Отчет ПЭК: изменения в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчет ПЭК: изменения в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

Отчет по решению на водопользование
Предоставляемые сведения

Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование

Куда предоставляется

Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС

НПА

Региональное законодательство

Срок сдачи
  • до 10 апреля — за I квартал текущего года
  • до 10 июля — за II квартал текущего года
  • до 10 октября — за III квартал текущего года
  • до 10 января — за IV квартал предыдущего года
Кто предоставляет

Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

2-ТП (отходы)
Предоставляемые сведения

Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления

Куда предоставляется

Территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения

НПА

Приказ Росстата от 09.10.2020 № 627

Срок сдачи

до 1 февраля

Кто предоставляет
  • ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с ТКО;
  • операторы по обращению с ТКО
Как предоставляется

В электронном виде посредством ЛК природопользователя с использованием ЭЦП

Форма отчета по ПЭК с комментариями

В отчете ПЭК необходимо указывать такие данные:

  • адрес места нахождения, код объекта, категория объекта;

  • наличие источников выбросов иих характеристики;

  • сведения оприменяемых технологиях;

  • сведения особственных либо опривлекаемых лабораториях, их адреса иаттестаты аккредитации;

  • перечень загрязняющих веществ длявоздуха;

  • результаты контроля выбросов загрязняющих веществ наисточниках;

  • результаты наблюдений зазагрязнением воздуха, если они есть;

  • результаты учета объемов забора воды изводного объекта исбросов сточных вод;

  • результаты наблюдений заводными объектами;

  • результаты проверок очистных сооружений, если они есть.

Cостав сведений об организации производственного контроля

В состав сведений об организации производственного контроля включается следующая информация:

а) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также сведения о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

б) сведения об организации системы управления промышленной безопасностью (для опасных производственных объектов I или II класса опасности);

в) сведения о работниках, ответственных за организацию и осуществление производственного контроля, службе производственного контроля;

г) результаты проверок, проведенных работником, ответственным за организацию и осуществление производственного контроля, или службой производственного контроля;

д) сведения о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

е) сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте;

ж) сведения о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

з) сведения об инцидентах и несчастных случаях, произошедших на опасных производственных объектах.

Обратите внимание! Отчет о производственном контроле обязаны подавать владельцы всех ОПО I, II, III и IV классов опасности!

Кто должен проводить ПЭК?

Согласно статье 67 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий (имеется ввиду категория НВОС), разрабатывают и утверждают (утверждается руководителем предприятия) программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля должна разрабатываться по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. То есть нужна отдельная программа для каждой производственной площадки, если их на предприятии несколько.

Какие документы прикладывать к отчету?

По сравнению с предыдущей версией отчета, по новым правилам оформления количество требуемых документов, которые должны прикладываться к отчету, увеличилось:

  • Копия положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО

  • Анализ работы системы управления промбезопасностью за прошедший год и его результаты

  • Данные о выполнении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год

  • Список предложений по обеспечению промышленной безопасности

  • Мероприятия по реализации предложений, обеспечивающих промбезопасность

  • Мероприятия по выводу здания (или сооружения) из эксплуатации или/и мероприятия по приведению здания (сооружения) в соответствие с требованиями промышленной безопасности (для объектов ОПО, отработавших срок службы)

  • Перечень технических устройств с истекшим сроком эксплуатации, работающих на ОПО и выведенных из эксплуатации

  • Перечень замененных, модернизированных, вновь введенных в эксплуатацию технических устройств за предыдущий год

  • Технические устройства, не соответствующие требованиям промбезопасности

  • Мероприятия по выводу технических устройств (или оборудования) из эксплуатации или мероприятия, позволяющие привести техустройства в соответствии с требованиями промышленной безопасности

  • Мероприятия по результатам расследования причин несчастных случаев.

  • Реквизиты документов, подтверждающих резерв средств и материальных ресурсов на ОПО для локализации и ликвидации последствий аварий.

  • План мероприятий по ликвидации аварий

  • Комментарий к оценке готовности работников к действиям во время аварии на ОПО

2-ТП (воздух) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух:

  • с объёмом разрешённого выброса более 10 тонн в год;
  • с объёмом разрешённого выброса от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1-го и (или) 2-го классов опасности.

Данный вид отчёта сдаётся также и по форме 2ТП-воздух (срочная).

Напоминаем, что к стационарным источникам относятся специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), посредством которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Объем выброса смотрите в Разрешении на выбросы.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) предоставляется в территориальный орган Росстата в срок до 22 января года, следующего за отчётным. Если последний день сдачи отчёта приходится на выходной, то срок переносится на первый рабочий день.

Перечень исходных данных для отчёта:

  • реквизиты для заключения договора;
  • копия разрешения на выбросы;
  • копия нормативов выбросов.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
  • на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.

За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:

  • на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.

2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:

  • осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
  • осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
  • получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
  • получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
  • имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.

Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года, следующего за отчётным.

Перечень исходных данных для отчёта:

  1. реквизиты для заключения договора;
  2. копия лицензии на водопользование;
  3. данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.

За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
  • на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.

За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:

  • на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.

Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН

Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.

Документ Наказание Регулирующие документы
Журнал движения отходов Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. КоАП РФ, статья 8.2
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории
Расчёт и оплата экологического сбора
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ
Внесение платы за НВОС Штраф:
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.41
Отчёт по программе ПЭК
Штраф:
  • для граждан — от 500 до 1000 рублей;
  • для должностных лиц — от 3000 до 6000 рублей;
  • для юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
КоАП РФ, статья 8.5
Декларация о количестве выпущенных товаров
Отчёт о выполнении нормативов утилизации

В чем преимущества календаря

Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:

  • все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
  • в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
  • учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
  • в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
  • дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

На каких предприятиях производственный экологический контроль обязателен

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 содержит нормы, определяющие обязанность ведения ПЭК и оформления этого мероприятия соответствующими документами для отдельных видов организаций. Это юрлица и ИП, эксплуатирующие во время работы объекты I, II и III классов. Эти категории различаются степенью негативного влияния на окружающую среду (НВОС):

I – сильное воздействие;

II – умеренное воздействие;

III – незначительное воздействие.

Есть еще и дополнительная IV категория, предполагающая минимальное НВОС. Для структур из этого класса разрабатывать программу экологического надзора не нужно. Значит, и отчетность по ним не составляется.

Признаки, по которым объекты распределяют по классам, указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев…».

Уполномоченные сотрудники при появлении в организации негативно влияющих на природу элементов обязаны направить в Минприроды России заявление по установленной форме (Приказ Минприроды России от 23.12.2015 N 554 «Об утверждении формы заявки…»). «Опасная» структура попадает таким образом под госконтроль. В подтверждение выдается свидетельство. В нем обязательно указывается присвоенный объекту класс.

Охрана и использование водных объектов

Таблица 3.1. Результаты учета объема забора (изъятия) и сброса вод. Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества утвержден приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 2057.

В таблицу 3.1 вносятся реквизиты писем, которыми в адрес территориального органа Росводресурсов были направлены сведения о результатах учета забора и сброса. Поскольку отчетность ежеквартальная, то в таблице должны быть указаны реквизиты четырех писем. Своевременность направления сведений контролируется территориальными органами Росводресурсов. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Таким образом, таблица 3.1 включена в отчет тоже не для дела.

Таблица 3.2. Результаты наблюдений за водными объектами и учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных вод. Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 308, ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами. Срок представления сведений в соответствующий территориальный орган Росводресурсов установлен до 15 марта.

Согласно решению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод (приказ Минприроды России от 14.03.2007 № 569), водопользователи ведут регулярные наблюдения за водным объектом по программе, согласованной с территориальным органом Росводресурсов, и представляют результаты таких наблюдений в территориальный орган Росводресурсов и в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Срок представления ежегодного отчета – до 10 января.

В таблицу 3.2 «Сведения о результатах наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод выше и ниже мест сброса» вносятся реквизиты писем о направлении сведений о результатах учета качества поверхностных вод в местах сброса и сведений о результатах наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами.

Контроль за своевременностью направления всех этих сведений осуществляется территориальными органами Росводресурсов, органами исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Зачем нужен параллельный контроль со стороны Росприроднадзора – неясно. Вернее, ясно, что он не нужен.

Таблица 3.3. Результаты проведения проверок работы очистных сооружений. Поскольку контроль за сбросом сточных вод ведется постоянно, то введение в таблицу 3.3 «Результаты проведения проверок работы очистных сооружений, включая результаты технологического контроля эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков» даты отбора проб заставляет вместо осредненной годовой формы создавать отдельную таблицу на каждую дату отбора проб. Так как в таблице 3.3 содержатся только первичные данные и никто их обрабатывать не будет, таблица эта не имеет смысла.

7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

– другими нормативными правовыми актами.

7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:

– проверку порядка и правил обращения с отходами;

– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;

– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;

– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;

– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;

– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;

– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.

– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:

проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;

лимитов на размещение отходов;

договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;

документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.

В титульном листе отражаются следующие данные респондента:

  • отчетный год, за который подаются сведения;
  • в поле «Расчет представляется:»
    — наименование территориального органа Росприроднадзора по месту осуществления деятельности;
  • в поле «Наименование организации, ФИО иностранного физического лица»
    — полное и краткое название организации в соответствии с учредительными документами или ФИО ИП;
  • код города и номер телефона руководителя и главного бухгалтера организации либо иного контактного лица;
  • ИНН и КПП организации (ИНН ИП);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
  • коды в соответствии с ОКПО и ОКОПФ;
  • коды по ОКВЭД;
  • сведения из ЕГРЮЛ (ЕГРИП): основной номер и дата внесения записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • юридический и фактический адрес организации или физического лица (ИП), а также коды ОКАТО и ОКТМО;
  • размер и численность, банковские реквизиты, адрес электронной почты, факс;
  • ФИО руководителя и главного бухгалтера организации или ИП, их телефоны и дата. В случае подачи сведений уполномоченным представителем организации или ИП указываются наименование (ФИО) представителя и документа, подтверждающего его полномочия.

Внимание! Если природопользователь зарегистрирован в системе «СБИС», то почти все поля раздела заполняются автоматически.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *