Таможенное декларирование в ЕАЭС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенное декларирование в ЕАЭС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров. К таможенным процедурам относятся, в частности, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, временный ввоз (допуск), временный вывоз, беспошлинная торговля и другие.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Таможенному декларирования подлежат товары.

При этом под товаром понимается – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (пп. 45 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС). Здесь важно понимать, что понятие товара существует и в смежном законодательстве РФ: в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 38 Налогового кодекса РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Так что для таможенных целей понятие товар гораздо шире, чем понимается это в сфере налогообложения внутри РФ.

Таким образом, предметом таможенного регулирования при таможенном декларировании и объектом таможенного контроля являются только товары (не работы, не услуги)!

Ввозимые товары на таможенную территорию ЕАЭС имеют статус иностранных товаров (есть исключения). Даже если они были когда-то произведены в РФ, но были вывезены с таможенной территории ЕАЭС, то такие товары утратили статус товаров ЕАЭС (Союза).

После помещения под какую-либо таможенную процедуру эти товары либо приобретают статус товаров Союза, либо продолжают оставаться иностранными.

Бывают случаи, когда не требуется декларировать ввозимые товары. Например, если это припасы, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, находящиеся в транспортном средстве международной перевозки без выгрузки из него и вновь убывающие на этом транспортном средстве за пределы таможенной территории ЕАЭС.

Формы таможенного декларирования

В общем слу­чае та­мо­жен­ное де­кла­ри­ро­ва­ние про­из­во­дит­ся в элек­трон­ной форме.

В пись­мен­ной форме та­мо­жен­ное де­кла­ри­ро­ва­ние до­пус­ка­ет­ся, в част­но­сти:

  • при по­ме­ще­нии то­ва­ров под та­мо­жен­ную про­це­ду­ру та­мо­жен­но­го тран­зи­та;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров для лич­но­го поль­зо­ва­ния;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров, пе­ре­сы­ла­е­мых в меж­ду­на­род­ных поч­то­вых от­прав­ле­ни­ях;
  • в от­но­ше­нии то­ва­ров, пе­ре­сы­ла­е­мых в меж­ду­на­род­ных поч­то­вых от­прав­ле­ни­ях;
  • при ис­поль­зо­ва­нии в ка­че­стве та­мо­жен­ной де­кла­ра­ции транс­порт­ных (пе­ре­во­зоч­ных), ком­мер­че­ских и (или) иных до­ку­мен­тов, в том числе преду­смот­рен­ных меж­ду­на­род­ны­ми до­го­во­ра­ми го­су­дарств-чле­нов ЕАЭС с тре­тьей сто­ро­ной.

Какие сроки установлены для таможенного оформления товаров?

Сроки выпуска товаров регламентированы ст. 119 ТК ЕАЭС и составляют 4 часа. Отсчет начинается с момента регистрации таможенной декларации. Он передвигается, если до конца рабочего дня таможенного органа на время подачи декларации осталось менее четырех часов. Начатая процедура должна быть доведена до конца на следующий рабочий день. Это – идеальная ситуация, когда документы и груз соответствуют требованиям. В ином случае сроки таможенного оформления товара будут в разы длиннее. К таким ситуациям относятся:

  • Таможенники запросили документы, которые подтверждают достоверность информации, включенной в декларацию;
  • Декларант обратился в ФТС с заявлением об изменении или дополнении декларации;
  • Декларант/таможенный представитель не внесли изменения в декларацию по требованию таможенников.

Таможенный орган декларирования

Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров. Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС. Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты. Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ. Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.

Товары подлежащие таможенному декларированию

Товары подлежащие таможенному декларированию – согласно ТК ЕАЭС любые перемещаемые через таможенную границу товары подлежат письменному или электронному декларированию. При этом могут уплачиваться или не уплачиваться ввозные или вывозные таможенные платежи и пошлины. Их размер зависит от участника ВЭД осуществляющего перемещение товара, от вида товара и его стоимости. Задача таможенных органов следить за тем, чтобы из России не были вывезены ценные товары, вывоз которых запрещён законодательством, а также за тем, чтобы в Россию не ввезли запрещённые товары, представляющие собой угрозу для страны и её жителей, а также собирать таможенные платежи. Юридические лица и ИП при соблюдении мер тарифного и нетарифного регулирования могут перевозить через таможенную границу любые товары в любом количестве, кроме запрещённых. Участники ВЭД, ввозящие и вывозящие товары обязаны их задекларировать, при этом предоставив в таможню пакет документов и необходимую информацию. Документы подаются вместе с таможенной декларацией в установленном порядке.

Физические лица, согласно ст. 260 ТК ЕАЭС, должны задекларировать товары:

  • доставляемые в несопровождаемом багаже или перевозчиком;
  • попадающие под запреты и ограничения;
  • в сопровождаемом багаже, за перемещение которых через таможенную границу нужно оплатить пошлины и налоги;
  • в сопровождаемом багаже, ввоз которых не требует оплаты пошлин и налогов;
  • пересылаемые в международных почтовых отправлениях;
  • ТС для личного пользования;
  • автозапчасти;
  • временно ввезённые ТС;
  • денежные средства, если их сумма превышает 10000 долларов США;

Виды таможенного декларирования

Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.

Виды таможенных деклараций:

  • на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
  • пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
  • транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
  • на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.

Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде

Товары в несобранном или разобранном виде декларируют согласно правилам, закрепленным в статье 117 «Особенности таможенного декларирования товара…» ТК ЕАЭС.

Особенность декларирования такой продукции в том, что одновременно с указанными в статье нормами нужно выполнять еще один ряд условий:

  1. В отношении предметов торговли выдано решение об их классификации.
  2. Декларант составляющих частей товара – лицо, которому выдано решение о классификации продукции.
  3. Декларирование всех компонентов проводится в одном и том же тамож. органе.
  4. Компоненты продукта ввозятся на тамож. территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.

Решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного перечня товаров (п. 3 статьи 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров…» ТК ЕАЭС).

Провозить несобранные или разобранные предметы торговли можно только при использовании следующих таможенных режимов:

  • процедура выпуска для внутреннего потребления;
  • процедура экспорта;
  • процедура таможенного склада;
  • процедура свободной таможенной зоны;
  • процедура свободного склада;
  • процедуру реэкспорта или реимпорта.

Согласно п. 2 ст. «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде…» 103 Федерального закона №289-ФЗ, до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • данные о декларанте;
  • номер решения о классификации и дата его выдачи;
  • планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
  • место нахождения груза на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого груза).

Каждая отдельная партия подлежит предъявлению таможенному органу, который будет принимать и оформлять груз.

В соответствии со статьей 111 «Условный выпуск товаров» Федерального закона №289-ФЗ, части продукта, помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента принятия таможней решения о выпуске последнего компонента товара в соответствии с заявленной процедурой.

Мнение финансового ведомства

Для целей принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории государств — членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

В связи с этим право на вычет сумм налога на добавленную стоимость по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении (см. Письмо Минфина России от 02.07.2015 №03-07-13/1/38180).

Между тем, по нашему мнению, подобные выводы финансовых органов не основаны на нормах действующего налогового законодательства, поскольку, прежде всего, статьями 171, 172 НК РФ не предусмотрено в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС представление налогоплательщиком заявления с отметкой налогового органа.

При этом содержащееся в пункте 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137) требование о необходимости регистрации налогоплательщиком в графе 3 книги покупок заявления с отметкой налоговой органа, с нашей точки зрения, не может рассматриваться в качестве дополнительного условия для применения вычета по НДС по следующим основаниям.

Во-первых, в главе 21 НК РФ прямо не указано, что заявление с отметкой налогового органа выступает в качестве документа, подтверждающего вычет по «ввозному» НДС.

При этом в пункте 1 статьи 172 НК РФ под документами, подтверждающими фактическую уплату НДС при ввозе товаров, по нашему мнению, имеются в виду платежные поручения (выписки банка и др.), свидетельствующие об уплате налогоплательщиком НДС таможенному или налоговому органу.

Во-вторых, положения Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 №1137), с точки зрения норм статей 1, 4 НК РФ, не могут дополнять либо изменять содержащиеся в НК РФ нормы (в том числе изложенные в главе 21 НК РФ).

В-третьих, нарушение налогоплательщиком порядка ведения книги покупок (либо ее отсутствие вовсе, либо ее непредставление в ходе камеральной налоговой проверки) не может являться основанием для отказа в вычете по НДС, что подтверждается судебно-арбитражной практикой (См. постановления ФАС Московского округа от 17.01.2013 по делу №А40-40046/12-99-216, от 21.02.2013 по делу N А40-39377/12-107-206, от 19.02.2013 по делу №А40-40052/12-90-210, от 21.02.2012 по делу №А41-34522/10, от 28.12.2011 по делу N А40-13679/11-90-59 и др.).

Иными словами, по нашему мнению, применительно к рассматриваемой ситуации несоблюдение налогоплательщиком условия, касающегося необходимости указывать в книге покупок реквизиты заявления с отметкой налогового органа, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в применении вычетов по «ввозному» НДС.

Таким образом, считаем, что российская организация-покупатель вправе применить вычет по уплаченному при ввозе товаров НДС с территории стран ЕАЭС по итогам того квартала, когда указанные товары приняты к учету и суммы налога уплачены в бюджет, без учета того обстоятельства, что отметка налогового органа на заявлении проставлена позже.

Похожей позиции придерживаются арбитражные суды (см. постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 №КА-А41/7408-11 по делу №А41-42597/10, ФАС Центрального округа от 14.02.2012 №А62-2431/2011 и др.). Однако следует отметить, что такая положительная для налогоплательщиков судебно-арбитражная практика имеется лишь в отношении применения ранее действовавших соответствующих международных соглашений, до вступления в силу норм Протокола.

Итак, транзитная декларация (Т1) — это документ, без которого не удастся провести товары в (через) какую-либо страну. Этот таможенный режим позволяет декларанту не платить ввозные налоги и пошлины при пересечении государства. Заполняют декларацию в строгом соответствии с основной документацией, по инвойсу.

Если допустить существенные ошибки, заполнить бланк не той формы, предоставить неполный пакет сопутствующей документации, органы таможни откажут в регистрации и дальнейшем пересечении границы страны. Разумеется, в большинстве случаев декларанту дают возможность исправить ошибки, но время на поправки будет крайне мало. Поэтому рекомендуем все перепроверять заранее либо обращаться за помощью по оформлению в опытные брокерские компании.

Декларация на товары и транзитная декларация

Транзитная декларация предоставляется таможенному органу отправления при помещении товаров под процедуру таможенного транзита. Также в качестве транзитной декларации могут представляться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие необходимые сведения, указанные в статье 182 ТК ТС.

Декларация на товары предоставляется таможенному органу при помещении товаров под таможенную процедуру (кроме процедуры таможенного транзита). Правом предоставления декларации на товары обладает декларант или таможенный представитель. Далее в нашей статье будет рассмотрен вопрос о том, кто может выступать в качестве декларанта.

Подача декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена. Перечень представляемых документов может отличаться в зависимости от заявляемой таможенной процедуры, от формы таможенного декларирования, видов таможенной декларации, категорий товаров и лиц. Оригиналы документов не всегда предоставляются в таможенные органы. Если они представлялись в таможенный орган ранее, то допускается повторное представление их копий, заверенных в установленном порядке.

Важно! Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию, подается до истечения срока временного хранения, который составляет два месяца (исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможней документов). По письменному обращению уполномоченного лица этот срок можно продлить, но не более чем на 4 месяца. По истечении срока временного хранения товары, не помещенные по таможенную процедуру, задерживаются.

Декларирование товаров в несобранном или разобранном виде

Товары в несобранном или разобранном виде декларируют согласно правилам, закрепленным в статье 117 «Особенности таможенного декларирования товара…» ТК ЕАЭС.

Особенность декларирования такой продукции в том, что одновременно с указанными в статье нормами нужно выполнять еще один ряд условий:

  1. В отношении предметов торговли выдано решение об их классификации.
  2. Декларант составляющих частей товара – лицо, которому выдано решение о классификации продукции.
  3. Декларирование всех компонентов проводится в одном и том же тамож. органе.
  4. Компоненты продукта ввозятся на тамож. территорию Союза в адрес одного получателя или вывозятся с такой территории от одного отправителя.

Решения о классификации товаров, перемещаемых в несобранном или разобранном виде, принимаются в отношении только определенного перечня товаров (п. 3 статьи 21 «Решения о классификации товаров, решения и разъяснения о классификации отдельных видов товаров…» ТК ЕАЭС).

Провозить несобранные или разобранные предметы торговли можно только при использовании следующих таможенных режимов:

  • процедура выпуска для внутреннего потребления;
  • процедура экспорта;
  • процедура таможенного склада;
  • процедура свободной таможенной зоны;
  • процедура свободного склада;
  • процедуру реэкспорта или реимпорта.

Согласно п. 2 ст. «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде…» 103 Федерального закона №289-ФЗ, до начала декларирования товара, ввозимого в виде компонентов, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование, уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом.

В уведомлении указываются следующие сведения:

  • данные о декларанте;
  • номер решения о классификации и дата его выдачи;
  • планируемые сроки ввоза или вывоза товара;
  • место нахождения груза на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого груза).

Каждая отдельная партия подлежит предъявлению таможенному органу, который будет принимать и оформлять груз.

Какие есть формы таможенного декларирования товаров

Правовое регулирование служб таможни допускает применение трех форм таможенного декларирования.

  • Устная – предоставление в устной форме сотрудникам таможенной службы информации относительно отсутствия продукции, подлежащей обязательному внесению в таможенную декларацию. Данная форма заявления допускается к применению физлицами при транспортировке через таможенный контроль грузов некоммерческого предназначения, багажа, личных вещей. Устное таможенное декларирование используется в системах двух коридоров пропуска пассажиров. В этом случае лицо, намеренное применить устную форму таможенного декларирования, следует через «зеленый коридор», что сокращает время досмотра и упрощает саму процедуру контроля.

  • Электронное таможенное декларирование товаров предполагает информирование таможенных служб относительно перемещаемого через границу груза с использованием электронных средств связи.

  • Письменная форма таможенного декларирования товаров применяется в случае наличия в багаже/грузе товаров, которые попадают в перечень для обязательного таможенного декларирования.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *