Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Почти двукратный рост количества ввозимых в Россию электромобилей за последний год многие эксперты связывают с обнулением пошлины на импорт таких машин. Сегодня нулевая ставка действует и для юридических, и для физических лиц, в силу такая норма вступила с 4 мая 2020 года, а действовать она должна минимум до 31 декабря 2021 года.

Налог на электромобили и “растаможка”

К сожалению, отмена пошлины не избавила от уплаты прочих сборов. На сегодня это платеж за таможенное оформление автомобиля (порядка $100), уплата акциза, НДС (20% от стоимости), а также плата за Свидетельство СБКТС и систему ЭРА-ГЛОНАСС при ее отсутствии. Вместе с тем, благодаря нулевой ставке на практике удается сэкономить около 30-40 тыс. руб., если ввозить подержанный Nissan Leaf ZE0 2011 года, и до 160 тысяч в случае привоза из-за границы более свежей модификации ZE1 2019 г. в.

Самыми популярными новыми электрокарами, ввозимыми в Россию в 2021 году стали:

  • Nissan Leaf – 105 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 104 шт.,
  • Audi E-tron – 61 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 57 шт.,
  • Hyundai Ioniq – 7 шт.

ТОП-5 подержанных электрокаров в 2021 году:

  • Nissan Leaf – 3541 шт.,
  • Tesla (3, S, X) – 85 шт.,
  • Mitsubishi I-MiEV –64 шт.,
  • Jaguar I-Pace – 26 шт.,
  • BMW I3 – 24 шт.

Спрос на электрокары упадет

В августе кабмин утвердил концепцию по развитию производства и использованию электротранспорта в России до 2030 года. Одна из целей стратегии — увеличить спрос на электромобили на отечественном рынке. В Минэке заявляли, что к 2024 году должно выпускаться более 25 тысяч отечественных электромобилей, а к 2030 — их доля в производстве должна составлять не менее 10%.

Для того, чтобы стимулировать спрос на электромобили, для владельцев таких транспортных средств предусмотрели множество льгот. Среди них — бесплатный проезд по платным участкам федеральных трасс, отмена транспортного налога, бесплатная парковка и прочие. Нулевой налог действует в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге, Калужской, Липецкой, Курской, Тюменской, Амурской и Волгоградской (с одним двигателем мощностью не более 150 л.с.), а также в Кемеровской и Иркутской областях, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Забайкалье и Башкирии (в первые три года с момента покупки машины).

Отмена каких-либо стимулирующих мер и введение новых платежей для владельцев электромобилей приведет к падению спроса на электрокары, считает генеральный директор компании Drive Electro, доктор технических наук, профессор Института механики и энергетики имени В.П. Горячкина Сергей Иванов. Он добавляет: «Электротранспорт все еще нов и непонятен для отечественных автомобилистов. Вместо введения дополнительных налогов, необходимо сосредоточиться на предоставлении субсидий и поддержки со стороны государства. Другого пути популяризации экологичного транспорта попросту нет. Введение покилометровой оплаты проезда для электротранспорта попросту нивелирует все положительные эффекты от принятой ранее концепции, что не позволит развиться зарождающемуся рынку автомобилей на электрической тяге».

Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков полагает, что в краткосрочной перспективе новые платежи не отразятся на спросе, но если учитывать стратегию по развитию электротранспорта в России, то это приведет к определенному спаду. «В настоящее время на российском рынке представлены в основном достаточно дорогостоящие электрокары. Их покупают, в основном, те, кого интересуют современные технологии, кто хочет быть одним из первых в среде владельцев электромобилей. Поэтому для данного сегмента введение нового налога ни в коем случае не станет существенным барьером для покупки. Что касается сегмента недорогих автомобилей на электричестве, то здесь появление дополнительной финансовой нагрузки может оказать определенное негативное влияние на готовность покупателей переходить на автомобили нового поколения», — объясняет Чумаков.

Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

  1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
  2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

  • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
  • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

Региональные власти наделили следующими правами:

  1. предоставлять льготы по уплате налога;
  2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
  3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

Кто вправе не платить?

По состоянию на 2021 год взимание транспортного налога относится относится к местным (региональным) сборам, поэтому льготы предоставляются в зависимости от региона и регулируются муниципальным законодательством.

Налог на электромашины в России выплачивается по общим правилам, однако освобождены от уплаты жители Московской области. Льготы для них были введены в 2015 году статьей 26.19 Закона Моск. обл. N 151/2004-ОЗ. Согласно ст. 26.19 указанного нормативно-правового акта лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, оснащенные исключительно электрическими двигателями, освобождаются от уплаты в отношении следующих категорий автотранспорта:

  • автомобили легковые;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • автобусы;
  • тракторы.

Стоит учитывать, что также от транспортного налога освобождаются некоторые льготные категории граждан: военные пенсионеры, ветераны ВОВ, многодетные родители, инвалиды и т.д.

Предлагаем вашему вниманию и другую полезную информацию о налогах на транспорт:

  • Особенности налогообложения для организаций.
  • Нюансы для грузовых, самоходных, старых и выигранных машин.
  • Что делать, если пришел налог на проданное авто?
  • Как проверить и оплатить задолженность?

Ответственность за нарушение правил

За предоставление неверных сведений на автовладельца налагается штраф в размере 2 500 рублей, который в некоторых случаях сопровождается конфискацией груза. При задержании гражданина за незаконное пересечение границы ему назначается наказание в виде выплаты суммы, в 3 раза превышающей стоимость электромобиля.

Санкция за уклонение от уплаты таможенных взносов размером от 1 до 3 млн рублей предусматривает штраф в 50 000 рублей или лишение свободы сроком на 2 года.

Ответственность за ввоз нерастаможенного электромобиля на территорию РФ не предусматривается, если:

  • у собственника имеется вид на жительство в другой стране;
  • осуществляется перевозка авто из стран-участниц Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Россия, Беларусь, Армения, Киргизия);
  • машина зарегистрирована в другом государстве или оформлено разрешение на временный ввоз.

Срок нахождения не прошедшего регистрацию электромобиля ограничен правовыми нормами. При прохождении таможенного оформления в полном объёме, завершающей стадией является постановка транспортного средства на регистрационный учёт в ГИБДД.

Отличие электромобилей

Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.

Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:

  • Высокую стоимость;
  • Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
  • Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).

При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.

Что такое автопилот? Действительно ли Tesla едет сама?

Да, едет. При наличии разметки и соответствующих условий на дороге.

Совсем недавно Tesla Motors выпустили новую прошивку для своих суперкаров, главной фишкой которой стал практически полноценный автопилот для передвижения по трассе.

И мы сами уже убедились на собственном опыте, как эта разработка может повысить безопасность передвижения по дорогам общего пользования: во-первых, у автопилота отсутствует человеческий фактор при таких маневрах, как перестроение — машина не может «не заметить» другое авто в слепой зоне; а во-вторых, на наших глазах Tesla сама максимально корректно избежала столкновения с невнимательным участником дорожного движения, что было запечатлено на нашем видео: Автопилот — крайне полезная функция для поездок по трассе и в пробках. Из опыта — он значительно снижает утомляемость водителя и повышает безопасность таких поездок.

Отменят или налог на электромобили в ближайшее время?

Теоретически, могут и отменить. Если учесть тот факт, что в Правительстве РФ взяли курс на значительное увеличение электрокаров среди населения. Чтобы как-то популяризировать данный вид машин среди граждан, нужно предоставить им какие-то льготы. Но пока данный вопрос еще с 2020 года остается на фазе перманентного обсуждения. Никаких решений по нему на законодательном уровне не принимается. Были инициативы, которые предлагали если не отменить данный налог, то хотя бы сделать его более дифференцированным и доступным для легковых электромашин. На данный момент инициативы не приняты, следовательно, налог за 2020 год необходимо заплатить будет в 2020 году. Если предположить, что в 2020 году что-то измениться, то для налогоплательщиков данные изменения будут ощутимы только в 2021 году. Пока остается платить.

Инициатива отмены транспортного налога с 2021 года

Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:

  • Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
  • Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
  • Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.

Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.

От чего зависит размер налога

Электрокары становятся всё популярнее. В начале 2021 года в России на учёте в ГИБДД стояло около 2 тыс. таких экономных автомобилей. По этой причине вопрос размера транспортного налога (ТН) на Теслу очень важен.

Знаете ли вы? Генеральным директором автомобильной компании Tesla является миллиардер Илон Маск, но идея создания транспортного средства с экономным расходом зародилась у Мартина Эберхарда. Со стартапом Эберхард обратился к Маску, который и вложился в проект. Сооснователи компании Tesla — Джеффри Брайан Штробель и Иэн Райт.

Поскольку электромобиль Тесла не определяется как отдельная категория транспортных средств, налог является стандартным. О ставке ТН говорится в статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Тесла относится и к грузовым, и к легковым авто, в зависимости от мощности двигателя. В связи с этим налоговая база начисляется несколькими методами. Существуют некоторые показатели, влияющие на размер налога.

Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.

Введён ли транспортный налог на электромобили в России в 2019 году

Транспортный налог (ТН) предполагает налогообложение всех видов транспортных средств, следовательно, в их число попадают и электромобили. Налогоплательщиками, в соответствии со ст. 358 НК РФ, являются владельцы машин, двигающихся за счёт электрической энергии. Такие авто пока не достаточно популярны в стране по нескольким причинам:

  • стоимость экологически чистого транспорта выше, чем традиционных авто, и на их приобретение не предоставляются скидки в рамках программ государственной поддержки;
  • отсутствует инфраструктура, особенно в небольших городах и селениях, позволяющая осуществлять беспрепятственное передвижение по стране;
  • климатические особенности страны не позволяют эксплуатировать автомобиль во всех регионах ввиду низких температур в зимний период;
  • эксплуатационные характеристики электрокаров на данный момент несколько уступают мощным внедорожникам, способным проезжать в местах с не очень качественным дорожным покрытием или полным его отсутствием.

Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России

Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.

Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *