Ставка НДС в Казахстане в 2023 и 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставка НДС в Казахстане в 2023 и 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Если размер доходов от бизнеса в течение года превысил оборот в 30 тысяч МРП, владельцу необходимо выполнить постановку на учет по НДС. По состоянию на 1 января 2010 года этот показатель в тенге превышает цифру в 75 млн тенге.

Регистрация по налогу на добавленную стоимость

Когда норма превышена, налогоплательщикам нужно обратиться в государственную налоговую службу для формирования регистрации, необходимой для дальнейшего внесения в казну республики процентов от реализации товаров/услуг. Срок на оформление бумаг небольшой. На процедуру регистрации по ндс казахстан 2010 года выделяется менее суток. Важно подать заявление своевременно, чтобы исключить материальную ответственность, начисление штрафов со стороны государственных организаций.

    Оформить постановку на учет плательщиков можно разными способами. Процедура доступна на добровольной основе. Документ на оформление предоставляется:
  • лично заявителем в бумажном варианте (написать заявление от руки);
  • в электронном виде;
  • в период государственных регистраций.

Формирование грамотных отчетов по косвенному налогу

По косвенному налогу на добавленную стоимость отчётный период составляет 3 месяца. Вносить деньги нужно не позднее 10 дней после сдачи отчета.

    Актуальные сроки сдачи отчетов за каждый квартал, прописанные законом и соответствующей статьей:
  • Первый – до 15 мая.
  • Второй – до 15 августа.
  • Третий – до 15 ноября.
  • Четвертый – до 15 февраля.
    Отчет оформляется по специальной форме. Если плательщик ввозит на территорию республики изделия для реализации из РФ, Беларуси, Армении или Кыргызстана, то необходимо:
  • Оплатить налог согласно кодекса в размере 12%, а также согласно кбк ндс казахстан с номером 105115;
  • Предоставить ФНО 320.00 и специальное заявление, составленное по форме 328.00. (с учетом каждого представленного в бланке пункта). Сделать это необходимо до 20 числа того месяца, который считается следующим за месяцем, когда выполнялся импорт продукции.

Камеральный контроль и блокировка ЭСФ

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля

2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом.

Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ.

Статья 96. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска.

При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;

по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска;

по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания

выявленных нарушений и их степени риска.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»;

Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска.

По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение).

По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было).

Статья 96. Результаты камерального контроля

1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах;

представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В пояснении должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение;

обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение.

В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению.

Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется.

Статья 96. Результаты камерального контроля

«1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем:

постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм;

отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»;

«3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»;

«2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны:

дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем

личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);

идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об

устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;

номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,

с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.

В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»;

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ.

Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска).

Статья 96. Результаты камерального контроля

Статья 96. Результаты камерального контроля

6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса.

При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ.

Отсутствует

Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур

1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля.

2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства».

4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом.

5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие.

Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления.

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска;

2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Статья 145. Виды налоговых проверок

1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:

1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»;

2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).

Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.

Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.

Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года.

С 01.01.2023 года

Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска.

Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая.

Статья 158. Завершение налоговой проверки

Статья 158. Завершение налоговой проверки

«При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.

При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта).

В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола.

Индивидуальный подоходный налог (ИПН)

Текущая редакция

Новая редакция

Комментарий

Статья 319. Годовой доход физического лица

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – за каждый день такой работы в размере 0,35-кратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату начисления таких выплат;

Статья 319. Годовой доход физического лица

2. Не рассматриваются в качестве дохода физического лица:

1) компенсационные выплаты работникам в случаях, когда их работа протекает в пути, имеет разъездной характер, связана со служебными поездками в пределах обслуживаемых участков, – в пределах норм, установленных коллективным, трудовым договорами и (или) актом работодателя

С 01.01.2018 года

Исключаются пределы по компенсационным выплатам за работу в пути (не доход физ. лица).

Аналогичная норма в законе «О введении».

Статья 319. Годовой доход физического лица

Статья 319. Годовой доход физического лица

39-1) сумма вознаграждения, полученная в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 14 статьи 22 настоящего Кодекса;»;

С 01.01.2023 года

Не является доходом физ. лица (освобождается от ИПН), вознаграждение, выплаченное за сообщение о фактах невыдачи чека, отказа в приеме банковской карты, в случае подтверждения такого факта.

Аналогичная норма в законе о введении.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающими документами для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам являются:

договор о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов;

документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

Статья 347. Налоговый вычет по добровольным пенсионным взносам

2. Подтверждающим документом для применения налогового вычета по добровольным пенсионным взносам является документ, подтверждающий уплату добровольных пенсионных взносов.

С 01.01.2023 года

Корректируется перечень подтверждающих документов для применения вычета по добровольным пенсионным взносам. Больше не требуется договор о пенсионном обеспечении (так как с мая 2021 года пенсионный счет для учета добровольных пенсионных взносов открывается без заключения договора о пенсионном обеспечении).

Аналогичная норма вносится в закон о введении

Изменения для юридических лиц-резидентов

В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:

  • 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
  • эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».

Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:

  • иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
  • иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
  • по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.

Казахстан меняет правила налогообложения доходов от дивидендов

11 ноября 2022 г. Парламент РК утвердил изменения в налогообложении дивидендов (вступят в силу в Казахстане 1 января 2023 г.), которые существенно повлияют на налоговый режим иностранных инвесторов и компании с иностранным участием, зарегистрированные в РК.

Таким образом, с 1 января следующего года положения Налогового кодекса, что ранее применялись в отношении полного освобождения дохода от дивидендов, выплачиваемых нерезидентам (физ- и юрлицам), будут отменены. В новой редакции применять пониженную ставку налога на дивиденды (10%) можно только при соблюдении ряда условий.

Более того, Налоговый кодекс сохраняет освобождение от налога на дивиденды, которые распределяются среди нерезидентов-владельцев акций, котирующихся на фондовой бирже РК, если такие акции активно обращались в течение соответствующего налогового периода (определяется Парламентом). Применение пониженной ставки налога на дивиденды в соответствии с международными договорами DTA сохраняется.

Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году

В бланках вкладышей всех видов документов об образовании государственного образца применяется технология автоматической идентификации и сбора данных или QR код.

Также в бланках вкладышей, приложений к документам об образовании государственного образца размещаются логотипы аккредитационных агентств, аккредитовавших заявленные образовательные программы.

Нотариусы должны предоставлять КГД сведения:

  • о сделках и договорах по имуществу, подлежащему государственной регистрации, о выданных свидетельствах о праве на наследство, о других сделках и договорах, если цена сделки превышает 160-кратный МРП.

Лицензировать деятельность микрофинансовых организаций, кредитных товариществ и ломбардов будут в соответствии с новыми правилами. Лицензионные сборы с услугополучателей:

  1. За выдачу лицензии составляет 30 МРП;
  2. За переоформление лицензии составляет 10% от ставки за выдачу лицензии;
  3. За выдачу дубликата лицензии составляет 100% от ставки за выдачу лицензии.

Соответствующая услуга появится в реестре госуслуг.

НДС в РК (налог на добавленную стоимость) — это налог, который уплачивается от стоимости оказанных услуг, работ и проданных товаров на территории республики Казахстан. Кроме этого, НДС также уплачивается когда вы импортируете товары, при прохождении таможни. Актуальность статьи проверена 02.2020.

Ставка налога — 12% или 0% при экспорте товаров. Основное изменение в 2020 году (на самом деле еще с 2019 года) — это исключение оборота ИП на упрощенке, прошедшего через ТИС из расчета максимального оборота для постановки на учет НДС.

Какие налоговые льготы по НДС вступили в силу с 1 января 2021 года

По достижении предельного оборота 30000 МРП (79 530 000 тенге в 2020 году) в год придется стать плательщиком НДС => пункт 4 статьи 82.

Пункт 4 статьи 82 НК РК. Обязательная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (Нажмите)

4. Минимум оборота составляет 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

[свернуть]

Но в эти 30000 МРП входит не весь оборот, а только тот, который облагается НДС согласно пункта 1 статьи 369. Также не учитывается оборот, который подпадает под специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств (у применяющих данный налоговый режим) => Пункт 3 статьи 82 НК РК

Пункт 3 статьи 82 НК РК (Нажмите)

3. Размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 369 настоящего Кодекса.

Для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик, осуществляющий расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, при определении оборота не учитывает оборот по реализации от осуществления деятельности, подпадающей под данный специальный налоговый режим.

Все товары, услуги или работы, которые реализуются на территории Казахстана, за исключением освобожденных от НДС (т.е. необлагаемого оборота — см. нижк)
, облагаются НДС.

Также данным налогом облагаются импортируемые товары (в этом случае и уплачивает, и перечисляет налог покупатель-импортер).

Внимание. Даже если оборот облагается НДС, он платится только, если продавец — плательщик НДС или покупатель осуществляет импорт товаров. Подробнее см. — плательщики НДС

Определяется главной 45 НК РК.

Глава 45. НЕОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТ И НЕОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ

  • Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость
  • Статья 395. Обороты, связанные с международными перевозками
  • Статья 396. Обороты по реализации, связанные с землей и жилыми зданиями
  • Статья 397. Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость
  • Статья 398. Передача имущества в финансовый лизинг
  • Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость

По каждому из пунктов есть особенности, которые раскрываются в соответствующих статьях налогового кодекса.

Кроме оборотов (доходов) названных в статьях 395 — 399, также освобождаются от НДС обороты, указанные в подпунктах статьи 394 — см. спойлер.

Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость (Нажмите)

Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:

1) указанных в статьях 395 — 398 настоящего Кодекса;

2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);

3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;

5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;

7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;

8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;

9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;

10) банкнот и монет национальной валюты;

11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:

средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;

расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.

Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.

В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;

12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;

14) действовал до 01.01.19 г.

15) услуг туроператора по въездному туризму;

16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;

18) лома и отходов цветных и черных металлов;

19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан.

Глава 46 налогового кодекса РК

Понятие зачет НДС лучше всего объяснить на примере.

  1. Например, продавец Б купил у поставщика А товар за 1120 тенге (с учетом НДС).
  2. Из них, 1000 — это стоимость товара, а 120 — это НДС.
  3. Продавец Б продал товар за 1288 тенге (с учетом НДС).
  4. Из них 1150 — это стоимость товара, а 138 — это НДС.
  5. Но продавец Б уже уплатил 120 тенге НДС при покупке этого товара у поставщика А.
  6. Вот эти 120 тенге и есть НДС, который идет в зачет.
  7. Т.е. продавец Б заплатит государству не все 138 тенге НДС, а 138 — 120 = 18 тенге.

Наличие зачета — это принципиальное различие НДС от простого налога с продаж.

Перечисляет НДС государству — продавец (если речь не идет об импорте), но платит покупатель, т.е. продавец закладывает НДС в цену товара.

Что и кто облагается «экспортным» НДС

Сразу отметим, что на налогоплательщиков, применяющих УСН, требование о подтверждении ставки НДС при экспорте не распространяется. Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ, «упрощенщики» признаются плательщиками НДС лишь в отношении товара, который они ввозят на территорию России. Что же касается экспорта, то для компаний и предпринимателей на УСН этот тип операций в части налогообложения не имеет никаких отличий от работы с отечественными покупателями.

А вот организациям, применяющим классическую систему налогообложения (ОСНО), необходимо помнить об особенностях экспортных операций в страны ЕАЭС. И прежде всего о том, что подтверждать ставку НДС 0% нужно по любым товарам, даже по тем, которые в соответствии со статьей 149 НК РФ этим налогом не облагаются. Все дело в том, что в части экспортных операций налогообложение регламентируется нормам международных договоров. И согласно статье 7 НК РФ, такие соглашения имеют приоритет над нормами Налогового кодекса России.

ЕАЭС действует на основе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14. Нормы, регулирующие порядок налогообложения при экспорте, указаны в пункте 1 статьи 72 этого договора, а также в пункте 3 приложения № 18 к нему «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг». Так вот, согласно указанным нормам, для товаров, перечисленных в статье 149 НК РФ, освобождение от обложения НДС по ставке 0% не предусмотрено.

По нормативной документации объектами данной разновидности налогового платежа выступают:

  • импорт – то есть продукция, завозимая или уже завезенная в территориальные пределы страны и подлежащая процедуре декларации согласно требованиям таможенного права;
  • оборот – то есть сумма, которая получена лицом, плательщиком, в ходе продажи объектов сбора в Казахстане. В этом пункте нужно дать следующее пояснение: если объекты сбора налоговый резидент получил от нерезидента, не входящего в категорию лиц, обязанных к уплате НДС, в пределах казахской державы, то сумму налога будет обязано выплатить лицо, являющееся получателем объектов НДС.

Регламент регистрации

Вставать на учет по данному виду налогового сбора в фискальную службу нужно при превышении минимального показателя оборота. Выполняется процедура постановки в последующем отчетном периоде, который наступит вслед за тем как будет получена превышенная суммы минимального финоборота. Налогоплательщику на обращение в органы фискального учета дается ровно пятнадцать дней. Нарушать указанные сроки нельзя, могут последовать жесткие штрафы.

Также написать соответствующее заявление в инспекцию следует физическому или юридическому лицу, которые в текущий момент не имеют обязательств по платежу НДС, но собираются проводить сбыт товаров или оказывать услуги, облагаемые данным видом сбора. И опять же – только при приросте минимума финоборота.

Патент

  • Стоимость патента — 2 % от заявленного годового дохода (статья 432 НК РК). При этом ИПН составит 1/2 части исчисленной стоимости патента. Социальный налог составит 1/2 части исчисленной стоимости патента за минусом исчисленных социальных отчислений;
  • Социальные отчисления в размере 5% от суммы заявленного дохода, но не менее 5% от размера МЗП (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», ч. 2 п. 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
  • Пенсионные взносы в размере 10 % от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.

Упрощенная декларация

  • Ставка 3 % от совокупного дохода — выручки (статья 436 НК РК). При этом ИПН составит 1/2 части от исчисленной ставки. Социальный налог составит 1/2 части от исчисленной ставки за минусом исчисленных социальных отчислений
  • Социальные отчисления в размере 5% от суммы заявленного дохода, но не менее 5% от размера МЗП за самого ИП и за каждого работника (п. 2 ст. 14 Закона «Об обязательном социальном страховании», п. 3 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
  • Пенсионные взносы в размере 10% от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП за самого ИП и за наемных работников (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пп.2 и 3 ст. 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.

Общеустановленный порядок

  • ИПН 10% от суммы дохода (п.1 ст. 158 НК РК). При этом облагаемый доход составляет разницу между выручкой и расходами по получению дохода;
  • Социальный налог в размере 2 МРП за самого ИП и 1 МРП за каждого наемного работника (п. 2 ст. 358 НК РК), исчисляемые за каждый месяц налогового периода;
  • НДС по ставке 12%. Если в течение календарного года будет превышен минимум оборота по реализации товаров, работ и услуг, составляющий 30 000-кратную величину МРП (п.1 ст. 268, п. 2 и 5 ст. 568 НК РК);
  • Пенсионные взносы в размере 10% от заявленного дохода, но не менее 10% от размера МЗП за самого ИП и за наемных работников (п. 4 ст. 25 Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», пп.2 и 3 ст. 5 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов), исчисляемые за каждый месяц налогового периода.

Услугами в электронной форме в данном случае считаются услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через Интернет, и оказание которых невозможно без использования информационных технологий.

При этом к электронным услугам, в частности, не отнесены:

  • реализация товаров/работ/услуг, если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в т. ч. Интернет, поставка идёт без использования такой сети;
  • реализация или передача прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств (вкл. компьютерные игры) и/или баз данных на материальных носителях;
  • предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в т. ч. к Интернету.

Трансферты из Нацфонда — важная часть доходов госбюджета РК, и роль этой части сложно переоценить при нынешней бюджетной и экономической политике.

Национальный фонд (НФ) РК создан по образу норвежского суверенного фонда GPF — как фонд будущих поколений и поддержки важных расходов правительства в настоящем. Для этого в НФ РК предусмотрены сберегательная и стабилизационная функции. По действующей концепции управления НФ — чтобы сохранить средства для будущих поколений — предусмотрен неснижаемый остаток в размере 30% к ВВП.

НФ — это государственные финансовые активы, передаваемые в счет исполнения налоговых обязательств нефтяного сектора. В фонд идут поступления от всех налогов нефтяников — НДС, КПН, НДПИ, рентного налога на экспорт, роялти — а также доли правительства по соглашениям о разделе продукции. В НФ направляются деньги от продажи госактивов в республиканской собственности, относящихся к горнодобывающей или обрабатывающей промышленности, а также продажи земельных участков сельхозназначения.

Поскольку эти поступления инвестируются в другие финансовые активы, которые приносят инвестиционный доход, то и этот доход также является источником пополнения фонда.

За счет средств НФ правительство финансирует дефицит бюджета (гарантированный трансферт) и специальные проекты, определяемые президентом страны (целевой трансферт).


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *