    Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.

    В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

    При этом необходимо учитывать следующие условия.

    Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).

    Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.

    В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

    Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.

    В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.

    Какие штрафы за просрочку платежа по УСН?

    Персональный налоговый календарь в нужный момент напомнит о том, что подходит время сдавать отчёт Узнать подробнее

    Упрощенка привлекательна до тех пор, пока вы исправно выполняете свои обязательства налогоплательщика. Как только вы перестаете это делать, включаются санкции такие же, как и для всех остальных, и никаких поблажек тут нет.

    Чем грозит несвоевременная оплата налогов по УСН? Зависит от того, чем именно вы провинились: не заплатили аванс или годовой налог.

    Предприниматели и ООО должны вносить авансовые платежи до 25 числа по истечении каждого квартала, то есть до 25 апреля, июля и октября. Если этого не сделать, штрафов не будет, но включается счетчик пеней.

    Считаются они исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки.

    С 1 октября 2017 года иметь налоговые долги предприятиям стало еще невыгоднее – с 31 дня просрочки пени будут считаются исходя из 1/150 ставки рефинансирования.

    ООО «Морозко» задолжало в бюджет аванс за I квартал в размере 25 тысяч рублей. Ставка рефинансирования в 2018 году 7,5%.

    25 000 х 9% х 1/300 = 6,25 руб. за каждый просроченный день.

    С 31 дня расчет будет выглядеть так:

    25 000 х 7,5% х 1/150 = 12,5 руб. в день.

    Если ООО «Морозко» и дальше не будет платить, то к этой сумме прибавятся еще пени за авансы II и III кварталов. ИФНС выставит пени за просрочку платежа УСН только когда получит годовую декларацию и все посчитает, а за это время сумма набежит ощутимая.

    Вы можете рассчитать налоги и сдать любую отчётность онлайн с помощью сервиса интернет-бухгалтерии «Моё дело» Попробавать бесплатно

    20% от размера долга плюс пени, которые начинают «капать» после того, как истечет срок уплаты. Для ИП это 30 апреля, для организаций 31 марта. Если налоговая сумеет доказать, что вы не платили умышленно, то штраф подскочит до 40%.

    Если вы одумаетесь и с криками «Караул!» побежите оплачивать долг до того, как его обнаружила налоговая, то штрафа не будет. В этой ситуации кто первый, того и тапки. А вот от пеней это не спасет – сколько набежало с первого дня просрочки, столько и придется заплатить. Расчет пени по налогу УСН будет выглядеть так же, как и для авансов в примере выше.

    Помимо штрафов, за неуплату налога по УСН могут заблокировать расчетный счет предпринимателя или организации. Деньги не арестуют в первый же день. Сначала налоговая направит вам требование об уплате долга, в котором будет указана сумма и срок исполнения.

    Если в течение этого срока вы не перечислите в бюджет долг, расчетный счет будет арестован ровно на ту же сумму. Остальными деньгами на счете вы сможете свободно распоряжаться. Чтобы высвободить арестованные средства, нужно будет заплатить долг и предъявить доказательства в ИФНС.

    От 5 до 30% от суммы налога по декларации придется заплатить тем, кто поленился и не отчитался вовремя. При этом минимальный штраф – одна тысяча рублей.

    Это еще не все. 10 дней после крайнего срока в налоговой терпеливо будут ждать вашу декларацию, а потом нажмут волшебную кнопочку, которая блокирует ваш расчетный счет. Причем на этот раз полностью, а не на сумму долга. Чтобы разблокировать счет, нужно будет сначала исправиться, то есть сдать декларацию, а потом сходить в налоговую с заявлением.

    Здесь мы собрали и другие санкции, которые ждут предпринимателей, которые не хотят играть по правилам.

    Зачем щекотать себе нервы и расставаться с деньгами, которые можно потратить на что-нибудь более приятное?

    В сервисе «Мое дело» вы все сделаете вовремя, и никакие пени и штрафы за несвоевременную оплату УСН вам грозить не будут. Платежи в бюджет рассчитываются автоматически и перечисляются в пару кликов благодаря интеграции с банками. Персональный налоговый календарь упорно напоминает о том, что пора заплатить аванс, налог или отправить декларацию.

    Зарегистрируйтесь бесплатно – и убедитесь сами, насколько удобный инструмент мы вам предлагаем.

    Всё поправим: сделаем сверку, сгладим ущерб, не допустим в будущем!

    Что такое пеня по налогам

    Институт пеней за просрочку налоговых платежей предусмотрен статьей 75 НК РФ. Само по себе понятие пени подразумевает сумму финансов, которую плательщик или агент обязаны перечислить в бюджет за то, что несвоевременно осуществила погашение фискального сбора (НДС, НДФЛ и т.д., в том числе и для малого бизнеса при УСН).

    Помимо уже всем известным налогам: подоходному, земельному и прочему с 2019 года начнет действовать новый – на самозанятых. Таковыми признаются граждане не только РФ, но и ЕАЭС, которые прежде не регистрировались как ИП, даже если в последующем закрылся, и осуществляют свою деятельность в Москве, ее области, а также Калужской, Республике Татарстан. Если конкретно, то к самозанятым относятся репетиторы, няни, гувернантки и прочий домашний персонал, а также получающие доход, например, от сдачи помещения в аренду по контракту.

    Такая мера применяется не только к налоговым правоотношениям, но и в гражданско-правовой сфере. Предусмотрено взимание пени за просрочку оплаты коммунальных услуг, взносов в СНТ и т.д.

    Уплата пени, как и самого налога, относится к обязанностям, а не к правам субъектов. При этом такая мера не единственная, которая может быть применена к лицу. За неуплату налогов может применяться сразу несколько видов ответственности, в том числе и уголовная.

    В случае образования недоимки в любом случае придется платить пени и основной долг. Только есть два варианта:

    • Самостоятельный.
    • Принудительный.

    Сама формула вычисления выглядит следующим образом:

    Пеня = недоимка х число дней, когда существовала просрочка х 1/300 ставки рефинансирования.

    Если ключевая ставка менялась в период существования задолженности перед бюджетом, то высчитываются пени самостоятельно по каждому временному интервалу, пока она была постоянна в рамках всего срока существования незакрытого обязательства.

    Для упрощения расчета можно воспользоваться онлайн-калькулятором, который сам выполняет все операции при верном заполнении переменных.

    С 1 октября 2017 года расчет пени претерпел изменения. Так, недоимка по страховым взносам, фискальным сборам в первые 30 дней предполагает начисление пени по 1/300 ставки рефинансирования, с 31 дня и дальше коэффициент повышается вдвое до 1/150. Повышение ставки после истечения месячного срока касается только организаций, для ИП и ФЛ независимо от продолжительности существования задолженности применяется 1/300 ключевой ставки.

    Рассчитать пени по налогу правильно

    В статье 112, пункте 2 НКУ, есть четкие указания, которые накладывают на плательщика финансовые обязательства, если он нарушит закон о налогообложении.

    Санкции могут выступать в роли штрафа или пени. Итак, пеня – это проценты, которые накладываются на сумму денег, которую вы не уплатили в определенный срок – именно такое определение дает часть 14 статья 162 НКУ. Чаще всего данная ситуация возникает в случае неуплаты или просрочки долгового обязательства.

    Если понимать пеню так, как написано в главе 12, 2 разделе НК, в также в инструкции №953, то можно выделить основные положения, которым подчиняется данный штраф:

    • Пеню начисляют, если налогоплательщик не уплатил вовремя налоговый сбор или, вообще забыл о нем.
    • Налогоплательщик оплатил меньше, чем того требует закон – например, воспользовался не тем процентом НДС, которым располагает его фирма.
    • Налоговый агент забыл перечислить деньги в пользу налогоплательщика или физических лиц, и тем самым нарушил долговые обязательства во время проверки.

    Таким образов, пеня – это неустойка, которую плательщик обязан заплатить в государственный бюджет, за то, что не вовремя уплатил налоговый сбор, или же штраф за нарушение каких-либо условий налогового сбора.

    Так, если вы несвоевременно оплатили долг или же уплатили меньше чем положено, а также не удержали НДФЛ с дохода на налог – на вас может быть наложена пеня.Также, ее могут удержать за нарушения неналоговых законов, например, с неправильными валютными действиями или подакцизной продукции.

    Также, существуют отдельные случаи, когда может быть назначена пеня:

    • Если были нарушены условия освобождения от каких-либо обязательств по налогам, например, на ввоз или вывоз товара на территорию страны.
    • Если при расчете за задолженность была превышена сумма возможных расходов.
    • Также, пеня может быть назначена не только физическому лицу, но и в частности государству. К таковым относятся невыплаты в отведенный срок по НДС, в таком случае пеня устанавливается около 120% от НБУ ставки, на пеню в срок ее действия.

    Расчет налога ЕНВД, онлайн калькулятор

    Рассчитать налог ЕНВД за квартал для ИП в 2017 году. Расчет налога ЕНВД, онлайн калькулятор Налоги, декларации и справки НДФЛ, заполнение бланков, образцы заполнения других налоговых документов. Налоги

    Срок уплаты НДС за 3 квартал 2017 г. в сумме 500 000 рублей (1/3 часть) — 25 октября 2017 г.

    Предположим, что компания заплатила налог с опозданием 30 октября 2017 г.

    Пени рассчитываются за период с 26 октября по 29 октября 2017 г., т.е. за 4 календарных дня.

    Поскольку период просрочки не превышает 30 дней, то расчет пени осуществляется по 1/300 ставки рефинансирования.

    С 18.09.2017 г. ставка рефинансирования составляет 8,5% (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017 г.).

    Предположим, что ставка рефинансирования за 4 дня не менялась.

    Тогда расчет пени за период просрочки составит:

    (500 000 рублей х 8,5%/300) х 4 дня = 566,67 рублей.


    Похожие записи:

  • Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *