Обязательное распределение выпускников: новые требования к вузам и нанимателям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное распределение выпускников: новые требования к вузам и нанимателям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


После вуза нужно отрабатывать два года. Исключение составляют выпускники ВА РБ, УГЗ МЧС РБ, Академии МВД РБ, МИ МВД РБ, целевиков и те, кто учился в педагогическом классе и поступил в вуз по собеседованию, — им придётся работать по распределению 5 лет.

Как получить свободный диплом и что для этого нужно?

– Основное правило: если у вуза нет заявок на распределение, то он обязан выдать справку о свободном трудоустройстве.

В других случаях в законодательстве есть две статьи, которые регулируют этот вопрос: 87 и 88 Кодекса об образовании. Первая содержит определенный перечень оснований, по которым вам должны выдать справку, а вторая объясняет, кто освобождается от уплаты средств.

От уплаты точно освободят детей-сирот и беременных женщин. А вот лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе, супруга или одного из родителей, имеющих инвалидность I или II группы, или ребенка-инвалида, освободят от выплаты только в том случае, если невозможно будет предоставить новую работу, учитывающую возникшие обстоятельства.

Перечень в статье 88 довольно большой, но каждый случай освобождения рассматривается университетом отдельно.

Для того чтобы было понятно, насколько реально сейчас добиться свободного диплома, приведу статистику: по официальным данным, в Беларуси распределяются 99% бюджетников.

То есть справку о свободном трудоустройстве получает лишь 1% – и это настоящая борьба.

Я не явился (не явилась) на распределение. Как, кому и сколько мне придется выплачивать?

Если вы решили отказаться от отработки, у вас есть два пути.

Первый – добровольный отказ, который нужно оформить до начала отработки. Вы приходите в университет, пишете заявление, просите рассчитать свою сумму и получаете полгода на ее добровольное погашение.

Если в этот срок частично или полностью деньги вы не выплатили, вам напишут претензию – по сути, это письмо с требованием заплатить. С этого момента должен пройти один месяц, когда вы все еще можете заплатить без суда.

Если не делаете этого снова – начинается суд, но после его решения у вас есть еще один месяц на добровольное погашение.

Если и после всех этих сроков сумма не выплачена, начинается принудительное исполнение через судебных исполнителей.

Но по факту если у выпускника нет работы, взять у него нечего, а какие-то меры ограничения его не страшат, то можно попробовать жить и не тужить (смеется). Если работа у вас все-таки появится, то определенный процент от зарплаты будет уходить на оплату этой суммы. И так будет продолжаться, пока вы не погасите ее полностью.

Конечно, такой вариант не нужно рассматривать как руководство к действию, потому что сумма будет увеличена на судебные издержки и процент от взыскания судебным исполнителям.

К тому же вам вполне могут наложить меры ограничений – запретить выезд за границу и управлять автомобилем, например. В общем, ничего позитивного в этой процедуре нет.

Второй вариант – недобровольный, когда первого августа вы просто не приходите на работу и все пускаете на самотек. Примерно через месяц придет претензия, потом у вас все равно будет 6 месяцев на добровольное возмещение, а после этого срока – суд и исполнительное производство.

Как рассчитывается сумма? Расчет всегда индивидуальный, и при нем учитываются цифры и коэффициенты, которые есть только в бухгалтерии учреждения образования, а это закрытая информация.

Достоверно сказать, какой выйдет ваша сумма, невозможно: мало того, что во всех учреждениях образования выплаты совершенно разные, они могут отличаться даже у выпускников одной группы, если кто-то из них пользовался возможностями университета больше.

Вот что известно точно: в сумму не включается стипендия и материальная помощь. А еще она никак не связана с той, что указана в договоре на обучение: выплата будет от двух до пяти раз выше. Так что если ваш идеальный план был отучиться и заплатить, то проще было пойти сразу на платное. К слову, если вы отработали только часть времени, то можете выплатить оставшиеся средства – сумма будет высчитываться пропорционально.

Если речь про обычное распределение, то деньги выплачиваются учреждению образования. В варианте с целевым направлением в редких случаях они могут идти нанимателю.

Кстати, для примера могу назвать сумму одного из минских колледжей – это 2926 рублей за среднее специальное образование. Надо понимать, что выплата после вуза будет куда больше.

Счет в 70 тысяч рублей воспринял с «улыбкой безумца»

Учиться в Военной академии Максим (имя изменено) хотел по многим причинам. Было понимание, что армия — гарант стабильности. Это, говорит, идеальный вариант для тех, кто «не очень амбициозен и толком не понимает, чего хочет от жизни». Во время службы, рассуждает, человеку показали, что он должен делать, и тот выполняет свой фронт работы.

— В то же время служба дает хорошую зарплату, льготы на квартиру, — называет армейские бонусы собеседник. — Да и при поступлении на некоторые специальности хватает невысокого балла.

К третьему курсу молодой человек в будущей профессии разочаровался — и решил забрать документы. Через три месяца, рассказывает, ему по месту прописки пришло письмо из академии. Там по годам расписано, за что и сколько он должен. В общей сложности это более 70 тыс. рублей. На вопрос, почему так много, отвечает: он жил в общежитии казарменного типа, его, как и других курсантов, одевали, трижды в день кормили. Да и стипендия, не отрицает, была неплохая.

— Как восприняли такой счет?

— С улыбкой безумца, который понимал, что ему терять нечего, — честно признается Максим. — Но еще до отчисления я услышал хорошую фразу: жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на то, что не нравится. Цена бездействия больше, чем цена ошибки. Я разочаровался в профессии военного. Решил рискнуть и что-то поменять в своей жизни.

Родители Максима, вспоминает собеседник, переживали из-за ситуации больше, чем он. Когда отчислялся, говорит, они интересовались: «Какие у тебя планы?» Сын пояснил: идти в гражданский вуз. Свое слово он сдержал. Сейчас Максим — студент.

— Сразу они часто спрашивали: уверен ли я в своем решении, а когда увидели, что поступил, а значит, не собираюсь без дела шататься по Минску, у них появилось доверие ко мне, — рассказывает собеседник. — Они успокоились и теперь лишь периодически спрашивают, что я дальше планирую.

Какие у Максима планы? Скоро у него суд.

— Я жду заседания и пока ничего не плачу, — описывает ситуацию собеседник. — А дальше нужно будет решать, как быть. Скорее всего, придется искать работу. Возможно, понадобится оставить университет, ведь совмещать довольно сложно.

У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?

Эту ситуацию Татьяна Короткевич прокомментировала так: «Да, служба в армии засчитывается в срок отработки. Причем, когда молодой человек будет уволен со срочной службы, у него будет несколько вариантов. Он сможет вернуться на свое место работы, доработать положенный срок отработки, если он пожелает. Может срок службы в армии не засчитывать и таким образом продлить себе период, когда он еще молодой специалист».

Также он может получить право самостоятельно трудоустроиться, обратившись в учреждение образования, добавила представитель Минобразования.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

14.02.2022 Как помочь ребенку пережить подростковый возраст? Спросили у психолога витебского Центра здоровья молодежи 11.02.2022 Работодатель нарушил контракт: какие права и обязанности есть у работника? 09.02.2022 В каких случаях возникает обязанность применения кассового оборудования? 07.02.2022 Декрет № 3 «О содействии занятости населения»: как подтвердить, что гражданин работает или учится за границей 31.01.2022 Могут ли в счет долга забрать единственный телевизор, знает судебный исполнитель

  • О работе с обращениями граждан и юридических лиц
    • Нормативно-правовая база
    • График приема граждан и представителей юридических лиц
    • «Горячая линия»
    • Обращения граждан и юридических лиц
    • Порядок рассмотрения обращений
    • Электронные обращения / Электроныя звароты
  • Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
  • Официальный сайт Витебского облисполкома
  • Каталог ресурсов государственных органов
  • Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
  • Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
  • Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
  • Информация о либерализации экономической деятельности
  • БРСМ в Витебске
  • Витебское областное управление МЧС РБ
  • Национальное агентство по туризму
  • Фонд ”Витебскоблимущество“
  • Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  • Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
  • Совет Республики
  • Министерство по налогам и сборам
  • ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
  • РУП «Национальный центр электронных услуг»
  • Проверка контрагентов

Что грозит молодому специалисту при отказе от обязательной отработки

Тут все зависит от того, у кого из супругов комиссия по распределению раньше. Допустим, если у жены она 1 апреля, а у мужа 10-го, то, по идее, его должны распределить по месту работы супруги – такова практика.

Но тут та же ситуация, что и в предыдущем вопросе: формулировка, прописанная в законе, очень размыта, и вас вполне могут отправить в разные населенные пункты. В общем, совет все тот же: будет лучше, если вы заранее позаботитесь о собственных заявках.

Выпускники пту, ссузов, вузов могут отрабатывать по распределению от 1 года до 5 лет. Этот срок зависит от многих факторов. Например, один год отрабатывают по распределению выпускники профессионально-технических учебных заведений (ПТУЗ), если в год окончания учебного заведения они не поступают дальше. А также выпускники средних специальных заведений (ССУЗ), если до этого учились в птузе и уже отработали 1 год по распределению. Такой же срок актуален для магистрантов, которые не поступили в аспирантуру на бюджет. Два года отрабатывают те, кто сразу после школы поступил и окончил ссуз, вуз или аспирантуру. Пять лет отрабатывают студенты, которые учились по целевому направлению, выпускники педагогических, аграрных и спортивных классов. После ссуза целевики отрабатывают три года, после птуза — два.

В срок отработки по желанию засчитывается время службы в армии, декретный отпуск и другие моменты, которые стоит уточнить у работодателя.

Девочки,БЕЛАРУСЬ. Отработка после учебы.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

При этом есть исключения, добавляет Сергей Касперович. Например, на медицинских вузовских специальностях «целевики» могут занимать до 50 процентов бюджетных мест, на сельскохозяйственных — до 60 процентов.

В ссузах ситуация немного другая. «Целевики» могут занимать до 30 процентов бюджетных мест, исключения — медицинские и сельскохозяйственные специальности (до 60 процентов).

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Сейчас это работает так. Но в проекте новой редакции Кодекса об образовании, который подготовлен министерством, это ограничение исключили.

— Мы видим, что есть ситуации, когда заказчиками на целевую подготовку желают выступить организации, расположенные в крупных городах, в том числе в Минске. И есть сферы, в которых это оправдано. Поэтому мы считаем целесообразным исключить эти ограничения и ожидаем, что изменение будет принято нашим парламентом.

Теоретически да.

— В рамках действующего законодательства целевую подготовку может заказать предприятие любой формы собственности. Учитывается только место нахождения организации.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).
  • Ищите через знакомых или родственников.

— Трудовые династии были всегда. Если на сельхозпредприятии работают родители будущего выпускника школы, то первым логичным шагом для предприятия было бы начать поиск среди своих сотрудников.

Сам абитуриент тоже может попытаться найти своего будущего работодателя и заключить с ним договор. Для этого ему нужно обосновать, почему в будущем он хочет прийти и работать у него.

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Нет, еще, в принципе, не поздно, успокаивает Сергей Касперович. Заключить договор можно и в июле, главное — чтобы за этим стояло желание не поступить любой ценой, а работать по своей специальности у конкретного работодателя.

— Заказчики заключают договоры с конкретными людьми. Но мы всегда настаиваем на том, чтобы на «целевых местах» тоже складывался конкурс. Поэтому иногда заказчики заключают больше договоров, чтобы поступил самый сильный абитуриент. Здесь велика роль именно заказчика. Он сам должен основательно подбирать людей, потому что это его будущие работники. Они должны быть мотивированы к учебе, чтобы их не отчислили — и в результате заказчики не пожалели о напрасно потраченных деньгах.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи:

  • персонализация обучения;
  • создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении;
  • и самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот этот человек придет к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Плохие новости для тех, кому страшно представить себя работающим на одном месте несколько лет.

Срок отработки для тех, кто заключил договор на целевую подготовку, зависит от уровня образования. Если выпускник учился в профессионально-техническом учреждении, то отработка продлится год. После колледжа нужно отработать три года, после университета — пять лет.

— Процедура в данном случае называется не распределением, а направлением на работу, — уточняет Сергей Касперович.

Не совсем.

Абитуриенты, у которых есть на руках договор о целевой подготовке, поступают на бюджетные места, которые предназначены именно для «целевиков». Существуют специальные нормы, сколько этих мест может быть.

— На уровне высшего образования для целевой подготовки может отводиться до 40 процентов всех мест. Например, если у нас всего 50 бюджетных мест, то до 20 из них могут быть предназначены «целевикам».

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со средним специальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

— Важно, чтобы абитуриент четко понимал, чего он хочет. Если он берет «целевое» на любую специальность, лишь бы поступить, потому что, с его точки зрения, так легче, все усложняется. Он может ходить по любым организациям и просить заключить договор. Но это в корне неправильная установка, которая загоняет абитуриента в рамки.

По словам Сергея Касперовича, идея целевой подготовки как раз состоит в том, что в этом процессе первичен заказчик.

— Именно он должен понимать, есть ли у него потребность в конкретных специалистах через 3, 4, 5 лет. А дальше он просто персонализирует своего будущего сотрудника.

Тут вариантов несколько.

  • Заказчики кадров (они же ваши потенциальные будущие работодатели) могут прийти в школу и рассказать, как у них классно работать и почему с ними стоит заключить такой договор.
  • Информацию о целевом направлении печатают в районных газетах (вдруг вы их читаете).

— Примерно в феврале министерства и ведомства получают предложения на целевую подготовку от своих подчиненных организаций, — описывает, как это работает изнутри, Сергей Касперович. — Они начинают информировать учреждения образования об этих цифрах. В Министерстве образования приказ о целевой подготовке издается в мае. Но организации и абитуриенты должны искать друг друга весь выпускной класс. По-хорошему — до середины учебного года.

Сергей после окончания автотракторного факультета БНТУ решил продолжить образование и поступил в магистратуру. Распределение в таком случае лишь ненадолго переносится — после окончания магистратуры выпускник обязан отработать два года. Сергея, тогда уже магистра технических наук, университет отправил работать инженером на Минский завод колесных тягачей.

— Нам показали список заводов, которые прислали заявки, и мы должны были выбирать из них. Заявки, которые мы приносили сами, не одобряли. У меня к тому моменту уже была работа и провести два года своей жизни на заводе, если честно, не хотелось. Поэтому, идя на распределение, уже знал, что буду «откупаться», — рассказывает Сергей.

Что вы знаете об отработке за обучение за счет средств нанимателя?

Категорически не желая работать по распределению, можно возместить государству средства, потраченные на его обучение. Конкретную сумму подсчитывает вуз. Оплатить придется затраты на обучение, не возмещая при этом стипендию и расходы на бесплатное питание и предоставление комнаты в общежитии.

Сумма возмещения превышает стоимость всего срока обучения в вузах. К примеру, студенты, поступившие в 2016 году в БГУ, решив отказаться от распределения, будут вынуждены заплатить около 25 тысяч рублей. Некоторых освобождают от уплаты долга: детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот, инвалидов I или II группы, беременных.

Целевая подготовка — так это называется в законодательстве об образовании — существовала еще в Советском Союзе и в 1990-х годах перекочевала в белорусское профессиональное образование. Фактически она решает три задачи.

  • Персонализация обучения.
  • Создание для абитуриентов дополнительной опции выбора при поступлении.
  • И самая важная — возможность для работодателя персонализировать заказ кадров, а также «закрепить их на местах».

— Это значит, что определенная организация или предприятие заказывает не абстрактного выпускника, как это в целом происходит при существующей системе подготовки кадров, а вполне конкретного. Еще на стадии заключения договора заказчик знакомится с молодым человеком или девушкой и понимает: вот эти люди придут к нему работать через несколько лет, — поясняет Касперович.

Да, каждый абитуриент из любого города или деревни Беларуси может заключить договор на целевую подготовку. Но в этом случае важно ориентироваться на будущего работодателя.

— Если мы говорим о профтехобразовании, то в нем нет никаких ограничений по месту нахождения работодателя. А вот со среднеспециальным и высшим образованием есть ограничения, — рассказывает Сергей Касперович. — Заказчик может находиться либо в сельском населенном пункте, либо в городах с населением до 20 тысяч человек, либо в зонах загрязнения, пострадавших от Чернобыльской АЭС.

Вниманию абитуриентов и их родителей: все, что надо знать о целевом направлении

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е. брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность. Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных. Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять. Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Договор на целевое обучение считается действительным, когда его подписали три стороны. Поэтому можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию (участвовать в общем конкурсе).

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух. В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

— Мы стали локомотивом инициатив, — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Систему распределения распространят на «платников»

Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.

Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).

Вице-премьер Василий Жарко в конце января поставил задачу: в нынешнем году распределение должно быть стопроцентным, то есть обязательным и для тех, кто платил в годы студенчества за учебу.

Министр образования Игорь Карпенко в средине июня сообщил, что более тысячи «платников» из нынешнего выпуска (примерно 1/30 часть) уже попросили распределения.

Можно ли уволить сотрудника на больничном?

Согласно статье 43 Трудового Кодекса, увольнение работника по инициативе нанимателя в период временной нетрудоспособности не допускается. Однако, если сотрудник сам подал заявление на увольнение по собственному желанию и заболел, то такой вариант имеет место быть.

Процедура увольнения может повлечь множество проблем, если не соблюдать установленные регламенты. Рекомендуем относиться к увольнению сотрудников и ко всем трудовым отношениям очень внимательно и рассудительно. При малейших нюансах работники могут обратиться в суд, поэтому лучше обезопасить себя, а в неоднозначных ситуациях обратиться за советом к делопроизводителям или юристам.

Люди – главный ресурс. А бывшие коллеги могут здорово помочь и в дальнейшем. Постарайтесь расстаться на доброй ноте и не обрывать контакты. Удачи!

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Могут ли меня уволить?

Увольнение молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью (направлением специальности, специализацией) и присвоенной квалификацией, до окончания указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы запрещается, за исключением случаев:

  • перехода на выборную должность служащего;
  • принятия решения учреждением образования о перераспределении, последующем направлении на работу молодого специалиста либо о выдаче ему справки о самостоятельном трудоустройстве;
  • зачисления в учреждение образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени);
  • нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора, поступления на военную службу по контракту

А также основных причин увольнения в случае:

  • ликвидации организации;
  • прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;
  • сокращения численности или штата работников;
  • ненадлежащего выполнения работы сотрудником;
  • наличия у работника заболевания, противопоказанного или опасного для членов трудового коллектива;
  • несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего выполнению данной работы;
  • неявки на работу в течение более 4 месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам);
  • неисполнения без уважительных причин трудовых обязанностей работником, имеющим неснятое дисциплинарное взыскание;
  • однократного грубого нарушения: прогула (отсутствия более 3 часов на рабочем месте без уважительной причины), появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • хищения имущества по месту работы;
  • нарушении требований по охране труда;
  • восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу;
  • нарушения правил приема на работу;
  • призыва работника на военную службу;
  • вступления в силу приговора, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы;
  • смерти работника;
  • возникновение ограничений на занятие определенным видом деятельности.

В течение срока обязательной работы наниматели и выпускники, получившие свидетельство о направлении на работу, молодые специалисты, молодые рабочие (служащие) обязаны письменно сообщать в учреждения образования о приеме на работу выпускников, молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) или увольнении молодых специалистов, молодых рабочих (служащих) в месячный срок со дня приема на работу или увольнения.

31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.

«Мы стали локомотивом инициатив», — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.

Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.

Image caption Эти солнечные батареи с автоматизированной системой полива директор закупил для школьных теплиц

Необходимое пояснение: Осиновка хоть и в статусе агрогородка, но обыкновенная старая деревня. Большая по белорусским меркам — около 400 жителей. Двухэтажная кирпичная школа вмещает и детский сад, а потому официально учреждение называется длинно и по-чиновничьи мудрено. В школе 50 учеников (в Осиновку приезжают еще из 4 окрестных деревень), в детсаду 6 воспитанников. Директор оснастил школу WiFi, но пароль — признается — меняет едва ли не каждое утро, чтобы дети не отвлекались во время уроков.

Денис родился и учился в Могилеве — крупном областном центре на юге Беларуси, а в Чаусский район (пострадавший от Чернобыльской аварии) попросился вслед за женой-однокурсницей. По распределению молодые супруги (историки-археологи, согласно диплому) работали в школах разных деревень, но по истечении двух положенных лет отработки обосновались в райцентре Чаусы.

В Осиновку, за 15 км от Чаусов, Денис Никифоров уже шесть лет приезжает каждое утро.

«Если не любить место, где работаешь, не любить дело, которым занимаешься, — ничего не получится. А я так не могу. Если я что-то делаю, это должно быть лучше, чем у всех. Я здесь себя чувствую комфортно, чувствую поддержку своего коллектива, поддержку местных жителей и местных властей», — говорит Никифоров.

«Любой мегаполис, любой крупный город не может существовать без села. Кто-то должен здесь, на селе, быть. И кто, если не мы? » — добавляет он.

Двое молодых педагогов, распределенных в Осиновку, остались работать в школе под руководством Никифорова и по истечению обязательного срока.

Сколько и в каких профессиональных сферах остается вообще, доподлинно не известно — в ответственном за распределение выпускников министерстве образования сообщили, что такая статистика не ведется.

Преграда на пути к Болонскому процессу

Белорусская система распределения критикуется Европой. В Болонском процессе — программе интеграции европейского образовательного пространства — Беларусь в том числе и из-за этого все еще остается с «дорожной картой».

Белорусские чиновники не скрывают: распределение помогает «закрыть» прежде всего финансово непривлекательные вакансии. Даже в Минске к нынешнему распределению было свободно более 400 мест для врачей, 359 для инженеров, 516 для медсестер, 153 для менеджеров…

«Нормальные ребята приходят по распределению, подготовка хорошая, а опыта наберутся — если захотят. Но вот чуть наберутся опыта, отработают обязательный срок — и, как правило, уходят. В Россию едут, идут в частные центры — там зарплата не сравнима с нашей зарплатой участкового в поликлинике. Молодые сейчас хотят денег, перспектив, свободы», — рассказывает Ольга С., замглавврача одной из минских поликлиник.

Ольга просит не называть ее настоящее имя — с некоторых пор почти всем госслужащим в Беларуси запрещено общаться с прессой без одобрения высокого министерского начальства, переданного через соответствующую пресс-службу.

«Такая вот «свобода». Попадаешь в систему — и тоже как крепостной. С дипломом», — поясняет врач.

Как долго придётся отрабатывать бюджетнику? Можно ли выкупить свободный диплом и во сколько это обойдётся? расскажет о нюансах распределения, чтобы оно не стало для тебя сюрпризом.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *