Как трудоустроить иностранца и не нарваться на штрафы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как трудоустроить иностранца и не нарваться на штрафы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Нарушения трудового или миграционного законодательства всегда становятся причиной неприятностей. Работать с иностранцами легко, если соблюдены все правила, однако при малейшем отступлении от них может быть использована административная ответственность. Если опыта найма на работу мигрантов нет, лучше проконсультироваться с юристом заранее — это позволит избежать штрафа в будущем. Подделка документов, даже если действия выполнил сам иностранец, — неверный путь к спокойствию, поскольку в любом случае работодатель также несёт за неё ответственность. Единственная возможность работать без неприятных сюрпризов — зорко следить за соблюдением всех требований и контролировать документы работника-иностранца.

Проверку осуществляет МВД, по её результатам всегда составляется акт. В этом документе инспекция обязана зафиксировать все подробности и нюансы, а сам документ носит название «Акт проверки». Он разделён на две основные части:

  • в первой обычно указывают технические моменты и данные о работодателе — реквизиты, юридический адрес, дату и время проверки;
  • во второй находится вся подробная информация по поводу предмета проверки, найденных нарушений, также описаны факты, доказательства — всё, что выявила инспекция в ходе проверки.

Важно: в акте прописываются все санкции, которые были наложены на нарушителя или нарушителей.

Акт — документ, который сразу же пишется в двух экземплярах. Один из них получает на руки нарушитель (работодатель), а второй остаётся в МВД и подшивается к делу. Как правило, представитель компании обязан расписаться в получении акта.

Этот документ станет основным, если нарушитель захочет оспорить наложенные на него штрафные санкции в суде.

Комментарии к ст. 18.15 КОАП РФ

1. Комментируемая статья введена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель — обеспечить мерами административно-правового воздействия предупреждение и сокращение незаконной внешней трудовой миграции и соблюдение работодателями законодательства РФ о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории России.

Ранее административная ответственность за нарушение работодателями указанного законодательства была предусмотрена ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ, ныне более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение.

2. Комментируемая статья содержит три состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, возникающие в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности в РФ. Эти отношения регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.). Отдельные вопросы в данной области регламентируются также постановлениями Правительства РФ.

Трудовая деятельность иностранного гражданина, лица без гражданства (далее — иностранного гражданина) — это его работа в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).

Под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование этого гражданина (см. примечание 1 к данной статье).

3. Предметом посягательства по ч. 1 ст. 18.15 является правило о том, что иностранный гражданин, лицо без гражданства могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии у них специального документа (разрешения на работу) либо патента, а работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного работника, обязаны обеспечить получение этим работником такого разрешения.

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (статья включена в упомянутый Закон Федеральным законом от 19 мая 2010 г. N 86-ФЗ) гражданин РФ вправе привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, законно находящихся на территории РФ иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у иностранного гражданина патента.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения, таким образом, составляют действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина.

4. Предмет посягательства по ч. 2 данной статьи — общее требование о том, что работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии у него разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы.

Форма, условия и порядок выдачи работодателям этого документа устанавливаются Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный совместным Приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Росрыболовства от 11 января 2008 г. (с изм. и доп.).

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников — документ, подтверждающий право работодателя привлекать таких работников. Этим документом устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателем на территории соответствующего субъекта РФ. Такие документы выдаются Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами на срок до одного года и не подлежат передаче другим работодателям.

Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи образуют действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение.

5. При применении ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует также иметь в виду, что ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлены категории иностранных граждан, на которых не распространяется разрешительный порядок привлечения иностранных работников к трудовой деятельности.

Порядок получения патента в органе Федеральной миграционной службы (в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче патента, сроки выдачи патента, сроки его действия) определен в указанной выше статье Закона. В этой же статье предусмотрена уплата налога лицом, обратившимся за получением патента, в виде фиксированного авансового платежа.

6. Предметом посягательства по ч. 3 комментируемой статьи является правило об обязательном направлении работодателями информации (сведений) в уполномоченные органы о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ закрепляет обязанности работодателя: 1) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются постановлением Правительства РФ (см. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г. N 183 «Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу»). Работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой или гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в Россию в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в субъекте РФ, о привлечении и использовании для трудовой деятельности указанных лиц. Соответствующие сведения представляются также в налоговые органы.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в бездействии работодателя, т.е. невыполнении им перечисленных выше обязанностей.

7. Субъекты правонарушений по ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи одни и те же. Ими являются работодатели или заказчики работ (услуг). В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров, а заказчиком работ (услуг) — физическое или юридическое лицо, получившее аналогичное разрешение, но использующее труд иностранных рабочих на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров. Работодателем, заказчиком работ (услуг) может быть также индивидуальный предприниматель — гражданин РФ или иностранный гражданин.

С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

Штраф за работу без патента

Если в компании работают иностранные сотрудники по трудовым патентам, необходимо проверять сроки действия документов мигрантов, чтобы не потерять рабочую силу и не получить штраф (согласно ст. 18.15 КоАП РФ — до 1 млн. рублей).

Продлевать трудовой патент на следующий период нужно минимум за 1-1,5 месяца до окончания срока действия старого документа.

Такого же размера будет выписан штраф, если сотрудник просрочит оплату налога за патент, потому что и в этом случае будет считаться, что сотрудник работает без разрешительных документов.

В этом пункте стоит еще добавить следующие ошибки.

Часто работодатели не проверяют в трудовом патенте сотрудника:

  • профессию,
  • территорию действия патента.

Условия заключения трудового договора с иностранными гражданами

Учитывая особенности категорий иностранных граждан при заключении трудового договора, нужно соблюдать ряд обязательных условий:

  1. В трудовом договоре должны содержаться сведения о патенте или разрешении на работу.

  2. Всегда следует помнить о том, что территория для трудовой деятельности может быть ограничена. Иностранный гражданин может работать только там, где ему выдан патент или разрешение на работу, где разрешено временное проживание.

  3. Если в патенте или разрешении на работу указана конкретная должность, то только на неё можно трудоустраивать.

  4. Дата начала работы должна быть не ранее даты выдачи патента или разрешения на работу.

Приглашение на въезд иностранных работников в РФ

В целях трудоустройства «визовых» иностранцев работодателю необходимо получить в УВМ МВД приглашение на въезд иностранных работников в РФ для осуществления трудовой деятельности. Данное приглашение необходимо иностранцам, чтобы они смогли получить однократную визу на въезд и выезд из России.

Порядок выдачи приглашений и форма ходатайства о выдаче таких приглашений утв. приказом МВД России от 21.09.2017 № 735. К ходатайству необходимо приложить комплект следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность приглашающей стороны;
  • копию документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина;
  • гарантийное письмо.

Что подразумевается под незаконной трудовой деятельностью?

Трудовая деятельность это осуществление лицом любой работы, на возмездной основе. Оплата может быть, как деньгами, так и в натуральном виде – например бесплатное проживание у работодателя. По общим правилам сам иностранец должен иметь патент на работу, так и работодатель тоже должен воспользоваться квотой и иметь необходимый пакет документов для привлечения иностранных работников.

Для привлечения организации за нарушение в сфере миграционного законодательства, а именно по статье 18.15 КоАП РФ, уполномоченному лицу необходимо доказать не просто факт работы, а факт наличия трудовых отношений между иностранцем-нелегалом и организацией. Обычно полиция считает что пары фотографий человека на рабочем месте, плюс рапорта от сотрудника вполне достаточно для этих целей. Однако в действительности, судебная практика говорит об обратном. Правильные и последовательные показания привлекаемого лица, свидетелей, выверенная документация организации с легкостью доказывает обратное.

В подавляющем большинстве случаев, в основу доказательной базы виновности юридического лица в совершении административного правонарушении предусмотренного ст. 18.15 КоАП РФ, ОВМ кладет вступившее в законную силу постановление суда о привлечении задержанного работника по ст. 18.10 КоАП РФ (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на территории РФ). После выявления на объекте иностранца без патента, сразу юридическому лицу никаких претензий миграционный орган не предъявляет, первым делом задержанного доставляют в суд. В суде этого человека (просто как физическое лицо) в лучшем случае штрафуют (обычно еще и выдворяют из страны), но самое главное — в своем постановлении суд указывает что иностранец осуществлял трудовую деятельность в конкретной компании (ООО,ИП) то есть формально этот факт установлен судом. Через 10 суток со дня вынесения, постановление суда вступает в законную силу, и вот теперь, с установленным судом фактом осуществления гражданином иностранного государства незаконной трудовой деятельности наступает время привлекать юридическое лицо в котором осуществлялась вышеназванная деятельность.

Когда на Вашем предприятии задержали иностранных работников без необходимых документов — не бросайте их, обеспечьте им юридическую помощь. Если работника изначально не смогут привлечь по ст. 18.10 КоАП РФ, то и привлечь в дальнейшем юридическое лицо по 18.15 КоАП РФ становится практически невозможно — это верный способ избежать наказания для ООО/ИП. Справиться с проблемой на начальном этапе всегда значительно проще.

В рамках одной проверки выявлено несколько нарушений по ст. 18.15 КоАП РФ – наказание как за одно нарушение?

В апреле 2022 года в Кодекс об административных правонарушениях были внесены изменения, а именно добавлены пункты 5 и 6 в статью 4.4 Кодекса. Согласно положениям названных пунктов, если в рамках одной проверки было выявлено два и более административных правонарушений по одной и той же статье, то наказание назначается только за одно административное правонарушение.

На первый взгляд кажется, что данную норму можно применить и к нарушениям, предусмотренным статьей 18.15 КоАП, ведь в большинстве случаев сотрудники ОВМ выявляют сразу несколько нарушений (иностранцев) и происходит это практически всегда в рамках одной проверки. Но, к сожалению, не все так просто.

Статья 18.15 КоАП РФ содержит в себе два примечания. Примечанием 2 установлено, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, административная ответственность наступает за КАЖДОГО иностранного гражданина. Именно это примечание делает невозможным применение пунктов 5 и 6 ст. 4.4 КоАП РФ.

По сути, вышеназванное примечание вступает в прямое противоречие с другими положениями Кодекса и в данном случае по общему правилу суды должны применять к привлекаемому лицу ту норму, которая не ухудшает его положение. Но пока судебная практика однозначная – назначать наказания за каждого работника.

Ввиду того, что вышеописанные смягчения внесены в закон недавно, в высших судах (Кассационные суды и Верховный суд) еще не успела сложиться какая-либо практика по этому вопросу. Поэтому остается надежда, что со временем кассация или Верховный суд обозначат свою позицию и она будет в пользу привлекаемых лиц.

UPD от января 2023 года — в дополнение к уже сказанному, у судов появился новый аргумент отказывать в применении названных пунктов ст. 4.4 КоАП. Данная статья обязывает наказывать за совершение нескольких нарушений, как за одно, только в том случае, если они были выявлены «при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия» , а ОВМ таких мероприятий не проводит. Если открыть любое дело по ч.3 или ч.4 ст. 18.15 КоАП РФ, то там Вы обнаружите распоряжение о проведении «мероприятия по проверке соблюдения требований миграционного законодательства».

Комментарий к Статье 18.15 КоАП РФ

Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 комментируемого Кодекса, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности. Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 комментируемого Кодекса, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 18.15 комментируемого Кодекса, состоит в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных рабочих, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи, образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15, выступают граждане, должностные лица, юридические лица.

С субъективной стороны предусмотренные правонарушения являются умышленными.

Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург

В последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция к применению различных мер воздействия, в первую очередь законодательных, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, на формирование правовых отношений между работодателями и иностранными работниками, легализацию в России иностранной рабочей силы.

В 2006 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях была включена статья 18.

15, устанавливающая административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, введены статьи, санкции которых предусматривают административную ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, несоблюдение установленных федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

  • В российском законодательстве незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства проявляется как:
  • 1) привлечение к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом;
  • 2) привлечение и использование иностранных работников без получения в установленном порядке разрешения на это, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом;
  • 3) неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы, центра занятости населения в соответствующем субъекте Федерации или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранцев, административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Величина штрафов за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности напрямую зависит от количества работающих на предприятии «нелегалов», т.е. штраф, предусмотренный п.п.1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ, надо умножить на их число.

Как проверить наличие штрафов у работодателей

Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.

«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.

Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.

Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014. Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются. Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.

В письме Минтруда России № 16-4/В-823 установлено требование к наличию полиса добровольного медицинского страхования. Позиция ведомства противоречит разъяснениям налоговой службы № БС-4-11/2686 от 14.02.2017. Рассуждая о порядке уплаты взносов на ОМС, фискалы признали граждан из ЕАЭС застрахованными лицами. Аналогичной позиции придерживается и ФСС России (информационное сообщение на официальном сайте в редакции 2021 года).

Юристы критикуют противоречивость писем, но рекомендуют соблюдать условия. Добросовестное поведение защитит предпринимателя от длительных разбирательств. Если полиса у иностранца нет, работодатель вправе самостоятельно заключить соглашение со страховой компанией.

Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014. Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются. Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.

В письме Минтруда России № 16-4/В-823 установлено требование к наличию полиса добровольного медицинского страхования. Позиция ведомства противоречит разъяснениям налоговой службы № БС-4-11/2686 от 14.02.2017. Рассуждая о порядке уплаты взносов на ОМС, фискалы признали граждан из ЕАЭС застрахованными лицами. Аналогичной позиции придерживается и ФСС России (информационное сообщение на официальном сайте в редакции 2021 года).

Юристы критикуют противоречивость писем, но рекомендуют соблюдать условия. Добросовестное поведение защитит предпринимателя от длительных разбирательств. Если полиса у иностранца нет, работодатель вправе самостоятельно заключить соглашение со страховой компанией.

За какие нарушения миграционного законодательства ИП будет оштрафован

Прием на работу иностранного работника — хлопотное мероприятие даже для крупных компаний. Принимая решение о сотрудничестве с иностранцем, предприниматель должен понимать, что попадает под пристальное внимание со стороны ФМС (Федеральной миграционной службы). Для ИП суммы штрафов ниже, чем для юридических лиц, но лучше предусмотреть риски заранее и избежать придирок УФМС за нелегальных иностранных работников.

Наиболее распространенные нарушения при трудоустройстве иностранцев можно считать:

  • прием на работу иностранных граждан без разрешения на работу или без патента;
  • найм иностранцев без разрешения на использование труда иностранцев (когда у ИП нет необходимых разрешений на использование труда иностранцев);
  • работа иностранца с просроченными документами (фактически его можно считать за нелегала);
  • прием на работу мигранта не по профессии, которая указана в патенте;
  • привлечение высококвалифицированных мигрантов без уведомления;
  • несообщение в Миграционную службу о приеме иностранца;
  • найм иностранцев, не оформленных по Трудовому кодексу.

Инспекторы проверяют своевременность выплат и правильность удержаний. Если проверяющие выявят удержания, которые не поименованы в ст. 137 ТК РФ, а работодатель не сможет предъявить документ, подтверждающий согласие работника на такое удержание, компанию ждёт штраф (решение Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164)).

Ещё одно основание для штрафа — компенсация, которую работодатель должен начислить сотруднику, если выдал деньги не вовремя (ст. 236 ТК РФ). Если такую компенсацию не выплатить в срок, компанию тоже могут оштрафовать на 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ). И неважно, какие именно деньги не были выплачены вовремя: зарплата, расчёт при увольнении или что-то другое (решения Московского городского суда от 22.07.2019 № 7-8240/2019, 7-8244/2019, 7-8245/2019 и № 7-8241/2019, 7-8243/2019, Пермского краевого суда от 19.09.2019 по делу № 7-1997/2019(21-1164) и от 18.09.2019 по делу № 7-1995/2019(21-1162)).

Как узнать о наличии санкций

Миграционные нарушения бывают таких видов:

  • Штраф за принятие на работу без патента или без разрешения. Иностранец в обязательном порядке должен получить в миграционной службе патент на работу, или разрешение. Если будет выявлен факт нарушения, на работодателя наложат штраф.
  • Штраф руководству за принятие иностранного работника, у которого прошли сроки действия документов. Очень важно следить за сроками действия документов, так как миграционная служба тщательно проверяет на наличие таких ошибок. Или если же по иностранному работнику не вовремя были отчисления НДФЛ, то такой патент аннулируют. Об этом обе стороны не уведомляют. И при проверке соответствующими органами, будет выявлено данное нарушение, так же будет выписан штраф, а так же за привлечение нелегала.
  • Штраф за работу не по профессии. При выдаче патента указывают сферу деятельности работника, и если нарушено было данное разрешение, тогда на работодателя также налаживают штраф.
  • Штраф за привлечение иностранного гражданина на работу. Также рассчитывать на штраф может тот работодатель, который, не имея разрешения на привлечение работников – иностранцев, оформил эмигранта.
  • Штраф за не уведомление соответствующие органы. Миграционная служба имеет право назначить штрафы работодателю за мигрантов 2021, если работодатель заключил трудовые отношения с эмигрантом, или наоборот разорвал трудовые отношения, и не уведомил про это ФМС.

Правила въезда и выезда

Гражданин Узбекистана Отабек Поянов в 2021 — 2021 годах находился в Пермском крае в течение почти 10 месяцев, хотя разрешенный срок безвизового пребывания составляет всего 90 дней. В 2018 году он снова приехал в Россию, в этот раз вел себя совершенно законопослушно, однако ГУ МВД РФ по Пермскому краю запретило ему въезд в страну сроком на пять лет, исчислив этот срок с момента выезда с нарушениями, то есть до 4 октября 2022 года. Поянов посчитал, что наказание во внесудебном порядке противоречит целому ряду положений Основного Закона России, в том числе статье 49, которая гарантирует что вина гражданина должна быть установлена вступившим в законную силу приговором суда. А произвольное решение о запрете на въезд фактически приравнивает его к административному правонарушению, предусмотренному 18.8 КоАП «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ».

Конституционный суд РФ отказался принимать жалобу к рассмотрению как не соответствующую требованиям законодательства: «Оспариваемые положения не могут расцениваться как нарушающие права заявителя в обозначенном им аспекте». Однако дал по этому поводу исчерпывающие толкования. Прежде всего суд напомнил, что Конституция РФ признает право на беспрепятственный въезд только за российскими гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства — лишь за теми, кто законно находится на территории России.

Установить состав и меру административного правонарушения, совершенного гражданином, действительно может только суд. Однако Поянов не был привлечен к ответственности в предусмотренном законом порядке. В то же время факт нарушения миграционного законодательства зафиксирован с помощью автоматизированной системы центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в РФ. Нормы федерального законодательства в этом случае вполне определенны — въезд в Россию не разрешается в течение пяти лет со дня выезда.

— Запрет на въезд носит временный характер, содержит четкие границы начала данного срока (день выезда из РФ с нарушением установленного разрешенного срока пребывания), — указал КС. — Это обусловлено целевым предназначением оспариваемой нормы, связанным с исключением возможности нахождения на территории РФ лица, которое в период предшествующего пребывания не соблюдало ее законы и правила пребывания, что имело место в деле заявителя.

Что касается жалобы на неопределенность термина «предыдущий период пребывания», то здесь судьи проблемы тоже не увидели: законодательство исходит из необходимости учета всей информации, характеризующей иностранного гражданина.

Сколько составит штраф за нелегального рабочего в 2021 году

Первое, что необходимо принять во внимание: за нарушение миграционных законов наказание последует неизбежно. При этом постигнет оно обе стороны — и нанимателя, и наемного сотрудника. Степень штрафной санкции будет зависеть от характера нарушения.

Миграционное ведомство не исключает депортацию нарушителей в случае, если они дважды попадутся на несоблюдении закона, пусть даже за самые незначительные оплошности.Кроме того, нельзя забывать и о других незаконных действиях мигрантов, которые идут вразрез с законом. Так, к примеру, за фиктивную прописку на территории Российской Федерации придется уплатить штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей. При этом наказанию, как и в случае с работой, будут подлежать не только иностранные граждане, но и владельцы жилья. Наказание ожидает и тех, кто проживает не по адресу прописки, и владельцев жилья, у которых мигрант фактически проживает.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *