Авансовые платежи по транспортному налогу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авансовые платежи по транспортному налогу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Объектом налогообложения признаются транспортные средства (ТС), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ, перечисленные в п. 1 ст. 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Если выяснится, что налогоплательщик необоснованно заплатил меньше, чем рассчитали в инспекции, то ему направят требование об уплате налога. Такая технология позволит взаимодействовать налоговым инспекциям только с недобросовестными плательщиками, что сократит издержки на оформление и представление налоговой отчетности для остальных участников налоговых отношений (Информация ФНС России «О сокращении налоговой отчетности по имущественным налогам организаций»).

Отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам

С 2021 года для организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды организации уже не сдают.

Налоговые органы продолжат прием налоговых деклараций в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;
  • при подаче уточненных налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Пример расчёта авансовых платежей

Чтобы произвести расчёт авансового платежа по транспортному налогу, необходимо смоделировать ситуацию.

Пусть компания имеет на балансе автомобиль Ford Focus мощностью 105 л.с. Машина куплена 10 февраля 2020 года, и её стоимость составляет 1 100 000 рублей, то есть повышающий коэффициент не применяется. При этом коэффициент владения нужно будет использовать.

Транспортное средство зарегистрировано в Ленинградской области, где ставка налога с учётом всех параметров составляет в 2022 году 35 рублей.

Полный налог за 2022 год будет рассчитан следующим образом:

Налог = 35 x 105 x 11/12 = 3368,75 рублей.

Авансовый платёж за 1 квартал составит ¼ x 35 x 105 x ⅔ = 612,5 рублей.

За 2 и 3 кварталы по: ¼ x 35 x 105 = 918,75 рублей.

А последняя выплата по истечении налогового периода будет равняться соответственно: 3368,75 — 612,5 — 918,75 — 918,75 = 918,75 рублям.

Как рассчитать размер платежа?

Порядок исчисления регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно статьей 362 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу». Юридические лица осуществляют расчет самостоятельно, а физические — на основании уведомления ФНС. Сумма авансового платежа рассчитывается исходя из того, что транспортный налог должен быть разделен на 4 части. Для расчета налога на одно транспортное средство используют следующую формулу:

АП = 1/4 х НС х ЛС х КВ х КП – НЛ, где:

  • АП — это авансовый платеж;
  • НС — налоговая ставка, принятая в регионе;
  • ЛС — мощность двигателя в лошадиных силах;
  • КВ — коэффициент владения транспортным средством;
  • КП — коэффициент повышения;
  • НЛ — налоговые льготы.

Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу

Платить транспортный налог должны те лица (юридические или физические), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения ТН (ст. 357 НК РФ). При этом порядок расчета и уплаты налога для организаций и граждан различен: организации исчисляют налог самостоятельно, а за физлиц сумму налога рассчитывает налоговый орган на основании сведений из ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу может вводиться только для организаций (пп. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Граждане уплачивают налог единовременно на основании полученного из налоговой уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Начиная с налога за 2020 год юрлица тоже будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. А подавать в ИФНС декларации по ТН они перестали. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Аванс вносят точно так же, как и обычный налог. Существует несколько способов сделать это:

  • Взнос наличными в банк. После того, как деньги поступают в кассу кредитной организации, она оформляет поручение об их перечислении на счет казначейства;
  • Перечисление денег со своего счета на счет казначейства. Эту процедуру можно провести самостоятельно, воспользовавшись личным кабинетом банка, или обратившись в его ближайшее отделение. В организациях перечисление делают бухгалтерские работники;
  • Внесение средств в отделение почтовой связи;
  • Внесение средств в кассу муниципалитета.

Рассматриваемый вид налога относится к региональным, поэтому субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ставки, особенности расчета и платежей. Однако существуют определенные пределы этих полномочий.

Налоговая база для каждого транспорта определяется индивидуально.

К ней можно отнести:

  • мощность двигателя, указываемую в лошадиных силах. Если она приведена в кВт, то придется преобразовать до нужного значения. Для этого существует обычная формула: мощность в л.с.= мощность в кВт*1,35962. То, что, получилось, округляем до сотых долей.
  • валовая стоимость регистровых тонн (применяется для буксируемых водных средств);
  • статистическая тяга по паспорту для реактивного двигателя (учитывается в килограммах силы и применяется для воздушного транспорта, работающего на реактивном двигателе);
  • единица т/с – для оставшихся средств.

Все перечисленные показатели берутся из паспортов на технику. Если их нет, мощность придется выяснять путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы оговорено в ст. 95 Налогового кодекса.

Рассматриваемый вид налога относится к региональным, поэтому субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ставки, особенности расчета и платежей. Однако существуют определенные пределы этих полномочий.

Налоговая база для каждого транспорта определяется индивидуально.

К ней можно отнести:

  • мощность двигателя, указываемую в лошадиных силах. Если она приведена в кВт, то придется преобразовать до нужного значения. Для этого существует обычная формула: мощность в л.с.= мощность в кВт*1,35962. То, что, получилось, округляем до сотых долей.
  • валовая стоимость регистровых тонн (применяется для буксируемых водных средств);
  • статистическая тяга по паспорту для реактивного двигателя (учитывается в килограммах силы и применяется для воздушного транспорта, работающего на реактивном двигателе);
  • единица т/с – для оставшихся средств.

Все перечисленные показатели берутся из паспортов на технику. Если их нет, мощность придется выяснять путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы оговорено в ст. 95 Налогового кодекса.

Как рассчитать авансовый платеж по транспортному налогу

Исчисление авансовых платежей и транспортного налога определено ст. 362 НК РФ. В ней указано, что налогоплательщики-организации производят самостоятельный расчет, а физические лица уплачивают налог на основании уведомления налогового органа.

Расчет налога производится за календарный год по каждому транспортному средству отдельно. Методика расчета — произведение налоговой ставки и базы по налогу. Авансовый платеж по транспортному налогу – это ¼ от суммы налога. Он рассчитывается за 1, 2, 3 кварталы. Налог по итогам года уплачивается в виде разницы рассчитанной суммы налога и уплаченных в бюджет авансов.

Налоговая база – это то, с чего собирается налог. По транспортному налогу базой являются технические характеристики транспортных средств, например мощность автомобиля. Весь перечень технических характеристик, участвующих в расчете налога, указан в ст. 359 НК РФ.

Ставки для расчета налога устанавливают регионы. При их разработке последние должны ориентироваться на ставки Налогового кодекса, поименованные в ст. 361 НК РФ. Основное требование – чтобы ставки регионов не превышали ставки НК более чем в 10 раз. Правильно определить ставку позволяет соответствующий сервис ФНС.

Особенности и сроки уплаты

Сроки уплаты транспортного налога для юрлиц отличаются от тех, что установлены в отношении физических лиц. Причем для компаний даты отличаются в зависимости от региона. Оплачивать и рассчитывать налог нужно исходя из места нахождения автомобиля. То есть, если зарегистрирован он был в Москве, а используется в другом городе, то использовать столичные значения для расчета будет неправильно.

Примечательно, что механизм оплаты для юрлиц не такой, как у обычных граждан. Если физлица деньги за прошедший период вносят единожды (до 1 декабря), то юрлицам в большинстве случаев приходится делать это 4 раза. Периодичность платежей закрепляется региональным законодательством. То есть, в конкретном регионе деньги могут вноситься и единой суммой, если от авансовых платежей компании освобождены.

Пример расчёта аванса по транспортному налогу

Для того чтобы правильно рассчитать АП по ТН, бухгалтерские отделы и финансисты, должны ознакомится с образцами и примерами. Именно один из таких примеров мы приводим ниже.

с 2020 года имеет в своём распоряжении легковую машину Фольксваген. Автомобиль, как и компания зарегистрированы в Московской области. База составляет (мощность) — 134 л.с. Авто попадает в категорию «свыше 100 л.с., но менее 150 л.с.», а значит налоговая ставка составляет 34 рубля. Постараемся посчитать сумму АП.

Налог за 2020 год составит:

134 × 34 = 4556 рублей.

При этом сумма АП в 2020 году будет:

134 × 34×0,25= 1139 рублей.

Это означает, что согласно расчёту , за все 3 квартала 2020 года следует заплатить 1139 руб., а окончательная сумма годового налога будет равна 1139 рубля. В данном случае оплата остатка и предоплата равны.

Следует помнить! Естественно цифры не будут такими в других регионах, как и сроки уплаты. Все зависит от конкретных ставок региона.

Чтобы понимать насколько весомым является различие ставок рассмотрим несколько регионов (для автомобилей 150 — 200 л.с.):

  1. Белгородская область – 50 р.
  2. Кемеровская – 45 р.
  3. Новосибирская – 30 р.
  4. Краснодарский край – 50 р.
  5. Крым – 15 р.
  6. Чечня – 24 р.

Следует отметить, что почти половина всех регионов оценивается по одинаковой ставке – 50 рублей за автомобиль мощностью 150-200 л.с.

В каких случаях платится

Многие интересуются, в каких же случаях платить авансовые платежи, ведь видов транспортных средств много, а это значит, что критериев для определения того, должны или не должны те или иные владельцы разных средств передвижения оплачивать обязательный налоговый платёж.

Транспортные средства, которыми владеют организации, платят за них транспортный налог, вносят авансовые платежи, называются объектами налогообложения.

К ним относятся:

  • транспортные средства, передвигающиеся по земле (легковые и грузовые автомобили, мотороллеры и мотоциклы, гусеничные машины, автобусы и т.д);
  • используемый зимой наземный транспорт типа мотосаней и снегоходов;
  • воздушные средства передвижения (вертолёт, самолёт и т.д.);
  • транспортные средства, эксплуатация которых осуществляется на воде. К ним относятся моторные катамараны и лодки, корабли, яхты, гидроциклы, катера.

Из вышесказанного понятно, что авансовый платёж оплачивается в случаях не только с наземным, но и с водным и воздушным транспортом.

Здесь тоже есть исключения. Организации-владельцы некоторых вышеперечисленных транспортных средств могут не платить авансовые платежи, если эти средства являются:

  • лодками или катамаранами без мотора (управляемые вёслами);
  • легковыми автомобилями, созданными специально для людей с ограниченными физическими возможностями;
  • речными и мореплавательными суднами, используемыми в качестве промышленной техники;
  • лодками с двигателем мощностью до ста лошадиных сил;
  • легковыми машинами, полученными органами социальной защиты в соответствии с законом. Их мощность не должна превышать ста лошадиных сил;
  • моторными лодками с мощностью двигателя до пяти лошадиных сил;
  • водными и воздушными транспортными средствами, используемыми для перевозки пассажиров и груза;
  • автомобилями, которые приобретены организациями для пользования в сельскохозяйственной отрасли (перевозка скота, молока, птиц и т.п.);
  • автомобилями, которые находятся под владением исполнительных органов и используются в военной службе;
  • медицинским воздушным транспортом;
  • транспортные средства, которые считаются находящимися в угоне;
  • зарегистрированными в мировом реестре судов морскими суднами;
  • буровыми судами и установками, морскими платформами.

Рассматриваемый вид налога относится к региональным, поэтому субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ставки, особенности расчета и платежей. Однако существуют определенные пределы этих полномочий.

Налоговая база для каждого транспорта определяется индивидуально.

К ней можно отнести:

  • мощность двигателя, указываемую в лошадиных силах. Если она приведена в кВт, то придется преобразовать до нужного значения. Для этого существует обычная формула: мощность в л.с.= мощность в кВт*1,35962. То, что, получилось, округляем до сотых долей.
  • валовая стоимость регистровых тонн (применяется для буксируемых водных средств);
  • статистическая тяга по паспорту для реактивного двигателя (учитывается в килограммах силы и применяется для воздушного транспорта, работающего на реактивном двигателе);
  • единица т/с – для оставшихся средств.

Все перечисленные показатели берутся из паспортов на технику. Если их нет, мощность придется выяснять путем проведения экспертизы. Проведение экспертизы оговорено в ст. 95 Налогового кодекса.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *