Стажировка на рабочем месте: для чего она нужна и как проходит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стажировка на рабочем месте: для чего она нужна и как проходит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

  • подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
  • испытание.
  1. «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
  2. Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
  • номер листа испытаний;
  • ФИО водителя;
  • дата и время прохождения, испытательный период;
  • сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
  • ФИО водителя-наставника;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
  • Больше не требуется оформлять лист собеседования. Также в новом порядке отсутствует требование о проведении собеседования.
  • Спорный ответ Минтранса о стажировке и испытании.

    Ниже в разделе «ИТОГИ» я вам дам ссылку на ответ Минтранса в скане, который мне предоставил Леонид.

    Вы сами можете посмотреть этот очень интересный ответ.

    Итак, цитирую ответ Минтранса:

    «…Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ рассмотрел Ваше обращение от 11.03.2021 № 66879 и в рамках своей компетенции сообщает.

    Согласно пункту 9 порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.07.2020 № 264 (далее – Порядок), испытание водителей проводится на транспортных средствах того типа и модели, на тех маршрутах (при их наличии), на которых он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

    Требование к водителям автотранспортных средств по проведению испытания при перерыве в трудовой деятельности законодательством Российской Федерации не установлено.

    Пунктом 11 Порядка установлено, что информация о проведенных испытаниях содержится в листах испытаний. Пунктом 12 Порядка определены обязательные сведения, которые должен содержать лист испытаний. Форма такого листа Порядком не установлена, соответственно работодатель может самостоятельно дополнить указанный лист необходимыми ему сведениями.

    Согласно пункту 13 Порядка, лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом.

    Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименование подразделений, наименования должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

    По мнению Департамента, необходимое количество часов стажировки при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другое должен определять работодатель.

    Одновременно сообщаем, что допуск работников к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, осуществляется после прохождения испытания у работодателя. Данный вопрос регулируется внутренней хозяйственной деятельностью организации и может быть закреплен внутренним локальным актом.

    Кроме того, по мнению Департамента, проведение стажировки при переходе с одного типа транспортного средства на другой может производится в соответствии со ст. 212 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедщих в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

    Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами трудового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

    Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного транспорта
    В.В. Луговеко.»

    Разница стажировки и испытания? А листы одинаковые. Вот чудо!

    Как такое может быть, что «…лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом…», если это две разные вещи?

    Еще раз даю определения.

    Испытание и Стажировка.

    Испытание — это период, в течение которого претендент на должность проходит испытания с целью проверки соответствия поручаемой работе и определения его профессиональной пригодности.

    Стажировка — это более широкое понятие и согласно новому ГОСТУ – это одна из форм обучения безопасности труда. И Работодатель обязан обеспечить обучение лиц, принимаемых на работу, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте. Причем на время стажировки составляется конкретный план ее прохождения.

    Более подробно я дал свои аудио-комментарии в специальном подкасте на Новый Приказ Министерства транспорта РФ от 29 июля 2020 г. N 264 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения»

    Давайте подведем итог.

    С каждым новым ответом минтранса я узнаю что-то новое!

    Как такое может быть, что есть два абсолютно разных мероприятия, у которых разные цели, разные задачи, разные сроки, разные программы, а вот лист испытаний и лист стажировки является одним и тем же документом?

    Я не понимаю. А вы?

    Нормативные акты о стажировке для водителей

    Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

    Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и некоторые водители.

    Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.

    Стажировка для студентов

    Во многих образовательных учреждениях на последних курсах (в частности, перед защитой дипломов) студенты должны проходить так называемую преддипломную (производственную) практику, которую также можно отнести к стажировке.

    Под производственной практикой понимается практическая часть образовательного процесса в высшем или среднем специальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и проведения итоговой аттестации учащегося как специалиста.

    Прохождение студентами практики закреплено на законодательном уровне. Так, согласно ст. 13 Закона № 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся. Организация проведения данной практики осуществляется образовательными учреждениями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля.

    К сведению: практика может быть проведена непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Организации, которые взаимодействуют с профильными образовательными учреждениями, в связи с этим получают возможность присмотреть молодые перспективные кадры заранее и обучить молодых специалистов в соответствии с необходимыми именно для своих организаций требованиями и спецификой.

    Что касается порядка организации проведения практики образовательными учреждениями, он устанавливается нормативными правовыми документами. Так, Приказом Минобрнауки РФ от 27.11.2015 № 1383 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее – Положение), которое определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажеров), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся.

    Приказом Минобрнауки РФ от 18.04.2013 № 291 утверждено Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, которым установлен порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

    Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

    С 1 марта может вступить в силу новый штраф за опасное вождение. Его размер составит 3 000 рублей. Систематическое грубое нарушение ПДД в течение года (три и более нарушений) будет караться штрафом в 10 000–30 000 рублей или лишением прав на срок до 1,5 лет. В число грубых нарушений войдут отказ уступить дорогу пешеходу, проезд на красный свет и многие другие прегрешения.

    В соответствии с частью первой статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2013, N 27, ст. 3477) и подпунктом 5.2.10.(3) пункта 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемый Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

    2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

    Министр Е.И. Дитрих

    Официальное обращение в Минтранс по стажировке и испытанию.

    • Например, стажировка водителя легкового авто проводится в течение 1 дня, а водителя грузового – 2 дня.
    • Новичкам срок может быть продлен до месяца.
    • Особое внимание уделено водителям автобусов, поскольку им доверены на маршруте человеческие жизни. Стажировка разбита на предмаршрутную и маршрутную части. Самое большое количество часов стажируются новички в вождении — более двухсот.
    • Лица, имеющие незначительный перерыв в работе, а также переведенные с одного автобуса на другой, стажируются в интервале от 30 до 50 часов общего времени.
    • Водителям на горных маршрутах может быть назначена стажировка и до трех месяцев.

    Приветствую, уважаемые друзья! Первый весенний день на Блоге открою мощной, как «гелендваген» от Мерседес-Бенц, заметкой с бесплатным материалом — программами обучения по охране труда с экзаменационными билетами для водителей управляющих разными видами транспортных средств!

    1. Проверку теоретических знаний, которыми обладает водитель-стажер. Вопросы задаются как по правилам эксплуатации и устройству вида автотранспорта, на котором он будет работать, так и по общим правилам вождения, поведения на дороге и т. д. Всего задается не менее 20 вопросов.
    2. Вождение машины на специальной площадке. Здесь стажер должен продемонстрировать, что способен хотя бы по минимуму управлять новым для него транспортным средством. Если он не справится на этом этапе, он отстраняется, считается не прошедшим стажировку и к самостоятельной работе допущен быть не может.
    3. Поездку по будущему маршруту (для маршрутного транспорта) либо просто по городу вместе с водителем-наставником. За рулем должен сидеть стажер, однако наставник вправе отстранить его от вождения на сложных участках. Об отстранении делается отметка в карточке стажировки.
    4. Контрольный рейс по маршруту с грузом или пассажирами под руководством наставника. Это своего рода выпускной экзамен, в ходе которого водитель-наставник не вмешивается в вождение, а лишь отмечает поведение и навыки стажера.

    Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

    Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

    Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.

    Кто имеет право проводить стажировку водителей?

    Для проведения стажировки должен быть назначен наставник, отвечающий следующим требованиям:

    16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника. Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:

    • не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

    • имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

    Требования к наставнику:

    • За последний год он не был виновником ДТП;
    • Он имеет необходимый стаж работы (по трудовой книжке).

    Заполняем лист стажировки по-новому

    Факт прохождения водителем испытания подтверждается соответствующим документом, который многие кадровики именуют стажировочный лист. Обязательные реквизиты этого бланка:

    • порядковый номер (по работодателю — нумерация сквозная);
    • фамилия, имя, отчество работника;
    • данные о транспортном средстве с указанием его типа, модели и марки;
    • при наличии наставника — его персональные данные (ФИО);
    • дата начала стажировки, общий объем часов;
    • замечания наставника к стажеру;
    • компетентное заключение специалиста, отвечающего за обеспечение безопасного дорожного движения, о допуске к работе или мотивированном отказе. Данный сотрудник должен быть аттестован на предмет занятия данной деятельностью.

    Необходимость проведения испытания по новому Приказу

    Мы живём в динамичном мире, который всё время меняется. Ежегодно каждый из нас сталкивается с нововведениями, которые диктуются вышедшими федеральными нормами и приказами. В этой статье рассмотрим изменения, связанные с приёмом на работу водителей транспортных средств.

    Теперь водители будут проходить процедуру «испытания» при приёмах на работу, об этом говорится в Приказе Минтранса от 29 июля 2020 г. N 264. Может показаться, что работодателям стоит хвататься за голову и начинать оформлять кучу новых программ и распоряжений, но не стоит волноваться, давайте во всём разберемся, ведь всё новое – это хорошо забытое старое.

    Новоявленное «испытание» водителей есть ни что иное, как старая добрая стажировка, про которую давно известно. Соответственно и оформление документов нужно начать с замены одного термина на другой в приказах и других документах.

    Требования к кандидатам

    В порядке подготовки водителей по новому Приказу говорится, что c принимаемым на работу водителем нужно провести следующий профессиональный отбор:

    1. Проверить наличие водительских прав с требуемой категорией (например, категория B на легковые авто);
    2. Проверить наличие у водителя документа об образовании с необходимой квалификацией (например, образование машиниста крана автомобильного, для возможности не только водить технику, но и управлять механизмом погрузки-разгрузки);
    3. Подтвердить стаж работы на нужном типе технике (по трудовой книжке, ведь наличие категории в водительских правах не гарантирует, что человек всё это время водил данный тип техники);
    4. Допустить водителя к самостоятельному управлению автомобилем, только после организации и проведения испытания.

    Наша организация занимается судостроением и судоремонтом. Имеется транспортный цех и автопарк для перевозки рабочего персонала (до места работы и домой), грузов и т.д., то есть основной вид деятельности организации не является коммерческой перевозкой пассажиров. Вопрос: проводится ли стажировка водителям вновь принятым (до приема также работали водителем) на работу, но не имеющим перерыва в рабочем стаже более года? Ведь согласно пункту 13 приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. А в пункте 2.2.2 постановления Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»: Работодатель обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. Вопрос 2 какой из вышеперечисленных актов является приоритетным. Кроме того если с 01.01.2020 приказ Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59 утрачивает силу, то каким НПА руководствоваться при стажировке водителей? Еще вопрос, если стажировка проводится водителям под руководством опытного работника, то как быть, если все водители приняты практически в 1 день? Предприятие начинает работать, образно говоря, с нуля, то есть только начинает свою деятельность

    Водитель автобуса обязан:

    • Уметь плавно начинать движение, тормозить и не забывать о том, что он везет живых людей.
    • Уметь плавно входить в различные повороты.
    • Поддерживать оптимальную скорость, не делая резких рывков.
    • Своевременно следовать по остановкам маршрута.
    • Своевременно заканчивать путешествие по маршруту.
    • Соблюдать все установленные меры предосторожности не только в процессе движения, но и в момент остановки.
    • Постоянно наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в области дверей.
    • Открывать двери только после того, как произойдет полная остановка транспорта.
    • Заранее объявлять о совершающихся остановках.
    • Следить за порядком в салоне своего транспортного средства, если ведется работа без кондуктора.
    • Принимать оплату за проезд, если ведется работа без кондуктора.

    Именно это все проверяется в процессе того, как проводится стажировка водителей в РФ и других городах.

    Выезд на линию – ключевой этап стажировки

    После овладения базовыми навыками вождения стажеру предстоит совершить несколько запланированных поездок по маршруту в сопровождении инструктора. Этот обучающий этап крайне важен, поскольку помогает водителю приобрести уверенность в своих силах и научиться маневрировать в условиях будущей профессиональной деятельности. Список главных действий, которыми должен овладеть стажер, включает:

    • правильное размещение транспортного средства на проезжей части;
    • безопасное прохождение поворотов или изменение направления движения;
    • использование технического оснащения авто (зеркал заднего вида, оптики и др.);
    • соблюдение дистанции и безопасного обгона других участников дорожного движения.

    Помимо перечисленных умений, водителю автобусов и других видов транспорта нужно уметь надежно закреплять груз, а также обозначать его в соответствии с правилами дорожного движения, если габариты перевозимого элемента превышают разрешенные размеры. Нередко при приеме на работу наниматель интересуется, разбирается ли потенциальный сотрудник в товарно-транспортных или путевых листах, может ли их правильно оформить при необходимости. Особенности заполнения таких документов должны подробно изучаться во время стажировки, поэтому знать, как заполнять накладные на груз (прочие бумаги) соискателю совершенно не обязательно.

    Отдельно отрабатываются стажером движение в местах интенсивного скопления пешеходов, разъезд машин на ограниченном участке пространства, выбор оптимального скоростного режима при различных погодных условиях. Инструктор обязан научить водителя предпринимать правильные действия в экстремальных ситуациях, например, при ослеплении фарами встречного автомобиля в ночное время суток. К концу этой стадии обучения стажер должен самостоятельно управлять требуемым транспортным средством без вмешательства в процесс вождения инструктора, что гарантирует успешную сдачу контрольного заезда.

    Нормативные акты о стажировке для водителей

    Для того чтобы правильно и законно провести стажировку, необходимо руководствоваться рядом нормативных актов. Первым из них является Трудовой кодекс. К стажировке имеют отношение те его нормы, которые касаются испытательного срока при заключении трудового контракта. Дело в том, что проведение стажировки оформляется именно как испытание. При этом она должна быть указана и в тексте трудового договора — в противном случае работнику, неудовлетворительно прошедшему стажировку, нельзя будет отказать в приеме.

    Вторая норма имеет несколько необычный статус. Это руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, принятый министерством автотранспорта РСФСР еще в 1986 году. Формально он не имеет обязательной силы, поскольку не был официально опубликован, однако в этом документе подробно описаны правила, по которым проводится водительская стажировка, поэтому на многих предприятиях предпочитают им пользоваться. Правда, для того чтобы РД мог применяться, либо его нормы должны быть закреплены внутренними актами организации, либо в этих актах должна быть ссылка на РД.

    Следующий акт — постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29. Оно уже является обязательным для применения, хотя его положения, касающиеся стажировки, весьма расплывчаты. Говорится лишь о том, что работодатель обязан проводить обучение вновь принятых сотрудников, занятых на опасной работе, к числу которых относятся и водители.

    Наконец, к стажировке имеет отношение ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Этот закон требует от работодателя организовывать работу водителей так, чтобы не были нарушены нормы, касающиеся безопасности дорожного движения. Одним из способов обеспечения как раз и является стажировка при приеме на работу.


    Похожие записи:

    Оставить Комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *