Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как увеличить накопительную часть пенсии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.
Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.
Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.
Куда вкладывают деньги управляющие компании ПФР и НПФ?
Накопительная пенсия россиян может храниться как в ПФР, так и в НПФ. Основная задача страховщиков – сберечь накопления и обеспечить их доходность на уровне не ниже инфляции (как минимум). Сверхзадача – обеспечить серьезную прибавку к будущей пенсии за счет высокого дохода от инвестирования. Для этого управляющие компании ПФР и НПФ инвестируют сбережения в различные финансовые инструменты: облигации, государственные ценные бумаги, депозиты и так далее. Важно: сами фонды в настоящий момент не инвестируют пенсионные накопления. Эту работу по договору с ними ведут управляющие компании. Это называется «доверительное управление».
«Стиль» инвестирования – одно из главных отличий государственного пенсионного фонда от частного. По умолчанию ПФР передает средства в управление государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. ГУК ВЭБ.РФ придерживается консервативной инвестиционной политики, инвестируя только в депозиты, облигации и госбумаги. Возможности НПФ в целом шире: они имеют право до 10% от средств вкладывать в высокорискованные активы (например, акции). Такие инвестиции сулят большую прибыль, но также могут принести и убытки, если, например, котировки акций пойдут вниз. По этой же причине в рейтингах доходности НПФ могут занимать как первые, так и последние места по доходности: многое зависит от того, угадал ли фонд с выбором высокорискованных активов. А ГУК ВЭБ.РФ, несмотря на консервативный характер инвестирования, находится, как правило, среди «крепких середняков»: доходности его портфелей превышают инфляцию и результаты ряда НПФ.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Что такое накопительная пенсия и из чего она состоит
Страховая, социальная, накопительная — все это виды пенсий в России. Про страховую, или пенсию по старости, знают примерно все — это пособие, которое выплачивается по достижении пенсионного возраста. Размер выплат формируется исходя из величины официального заработка и страхового стажа гражданина. Показатели переводятся в баллы, а баллы умножаются на рублевое значение (в 2019 году это 87,24 рубля).
Социальная пенсия — это пособие, назначенное тем гражданам, которые по каким-либо причинам не могут претендовать на страховые выплаты (не работали официально, не накопили нужное количество баллов, не хватает стажа). Размер фиксирован и в 2019 году составляет 5283,84 рубля.
Накопительная пенсия — это совершенно иной инструмент выплат по старости лет. Гражданин самостоятельно делает пенсионные накопления и формирует определенный фонд, который в будущем дополнит основное страховое пособие. Логика проста: отчисляя деньги сейчас, вы обеспечиваете себе достойную (более-менее) старость. Накопительная пенсия — это всего лишь дополнение к страховой ее части. Но эти накопления точно не будут лишними для тех, у кого пенсионное пособие — это основной источник дохода.
На размер страховых взносов повлиять никак нельзя, ну разве что работать дольше (не уходя на пенсию) и зарабатывать больше. Пенсионные накопления — это индивидуальная инициатива каждого человека. Вы можете отчислять взносы или вообще их не делать, ведь в итоге каждый получит ту прибавку, которую сам и накопил.
Вот что отличает накопительную пенсию от страховой:
- Пенсионные накопления — это не проценты, не коэффициенты и не баллы. Взносы делаются в рублях и возвращаются адресату тоже в рублях. При наступлении определенного возраста (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, по новому закону) гражданин получает дополнительную пенсию ровно в том размере, в котором он ее накопил. Величину отчислений вы определяете сами. Однако прежде чем начать формировать такую пенсию, подайте соответствующее заявление в ПФР.
- Пенсионные накопления — это инвестиция. Получить дополнительную часть можно только за счет программ государственного софинансирования (действовали до 2015 года включительно), материнского капитала (пенсионное пособие матери — одна из целевых статей его расхода) или же дополнительных страховых взносов. Размер выплат не фиксирован, вы сами определяете величину отчислений. Если гражданин участвует в программе государственного софинансирования и самостоятельно вносит деньги в размере от 2000 до 12 000 рублей, то такие взносы автоматически удваиваются. Вносить можно и больше (и даже меньше 2000), но такие отчисления удваиваться уже не будут.
- Накопительная пенсия не индексируется. Но ее можно увеличить на определенный процент. Схема аналогична банковскому депозитному счету — вы перечисляете деньги с целью накопления, а держащая их организация начисляет за это проценты, которые ежегодно идут в пользу вашей пенсии. Есть еще и специальные пенсионные программы: специалисты вашего негосударственного фонда разрабатывают и согласовывают с вами алгоритм, по которому вложенные деньги будут не просто храниться на счете, но работать и приносить вам дополнительный доход. Но такая схема, как и любая другая инвестиционная программа, имеет определенные риски. В результате вы можете не приобрести, а потерять все свои дополнительные взносы.
И еще один важный нюанс: если гражданин накопил дополнительную пенсию, он вправе передать ее по наследству. Это еще раз подтверждает абсолютно добровольный характер таких отчислений.
Раньше программа формирования дополнительной поддержки будущих пенсионеров существовала на государственном уровне. Работодатели отчисляли на накопительную пенсию 2% для мужчин, родившихся в период с 1953 по 1966 года, и для женщин, которые родились с 1957 по 1966 год. Программа перестала действовать с 2005 года.
Для всех, кто родился с 1967 года и позже, действовало другое направления — работодатели платили в ПФР 6% на дополнительную часть обеспечения пенсионеров. Эта программа также прекратила свое существование, но немного позже — в 2013 году. С 2014 года страхователи (они же работодатели) отчисляют в ПФР только обязательные взносы на страховое обеспечение пособия. Дополнительную часть теперь формируют сами граждане — из личных средств и в неограниченном размере.
Что такое пенсионные резервы
Статья 18. Пенсионные резервы и пенсионные накопления
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 14-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы.
Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления.
2. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных резервов при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)
иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нормативный размер пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами устанавливается Банком России.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 218-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 11.06.2021 N 190-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пенсионными правилами фонда может быть предусмотрено формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств раздельно по каждой пенсионной схеме. В этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие обязательств фонда по другим пенсионным схемам. При недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие обязательств фонда по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ)
4. Пенсионные накопления формируются за счет:
переданных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств фонда, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды;
собственных средств фонда, направленных на пополнение средств пенсионных накоплений при осуществлении мер по предупреждению банкротства фонда с участием Банка России в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
(абзац введен Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ)
иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 410-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 410-ФЗ)
4.1. В состав пенсионных накоплений входят средства выплатного резерва, формируемого фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.
(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 359-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. На средства пенсионных резервов и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. На средства пенсионных накоплений и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не может быть обращено взыскание по обязательствам фонда (за исключением обязательств фонда перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников, к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 182-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений.
8. Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов.
Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.
Условия и принципы обработки персональных данных в соответствии с GDPR*
АО «НПФ Сбербанка» очень серьезно относится к вопросам конфиденциальности и безопасности информации. Защита ваших персональных данных** — один из наших ключевых приоритетов.
Мы обрабатываем ваши персональные данные, собранные на законных основаниях и в рамках четко сформулированных целей, характерных для взаимодействия АО «НПФ Сбербанка» со всеми сторонами:
- — клиентами, потенциальными клиентами, их родственниками или представителями;
- — контрагентами и партнерами (как существующими, так и потенциальными);
- — сотрудниками (включая их родственников) и соискателями.
Кто даст информацию о накоплениях?
Существует несколько способов узнать состояние индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
- Портал Госуслуг. Ответ формируется в режиме реального времени, данные предоставляет ПФ РФ. Для получения информации необходимо заказать извещение через личный кабинет. Документ придет на электронную почту или сохранится в сервисе, способ получения нужно выбрать на этапе заказа услуги.
- Официальный сайт ПФР. Извещение заказывается в личном кабинете фонда, в разделе управления накоплениями. В личном кабинете дополнительно можно узнать свой трудовой стаж, отказаться от формирования накопительной пенсии, заменить страховую компанию и выполнить прочие действия.
- Личное обращение в Пенсионный фонд. Клиенту потребуется заполнить заявление, предоставить паспорт, СНИЛС. Справка выдается сразу после регистрации заявления.
Важно! Эти способы подойдут лицам, чья накопительная пенсия хранится в государственном Пенсионном фонде. Если средствами распоряжается НПФ, то запрос о состоянии счета подается в соответствующую организацию. ПФ РФ не может предоставить данные по накопительной части пенсии, хранящейся в НПФ!
- Через работодателя. Услуга доступна гражданам, имеющим официальное трудоустройство. Для получения информации заполняется заявление в бухгалтерии. Сотрудники отдела направят запрос в Пенсионный фонд, специалисты фонда пришлют ответ работодателю и обратившемуся лицу.
В случае, если размер накопительной пенсии не превышает 5% от суммы страховой части пенсии, у гражданина возникает право на получение всей суммы одновременно. Заявление о выплате направляется в ПФ РФ или НПФ, срок рассмотрения заявления составляет десять дней.
Если накопления находятся в УК или Внешэкономбанке, выплата накопительной части производится Пенсионным фондом. В другом варианте эти функции осуществляют сотрудники НПФ.
Негосударственные управляющие компании заявляют о высокой доходности вложений. Но есть риск ничего не получить и даже потерять накопления.
Еще один вариант – доверить накопительную часть пенсии негосударственному пенсионному фонду. Его сотрудники инвестируют средства, исходя из собственных расчетов. Специалисты выбирают надежные стратегии с хорошими доходами при относительно небольших рисках.
При сознательном подходе к выбору негосударственного фонда можно найти стабильную компанию. При этом страховая часть будет в надежном государственном ПФР, а накопительная – в более высокодоходном НПФ.
Если гражданин отказывается от формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления должны быть в полном объеме выплачены ему при обращении за назначением и выплатой пенсии. Если НПФ прекратил существование, все накопленные средства по ОПС должны быть переданы обратно в ПФР.
Когда можно подать заявление о передаче накопительной части пенсии УК или НПФ
Подать заявление о передаче накопительной части пенсии под управление УК или НПФ необходимо до 31.12 года, в котором истекло 5 лет с момента начисления первых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПФ). Иными словами – в течение 5 лет с начала официального трудового стажа. Но если в этот момент гражданин не достиг 23-летнего возраста. то этот срок переносится до 31.12 года, в котором гражданину исполнилось 23 года.
Пример. Гражданин 07.03.1986 г.р впервые официально устроился на работу в апреле 2003 года в возрасте 17 лет. По общему правилу он вправе заключить договор о ОПС и написать заявление о переходе в НПФ до 31.12. 2008 года, но поскольку в этот день ему еще не исполнилось 23 года, срок продляется до 31.12. 2009 года.
Как вернуться в государственный ПФ?
Человек вправе осуществить возврат накопленных средств в государственный ПФ по своему желанию или при возникновении обстоятельств. Нормативно-правовая база в этом случае: ФЗ №75, 111. Перевод производится по заявлению гражданина. По желанию в дальнейшем он сможет снова перенаправить средства в УК или НПФ.
Пример заявления о переводе средств в ПФ
В обязательном порядке накопления направляются из НПФ в ПФ при:
- гибели гражданина;
- лишении НПФ лицензии;
- завершении периода действия договора;
- признании НПФ несостоятельным и открытии конкурсного производства.
Возврат накоплений в ПФР осуществляется в апреле того года, который следует за датой подачи заявления.
Чем накопительная пенсионная часть отличается от страховой
Отличия между двумя частями пенсии заключаются не только в методах их формирования, но в индексации сумм и праве на наследование.
Страховая пенсия точно рассчитывается государством с применением стандартных коэффициентов, а накопительная напоминает банковский вклад — сумма наращивается за счет грамотных инвестиций.
Страховая часть считается в баллах, а накопительная исключительно в деньгах. Когда наступает время рассчитать положенную пенсию, умножают накопленные баллы на стоимостный коэффициент одного балла и получают сумму пенсии. До расчета баллы представляют собой обязательства, которые несет государство перед россиянами. Взносы, уплачиваемые работодателем, поступают в фонды, откуда выплачиваются сегодняшним пенсионерам.
СПРАВКА! Стоимость 1 балла для расчета пенсии регламентируется государством. Ежегодно сумма меняется. В 2020 г. 1 балл равен 93 рубля, а на 2024 г. намечен рост до 116,63 руб. за 1 балл.
Накопительная часть аккумулируется в рублях на счете ПФР либо выбранного вкладчиком негосударственного фонда. Деньги не идут на выплаты пенсий сегодня, а целенаправленно собираются для положенных расчетов с вкладчиком по достижении определенного возраста.
Обеспечиваемые страной пенсионные выплаты индексируются по правилам, установленным в РФ, а накопительные взносы растут в зависимости от доходности, обеспеченной управляющей компанией.
Еще одно существенное отличие между накопительной и страховой пенсией — первую можно наследовать, вторую нельзя.
Как управлять пенсионными накоплениями
Каким образом можно распорядиться пенсионными накоплениями, определено в Федеральном законе от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015; далее — Закон № 111-ФЗ). Каждый гражданин имеет право выбрать тот или иной механизм инвестирования накопительной пенсии: либо передать ее в управление рыночной инвестиционной компании, либо перевести в НПФ, либо оставить в ПФР под управлением государственной управляющей компании — Внешкономбанка (далее — ГУК).
Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие свидетельство обязательного пенсионного страхования), могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление пенсионными накоплениями.
Статьей 31 Закона № 111-ФЗ определено, что при формировании накопительной пенсии застрахованные лица до обращения за установлением накопительной пенсии вправе:
— выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу (далее — УК), либо расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК;
— отказаться от формирования накопительной пенсии через ПФР и выбрать НПФ в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
— отказаться от формирования накопительной пенсии через НПФ и осуществлять формирование накопительной пенсии через ПФР, выбрав инвестиционный портфель УК, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель ГУК или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг ГУК.