Педагог дополнительного образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Педагог дополнительного образования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.

Чем занимается педагог дополнительного образования?

  • Комплектует кружок/секцию. Проверяет таланты и способности ребят — в первую очередь это касается групп дополнительного музыкального образования, изучения ИЗО и ДПИ, спортивных секций.
  • Выбирает подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.
  • Планирует работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводит уроки, анализирует результаты и корректирует планы при необходимости.
  • Организует дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.
  • Привлекает своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организует такие мероприятия сам или договаривается об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.
    Консультирует родителей. Объясняет, как продолжать дополнительное образование в домашних условиях, дает рекомендации по дальнейшему развитию талантов ребенка.

    Составление рабочих программ

    Рабочая программа педагога дополнительного образования — необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы ДО должны:

    • дополнять и развивать общеобразовательные;
    • соответствовать интересам учащихся;
    • способствовать развитию их талантов;
    • воспитывать навыки самообразования.

    Их подготовка открывает широкое поле деятельности для создания авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.

    Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает:

    • основные направления деятельности;
    • тематическое почасовое планирование;
    • краткое изложение тем.

    Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования

    Педагог дополнительного образования — это специалист, который проводит индивидуальные и групповые занятия для взрослых и детей в клубах по интересам, кружках, секциях.

    Большинство педагогов специализируются на конкретном виде деятельности в сфере педагогики дополнительного образования, но есть и те, кто проводят общеразвивающие занятия или преподают несколько дисциплин.

    В обязанности педагога дополнительного образования входит:

    • исследование способностей и уровня подготовки, индивидуальных особенностей ребенка или взрослого для занятий конкретным видом деятельности;
    • комплектация групп и организация образовательного процесса;
    • разработка и реализация образовательной программы и уроков с учетом ФГОС, половозрастных, культурных и личностных особенностей учащихся;
    • создание безопасной и комфортной атмосферы на занятиях;
    • анализ эффективности работы и при необходимости корректировка программы, плана занятий;
    • оценка эффективности усвоения программы учениками.

    Деятельность педагога дополнительного образования

    Особенность школы как общеобразовательного учреждения заключается в том, что работа преподавателя в первую очередь ориентирована одновременно на всех учащихся класса.

    Основная задача, стоящая перед педагогом – освоение школьниками знаний в требующемся объеме. Таким образом учитель-предметник не имеет возможности уделять достаточное количество времени на индивидуальные занятия. На компенсацию этого недостатка направлена работа педагога дополнительного образования.

    Обучение на педагога дополнительного образования

    Существует две возможности для получения квалификации преподавателя ДО:

    • обучение в педагогическом колледже;
    • прохождение курсов в центре ДПО, которые готовят данных специалистов.

    Первой могут воспользоваться молодые люди, не закончившие ни одного учебного заведения. Вторая подходит для обладателей документов о получении СПО или любого высшего образования.

    Курс «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»

    Программа разработана согласно изменениям ФГОС, вступившим в силу с 01.09.2022.

    Длительность занятий: 36–248 часов.

    Цель: повышение квалификации педагогов ДО в области оформления процесса образования в контексте характеристик нового допобразования.

    Требования к квалификации педагогического работника: образование среднее профессиональное или высшее педагогическое/психологическое.

    Категория слушателей: педагоги допобразования, методисты ДО и общего образования, осуществляющие дополнительные общеобразовательные программы.

    Каким должен быть педагог дополнительного образования?

    Коммуникабельным и уверенным в себе детям проще налаживать общий язык с окружающими. У таких ребят возникают проблемы во время обучения, но они не связаны с талантом и уровнем знаний.

    Также некоторые проблемы возникают для гиперактивных детей, которые не могут сосредоточиться на предмете. Это же относиться и к родителям, которые думают о собственных интересах. Они хотят, чтобы ребенок получал хорошие оценки и занимал первые места во время проведения соревнований.

    Особое внимание уделяют моменту планирования и анализу результатов. Для этого используют информационные технологии. Важно гибко менять методики и технологии с учетом успехов конкретных детей.

    Также важен педагогический талант и оптимизм. Это умение верить в способности детей, настраивать их на положительный результат и успех в короткое временя. Каждому успеху способствуют длительные часы работы и предварительной подготовки.

    Специфические особенности дополнительного образования детей

    Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры., что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.

    Педагог дополнительного образования:

    2.1. Осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

    2.2. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

    2.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

    2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

    2.5. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

    2.6. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

    2.7. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

    2.8. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

    2.9. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

    2.10. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.

    2.11. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

    2.12. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

    2.13. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

    2.14. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

    2.15. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

    2.16. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности.

    2.17. При выполнении обязанностей старшего педагога дополнительного образования наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности педагога дополнительного образования, осуществляет координацию деятельности педагогов дополнительного образования, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

    2.18. Оказывает методическую помощь педагогам дополнительного образования, способствует обобщению передового их педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.

    2.19. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

    2.20. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

    2.21. Уважает честь и достоинство обучающихся, воспитанников и других участников образовательных отношений.

    2.22. Развивает у обучающихся, воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся, воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни.

    2.23. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

    2.24. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся, воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

    2.25. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

    2.26. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

    2.27. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

    2.28. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

    2.29. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

    2.30. [Другие должностные обязанности].

    Обязанности педагога дополнительного образования

    Работа преподавателя интересная и креативная, но при этом довольно сложная и подразумевает выполнение огромного количества ответственных задач.

    Обязанности педагога дополнительного образования прописаны в должностной инструкции. В основном педагог занимается:

    • комплектацией групп учеников с учетом возраста и уровня знаний;
    • составлением учебной программы;
    • планированием и проведением уроков;
    • организацией дополнительных мероприятий (мастер-классов, спектаклей, концертов, соревнований, открытых уроков и т.д.);
    • проведением ознакомительных и адаптационных консультаций для учеников и их родителей;
    • ведением соответствующей документации (план занятий, динамика достижений учеников, необходимые отчетные документы);
    • постоянным совершенствованием уровня своих знаний.

    В зависимости от конкретного места работы и преподаваемой дисциплины, обязанности педагога могут видоизменяться и дополняться.

    Качества, которыми должен обладать педагог

    Для того, чтобы качественно выполнять свои обязанности, преподаватель дополнительного образования должен соответствовать существующим требованиям и определенному складу характера.

    Профессиональные качества касаются необходимого образования, уровня знаний, имеющейся квалификации, опыта и навыков.

    Личными качествами, которые помогут преподавателю в эффективности и успехе, будут:

    • любовь к людям и желание общаться;
    • терпение и стрессоустойчивость;
    • тяга к самообразованию и самосовершенствованию;
    • вежливость и такт;
    • ответственность и соблюдение дисциплины;
    • внимательность и сосредоточенность;
    • чувство юмора;
    • творческие способности.

    Подробно о применении профстандарта «Педагог»

    Довольно часто при прекращении срочного трудового договора или в случае расторжения трудового договора директором школы по причине сокращения численности или штата педагогических работников у учителей возникает вопрос о том, имеют ли они право претендовать на иные вакантные в школе должности в силу того, что их трудовая функция соответствует профессиональному стандарту «Педагог».

    Согласно статье 46 Федерального закона «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

    Требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог», звучат следующим образом:

    «К образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации».

    Поскольку профстандарт требует соответствия в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования, учитель имеет право преподавать другой предмет вместо того, который преподавал ранее в тех случаях, когда они относятся к одной укрупненной группе «Образование и педагогические науки» или области, соответствующей преподаваемому предмету. В материалах правоприменительной практики российских судов также подтверждается данное положение: решение Пятигорского городского суда от 14 февраля 2017 г. по делу № 2-987/2017, решение Ленинского районного суда от 7 мая 2019 г. по делу № 2-1821/2019 («Из системного толкования правовых норм следует, что предусмотренные законом требования не означают о необходимости наличия у лица профессионального образования исключительно по направлению подготовки (специальности ) «Образование и педагогика», поскольку альтернативно для учителя нормативными актами предусмотрено наличие образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. Аналогично этому является достаточным высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп подготовки»).

    К укрупненной группе подготовки «Образование и педагогические науки» относятся следующие должности:

    1. Специальности среднего профессионального образования:

    Воспитатель детей дошкольного возраста;
    Учитель начальных классов;
    Педагог дополнительного образования;
    Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием;
    Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
    Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.).

    1. Направления подготовки высшего образования:

    Какие качества нужны учителю?

    Профессия учителя вечна. Для ребенка учитель — важный человек в жизни. Его обязанность — вырастить уверенного в себе и психологически здорового взрослого. Чтобы успешно выполнить эту миссию, педагог должен искренне любить детей и иметь высокие моральные качества (честность, тактичность, эмпатия).

    В процессе работы для учителя незаменимы терпение и самообладание, ведь нередко приходится иметь дело с непоседливой ребятней и объяснять материал по несколько раз. В такие моменты на помощь приходит креативность — творческий подход облегчает понимание сложных тем у детей и вызывает интерес к учебе. Помните: пробубнить материал себе под нос может каждый, а вот найти подход к ребенку получится только у хорошего педагога.

    Учитель — это лидер и образец для подражания. Для поддержания порядка в классе ему обязательно иметь развитые организационные навыки и лидерский потенциал. Также желательно демонстрировать те качества, которые вы хотите воспитывать в детях, например ответственность и дисциплинированность. Наконец, важно выстраивать со своими подопечными доверительные отношения, но при этом сохранять умеренную строгость, так как чересчур мягкий характер зачастую вызывает у школьников неуважение.

    Курсы переподготовки для педагогов дополнительного образования делятся на три блока, в рамках каждого из которых предусмотрены лекции, самостоятельная работа и обсуждение вопросов с куратором. Каждый блок состоит из нескольких дистанционных уроков.

    Блок №1. Нормативно-правовой

    Законодательные аспекты, которые составляют базис образовательной среды. Сюда входят законы об образовании, нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя и других работников педагогической сферы, защита прав ребенка.

    Блок №2. Психолого-педагогический

    Профильные предметы, которые обучат вас основам психологии и педагогики в дополнительном образовании.

    Блок №3. Предметная деятельность

    Здесь вы научитесь правильно составлять план обучения, контролировать процесс, искать подходы к ученикам. В блок включена методика организации досуговой деятельности учащихся, а также основы взаимодействия с родителями учеников.

    Каждый урок блока заканчивается итоговым тестированием, которое показывает, насколько хорошо вы усвоили тему. В курсе по переподготовке их 11 штук. И крайним, 12, будет итоговое экзаменационное тестирование, в которое будут включены вопросы из ранее пройденных вами тестов. Оно проводится дистанционно. Именно по его результатам вам будет выдан диплом о профессиональной переподготовке по специальности “Педагог дополнительного образования для детей и взрослых”.


    Похожие записи:

    Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *