Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Производственный контроль: ответы на вопросы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Давайте теперь о неприятном. Работодатель обязан предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:
- разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
- в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
- кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
- высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
- для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.
Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:
- в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
- если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
- если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
- в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
- в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
- прокладка инженерных систем должна быть скрытой.
Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.
Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:
- общие осложнения;
- анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
- риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
- конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.
Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.
Программа Производственного Контроля (ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ)!
Не проведение производственного контроля, отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является нарушением ст.32 ФЗ РФ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и влечет наложение административного штрафа в размере:
Нарушение | Ответственность | Статья |
---|---|---|
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,… | Для должностных лиц – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Ст.6.3 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Производственный контроль в ДОУ и Школах
Обязателен также и для образовательных учреждений.
Номенклатуру, объем и периодичность лабораторных исследований определяют с учетом санитарно-технического состояния объекта.
При наличии плавательного бассейна в дошкольных организациях лабораторно-инструментальные исследования помещений проводят в соответствии с СанПиН 2.1.1.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (заменен на ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 декабря 2020 года N 44 Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»).
Производственный инструментальный контроль в помещениях для занятий детей с использованием компьютерной техники осуществляют согласно СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» (заменен на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»).
Штрафы за не проведение производственного контроля
Давайте теперь о неприятном. Работодатель обязан предоставить информацию о результатах проведения производственного контроля в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Не проведение производственного контроля, отсутствие протоколов лабораторных исследований и программы производственного контроля является нарушением ст.32 ФЗ РФ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и влечет наложение административного штрафа в размере:
Нарушение | Ответственность | Статья |
---|---|---|
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,… | Для должностных лиц – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Ст.6.3 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Комплектация уборочного инвентаря для медицинских учреждений по СанПиН в 2023 году, хранение в подобающих условиях так же важно, как и сама уборка в медицинских учреждениях. Санитарные правила создаются и соблюдаются, чтобы предотвратить распространение вирусно-бактериальных инфекций. Персоналу медицинских клиник необходимо соблюдать гигиену, а для этого комплектуют не только нужный уборочный инвентарь, но и качественный, безопасный в соответствии с критериями объектов здравоохранения, типами, маркировкой и требованиями к его применению по СанПиН. Моют полы, выполняют влажную уборку с помощью:
- ведер;
- половой ветоши;
- уборочных тележек;
- стяжек-сгонов;
- веников;
- скребков;
- щеток;
- лопат для чистки двора и входных ступеней в больницу.
Производственный контроль: нормативная база
Медицинские организации обязаны соблюдать требования санитарного законодательства, чтобы обеспечить безопасность лечебно-диагностического процесса как для пациентов, так и для медицинского персонала. Каждая медицинская организация проводит производственный контроль за соблюдением санитарных правил. Главная цель контроля — безопасность лечебно-диагностического процесса для пациентов и медицинского персонала.
Производственный контроль регламентируют следующие документы:
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- СП 1.1.1058–01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 № 18 (СП 1.1.1058–01)
- СанПиН 2.1.3.2630–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (СанПиН 2.1.3.2630–10)
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012; далее ― Федеральный закон № 52-ФЗ) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель (медицинская организация вне зависимости от формы собственности) обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг
- осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний
- своевременно информировать учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, нарушении технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения
- осуществлять гигиеническое обучение работников
Санитарно-эпидемиологические требования в стоматологии
Хирургический кабинет в стоматологии или другое медицинское учреждение стоматологического профиля должно отвечать следующим нормам:
- разрешается размещение таких организаций в жилых домах при условии, что это не приводит к превышению допустимых нормативов по санитарно-гигиеническим критериям;
- в этой ситуации стоматология должна иметь отдельный вход;
- кабинеты для приема детей и взрослых должны быть отдельными. Также для детей необходимо оборудовать отдельный туалет;
- высота потолка помещений для осуществления основной деятельности должна составлять не меньше 2,4 метра, площадь кабинета, в котором размещается одна основная стоматологическая установка, – не меньше 14 квадратных метров. На каждую дополнительную установку нужно предусмотреть не менее 10 квадратных метров;
- для осуществления оперативных вмешательств в клинике должна быть оборудована операционная, для пребывания пациентов сразу после операции – отдельная комната.
Требования, устанавливающие площадь стерилизационной в стоматологии и минимальные нормативы по площади других помещений, приведены в приложении № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Новый СанПиН в стоматологии для медсестер устанавливает также требования к оборудованию, применяемому в стоматологических учреждениях. В этой сфере действуют следующие нормативы:
- в случае наличия одностороннего естественного освещения, то есть окон, расположенных по одной стене, кресла для приема пациентов должны устанавливаться вдоль этой стены;
- если в одном помещении установлены несколько кресел, они подлежат разделению непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров;
- если в стоматологической организации имеется не больше 3 кресел, технику для стерилизации нужно устанавливать прямо в кабинете;
- в каждом кабинете должна быть раковина для мытья рук. При наличии отдельной операционной раковина устанавливается в предоперационном помещении;
- в зуботехнической лаборатории, работающей с гипсом, раковину нужно оборудовать устройством для улавливания этого материала из сточных вод;
- прокладка инженерных систем должна быть скрытой.
Помимо указанных, к зуботехническим лабораториям предъявляется ряд дополнительных требований по инженерному оснащению, которые обеспечивают безопасность и эффективность их работы.
Современные журналы в стоматологии регулярно публикуют информацию об обновлениях действующего законодательства в этой быстро меняющейся сфере. Они коснулись также состава аптечки неотложной помощи в стоматологии. Актуальная нормативная база предусматривает организацию и хранение аптечек для купирования следующих типов неотложных состояний у пациентов:
- общие осложнения;
- анафилактический шок, вызванный действиями по лечению зубов;
- риск заражения ВИЧ-инфекцией либо инфекциями из группы гепатитов;
- конкретные синдромы, требующие принятия неотложных мер по выводу из соответствующего состояния.
Укладки для реализации необходимых мер дифференцированы для детей и взрослых. Их состав регламентирован профильными нормативными документами. Для детей это приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. А вот для взрослых до недавних пор их состав регламентировался приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Однако с 1 января 2021 года, как и многие другие правовые акты, он прекратил свое действие. Взамен этого приказа был принят новый – приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н. Теперь стоматологическим отделениям для взрослых потребуется пересмотреть состав аптечек согласно новым требованиям, чтобы выполнить нормы обновленного законодательства.
Новый СанПиН в стоматологии в 2021 году
Скоро выходит новая версия. Она получит обновленный современный интерфейс, возможность удобной работы со смартфона, переработанный поиск и множество других улучшений.
В отношении компаний, оказывающих стоматологические услуги, ПК должен осуществляться с применением лабораторных исследований. Для реализации процедур ПК привлечение сторонних компаний (испытательных лабораторий) просто необходимо. Наша компания может провести все необходимые измерения и разработать программу ПК.
Программа производственного контроля формируется на основании следующих санитарных правил и нормативов:
- Санитарными правилами 1.1.8-24-2003 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий»;
- Санитарные нормы и правила от 30.03.2012 № 32 «Санитарно-эпидемиологические требования к осуществлению производственного контроля при производстве, реализации, хранении, транспортировке продовольственного сырья и (или) пищевых продуктов».
Стоматологические клиники, как и многие организации из сферы здравоохранения, должны придерживаться требованиям, установленным законодательством.
Лицензия ЛО -23-01-003338 от 06 мая 2011г. на осуществление медицинской деятельности. При осуществлении доврачебной медицинской помощи по: лабораторной диагностике, медицинскому массажу, физиотерапии.
РПО — реестр проверенных организаций. Внесенные в него ИП подтверждают выполнение требований ГОСТ 2016:2019. Это дает преимущество при участии в розыгрыше гос.тендеров.
2021 год стал особенным для многих предприятий с точки зрения законодательного регулирования их работы. В течение нескольких последних лет основные нормативные документы, содержащие обязательные требования по части организации деятельности коммерческих и государственных предприятий, оставались неизменными. Это привело к тому, что некоторые из них морально устарели и больше не соответствовали реальной ситуации в экономике и обществе. Кроме этого, принятие новых нормативных актов, содержащих дополнительные требования к работе организаций, нередко вело к тому, что несколько правовых документов, применяемых в одной сфере, содержали дублирующиеся или избыточные требования.
Накопившись, перечисленные обстоятельства обусловили необходимость масштабного пересмотра действующей правовой базы. Он был реализован в 2019-2020 годах и получил название «регуляторной гильотины», поскольку в результате этого проекта значительная часть ранее действовавших правовых актов была отменена. Поэтому с 1 января 2021 года начало действовать большое количество новых нормативных документов, содержащих обновленные требования к работе разных организаций. Это коснулось и деятельности стоматологий.
С 2010 года для этой области действовал основной правовой акт — СанПиН 2.1.3.2630-10, утвержденный постановлением Главного государственного санврача от 18 мая 2010 года N 58. Как и другие нормативные документы, с 1 января 2021 года он прекратил свое действие, а вместо него начал действовать новый СанПиН для стоматологии в 2021 году — санитарно-эпидемиологические требования СП 2.1.3678-20, утвержденные постановлением Главного государственного санврача от 24 декабря 2020 года N 44. Этот правовой акт посвящен регламентированию работы разных типов медицинских организаций. Работе стоматологических учреждений посвящен отдельный раздел 4.26, который содержит 17 пунктов.
Действующий СанПиН по стоматологии гармонизирован с другими нормативными актами, поэтому он не содержит требований, которые противоречат положениям иных законов, постановлений и приказов. Кроме этого, нужно учитывать, что его требования применяются совместно с иными правовыми актами, распространяющими свое действие на эту сферу медицинских услуг:
- постановление Правительства от 16 апреля 2012 года N 291, определяющее правила лицензирования медицинской деятельности;
- приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н, устанавливающий правила предоставления стоматологической помощи взрослым гражданам;
- приказ Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н, который устанавливает порядок оказания стоматологической помощи детям;
- санитарные правила и нормы СанПиН 2.6.1.1192-03, утвержденный постановлением Главного государственного санврача от 18 февраля 2003 года N 8, который вводит требования к устройству и порядку эксплуатации рентген-кабинетов;
- методическое письмо Роспотребнадзора от 21 марта 1995 года N 12/20-208, уточняющее правила организации безопасного санитарно-эпидемиологического режима в медицинских организациях стоматологического профиля.
Новый СанПиН-2021 для стоматологии с изменениями устанавливает следующие нормативы для медицинских организаций, оказывающих стоматологические услуги:
- такие организации могут размещаться внутри отдельно стоящих зданий или многоквартирных жилых домов, если такое размещение не влечет за собой превышения установленных санитарно-гигиенических норм;
- при размещении внутри многоквартирного дома медицинское учреждение стоматологического профиля должно иметь отдельный вход для пациентов;
- врачебные кабинеты, где осуществляется прием взрослых и несовершеннолетних пациентов, должны быть отдельными;
- туалеты для взрослых и несовершеннолетних пациентов должны быть отдельными;
- высота потолков в стоматологии по СанПиНу должна составлять больше 2,4 метра;
- площадь врачебного кабинета, оборудованного одной стоматологической установкой, должна составлять не меньше 14 квадратных метров. Размещение каждой следующей установки потребует не меньше 10 квадратных метров дополнительно;
- если клиника осуществляет оперативные вмешательства, требования к хирургическому кабинету в стоматологии по СанПиН предусматривают необходимость организации отдельной операционной, а также комнаты для пребывания пациентов после операции.
Площадь стерилизационной в стоматологии по СанПиНу, а также требования к площади других помещений, организованных в составе медицинского учреждения стоматологического профиля, определены приложением № 1 к постановлению, утверждающему санитарные правила СП 2.1.3678-20.
Авторитетные журналы в стоматологии по СанПиНу сейчас уделяют внимание разным аспектам организации работы таких учреждений, включая профилактику экстренных состояний у пациентов. Для этого каждая такая организация должна иметь аптечки неотложной помощи в стоматологии по СанПиНу, которые позволяют быстро снять опасные симптомы и не допустить развития у пациента угрожающих жизни состояний, например, шоковых. Действующая нормативная база предусматривает обязательное наличие нескольких типов аптечных укладок, которые могут потребоваться в разных случаях. Основными из них становятся аптечки, применяемые при следующих состояниях:
- осложнения общего типа, обусловленные произведенным стоматологическим вмешательством;
- анафилактический шок, вызванный применением тех или иных медикаментов или других препаратов;
- вероятность заражения пациента ВИЧ-инфекцией при осуществлении медицинских манипуляций;
- вероятность заражения пациента инфекцией группы гепатитов;
- другие категории синдромов, которые требуют осуществления неотложных действий по снятию симптомов, угрожающих жизни пациента, — например, такие как отек Квинке и прочие.
Сценарии течения острых состояний и наиболее типичные проблемы различаются для взрослых и несовершеннолетних пациентов. Кроме этого, для этих категорий больных зачастую нужно применять разные лекарства, поскольку сильнодействующие препараты нередко имеют возрастные ограничения, не позволяющие применять их для лечения детей младше определенного возраста.
Поэтому состав аптечных укладок и их набор для детей и взрослых определены разными правовыми актами. Для детей уже почти десять лет эти параметры устанавливаются приказом Минздрава от 13 ноября 2012 года N 910н. По части составления аптечных укладок для взрослых состав руководящих документов претерпел серьезные изменения. В течение длительного времени требования к аптечкам в стоматологии для взрослых устанавливались приказом Минздрава от 7 декабря 2011 года N 1496н. Но в рамках проекта регуляторной гильотины с 1 января 2021 года он прекратил свое действие. Вместо него вступил в силу приказ Минздрава от 31 июля 2020 года N 786н, который содержит актуальные требования к аптечкам в стоматологии для взрослых пациентов.
Требования к обеспечению санитарной и гигиенической безопасности работы стоматологических организаций по новым правилам предполагают реализацию следующих типов мер:
- обработка инструментов в стоматологии по СанПиНу;
- точечная уборка наиболее загрязненных поверхностей после каждого приема;
- генеральная уборка в стоматологии по новому СанПиН, проводимая с частотой, определяемой назначением пространства. Для этого применяется уборочный инвентарь в стоматологии по СанПиНу, а также действенные дезинфицирующие средства, имеющие антибактериальный эффект.
Серьезное внимание в новых требованиях уделено правилам обработки инструментария, применяемого персоналом стоматологической клиники или кабинета. Обработка стоматологических зеркал в стоматологии по СанПиНу, а также обработка других приборов, аппаратов и инструментов, должна выполняться с соблюдением последовательности, обеспечивающей высокую эффективность этой процедуры. Она включает следующие этапы:
.
- дезинфекция с применением профессиональных растворов и веществ;
- предстерилизационная очистка;
- упаковка предметов для последующей стерилизации;
- выполнение стерилизации.
Частота выполнения таких операций определяется назначением оборудования и инструментов. Например, обработка боров в стоматологии по СанПиНу проводится после каждого пациента, тогда как обработка «Ультралайта» в стоматологии по СанПиНу осуществляется существенно реже. Конкретные требования к организации соответствующих манипуляций определены отдельным нормативным актом – методическим письмом Роспотребнадзора от 21 марта 1995 года N 12/20-208.
На текущий момент основным профильным документом, устанавливающим санитарно-гигиенические требования к работе стоматологических организаций, выступает СанПиН 2.1.3.2630-10 в актуальной редакции. В связи с его принятием отменен ряд ранее действовавших правил. Например, сейчас уже недействителен отдельный СанПиН 2.1.3.2524-09 «Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям».
С тех пор в текст новых правил неоднократно вносились изменения, нацеленные на обеспечение соответствия его требований текущей ситуации в сфере медицинского обслуживания и здоровья населения. Их введение в действие обусловлено принятием постановлений Главного государственного санврача от 4 марта 2016 года № 27 и от 10 июня 2016 года № 76. В нынешнем году текст действующих требований к санэпидрежиму не подвергался изменениям. На ближайшее время введения новых санитарно-гигиенических требований к стоматологическим организациям тоже не анонсировано. Не предполагается и возобновление действия уже отмененных документов, поэтому, например, ранее упраздненный СанПиН 2.1.3.1375-03 с изменениями на 2021 год вряд ли появится.
Раздел V СанПиН по стоматологии на 2021 год содержит особые санитарно-гигиенические требования, которые применяются к медицинским организациям стоматологического профиля. В этой части документа приводятся обязательные условия, которые обеспечивают соблюдение санитарных норм в работе клиники или другого типа медицинской организации. Они сгруппированы в следующие разделы:
- общие положения и требования к размещению организаций, а также занимаемым ими комнатам;
- допустимые характеристики внутренней отделки таких медицинских объектов;
- требования к медицинской технике, инструментам и оборудованию;
- требования к параметрам микроклимата, организации работы отопления и вентиляции;
- нормативы по части естественного и искусственного освещения;
- порядок оборудования и эксплуатации рентгеновских кабинетов.
Основной нормативный документ для всех медицинских организаций. В нем прописываются требования к их устройству, используемому оборудованию, порядку функционирования и проч. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от профиля деятельности медицинского учреждения.
Документ содержит нормативы в части организации учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования с точки зрения обеспечения санитарно-эпидемологической безопасности. В нем зафиксированы требования к помещениям, мебели, используемому учебному оборудованию и размещению учащихся.
Программа производственного контроля для стоматологии или стоматологического кабинета.
Любое юрлицо и индивидуальный предприниматель обязаны иметь программу производственного контроля. Это требование изложено в законах и действующих санитарных нормах и правилах по организации производственного контроля.
Заказать услугу, задать вопрос можно через форму обратной связи или по телефону. Мы принимаем звонки круглосуточно.
К объектам производственного контроля относят производственные и общественные здания и сооружения, СЗЗ, технологические процессы, транспорт, оборудование, индивидуальные рабочие места, а так же пищевую продукцию и отходы производства. Следовательно, любой стоматологический кабинет, клиника или поликлиника должны иметь собственную программу производственного контроля.
Программа производственного контроля в стоматологии разрабатывается на основании новых действующих санитарных правил и норм для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность и иных нормативных документов Российской Федерации.
Программа производственного контроля в стоматологической клинике разрабатывается с целью обеспечения безопасных условий осуществления лечебного процесса для пациентов и медперсонала. Программа производственного контроля стоматологической клиники является документом стоматологической клиники, в котором описаны правила, порядок и кратность выполнения процедур производственного контроля.
Программа производственного контроля для стоматологии разрабатывается лицами выделенными, специально для этих целей, администрацией учреждения и утверждается руководителем стоматологической клиники (стоматологической поликлиники или стоматологического кабинета). С июля 2007 года согласовывать программу производственного контроля с Управлением Роспотребнадзора не требуется.
Органы Роспотребнадзора вправе запрашивать у любого юрлица или индивидуального предпринимателя информацию о результатах производственного контроля.
Программа производственного контроля для стоматологических клиник включает в себя:
* ППК — программа производственного контроля
Выясняйте точную стоимость у наших менеджеров через форму на сайте и по контактным телефонам.
Скидки и при заказе нескольких пакетов документов.
Программа производственного контроля для стоматологического кабинета будет значительно отличаться от программы производственного контроля для стоматологической поликлиники, так как они различаются по спектру оказываемых услуг.
Программа производственного контроля стоматологического кабинета разрабатывается уполномоченными лицами в произвольной форме и включает в себя:
Далее перечисляются мероприятия, периодичность исполнения, действующая нормативная документация и ответственные лица. К программе производственного контроля стоматологического кабинета необходимо включить так же приложения: приказы о назначении ответственных лиц, пояснительную записку, перечень нормативных документов для организации производственного контроля, перечень лиц, подлежащих периодическим медосмотрам, копии лицензий, договоров и санэпидзаключений, а так же иные инструктивно-методические документы.
В интернет есть возможность скачать программу производственного контроля в стоматологии, но так как нормативная документация бывает отменена или дополнена, необходимо знать действующие нормативные документы Российской Федерации.
Специалисты ООО «Компания Экосила» разработают для Вашего учреждения программу производственного контроля, отвечающую всем требованиям нормативной документации. Получить консультацию эксперта и заказать услугу программа производственного контроля в стоматологии можно по контактному телефону.
Что является объектом контроля
Часто на практике возникает вопрос, что относить к объектам проверки. В частности, являются ли рабочие места объектами производственного контроля, оборудование и транспорт. На основании СП (санитарных правил) 1.1.1058-01, введенных в действие 11.07.2001 года постановлением Главного санитарного врача №18, рабочие места (используемые для выполнения работ, а также для оказания услуг), так же как и транспорт и технологическое оборудование относятся к объектам ПК. Кроме того, в п. 2.3 СП указаны в этом качестве:
- общественные и производственные помещения, сооружения и здания;
- санитарно-защитные зоны;
- сырье, отходы потребления и производства;
- зоны санитарной охраны;
- готовые товары, продукция;
- технологические процессы;
- полуфабрикаты.
У ряда предприятий должна быть разработана и программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил: например, у медицинских организаций (в соответствии с требованиями, изложенными в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58), у гостиниц (предъявляется при получении свидетельства о присвоении категории).
За отсутствие программы накажут
В действующем законодательстве нет отдельной статьи, по которой организацию или ее руководителя привлекли бы к ответственности, в случае если у них отсутствует план производственного контроля: после проверок Роспотребнадзор может выбрать одну или несколько «подходящих» статей КоАП РФ. Среди наиболее вероятных:
- п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ — допуск к трудовым обязанностям лиц, не прошедших медосмотр;
- ст. 6.3 КоАП РФ — нарушение требований по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан;
- ст. 6.4 КоАП РФ — несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм к эксплуатации помещений, зданий, объектов транспорта;
- ст. 6.5 КоАП РФ — невыполнение требований к воде;
- ст. 6.6 КоАП РФ — нарушение правил, установленных для организации питания населения;
- ст. 8.2 КоАП РФ — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических норм при обращении с отходами.
Штраф для организаций в большинстве из перечисленных статей не превышает 30 000 рублей. Но есть и альтернативное наказание — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое же наказание предусмотрено для ИП. Чтобы избежать штрафов и возможного закрытия предприятия, утвердите программу контроля за безопасностью условий труда.
Типовая программа производственного контроля на предприятии
Слесарь по КИПиА, юрисконсульт, техник, главный специалист по экономике и финансам, секретарь руководителя, ведущий экономист, экономист, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, бухгалтер, инженер-программист, слесарь-ремонтник, слесарь-сантехник, электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации, электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования, электромонтер канализационных сооружений связи, кабельщик-спайщик, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, электромонтер по ремонту и обслуживанию счетно-вычислительных машин.
Перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для человека и среды его обитания, в отношении которых необходимо организация лабораторных исследований и испытаний, с указанием точек, в которых осуществляется отбор анализов измерений и их периодичности:
Производственный фактор |
Место проведения |
Нормативная документация |
Периодичность исследований |
Шум | Рабочее место:1. Слесаря-ремонтника2. Оператора стиральных машин.3. Аппаратчика химической чистки.4. Гладильщика. | ГОСТ 12.1.003-86 «Методы измерения шума на рабочих местах», ГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности»,СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах» | Один раз в годГОСТ 12.1.003-83 «Шум. Общие требования безопасности» пункт 3.3Договор с ЛДЦ «Здоровье» |
Вибрация общая | Рабочее место:1. Оператора стиральных машин.2. Аппаратчика химической чистки.3. Гладильщика. | ГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования»,СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация» | Один раз в годГОСТ 12.1.012-90 «Вибрационная безопасность. Общие требования» пункт 6.9Договор с ЛДЦ «Здоровье» |
Образец программы производственного контроля на предприятии
Так называют метод организации контроля, относящегося к внутреннему типу. Сюда входит соблюдение санитарных правил, использование широкого спектра методов, включая лабораторно-инструментальные исследования.
Цель сопровождения — содействовать формированию высокой эффективности системы, включающей профилактические, противоэпидемические мероприятия. Параллельно с этим обеспечиваются безопасные условия ведения лечебно-диагностического процесса. Выявляются нарушения, согласовываются меры по их ликвидации.
Важно! Специалисты, отвечающие за сопровождение, руководствуется интересами, исходящими от юридических лиц и интересами индивидуальных предпринимателей.
Сам план контроля обозначен в приложении 20 к СанПиНу 2.1.3.2630–10.
Санитарно-бактериологические исследования контролируются с упором на МУК 4.2.2942–11. Составляя программу производственного контроля, учитывают положения СанПиН 2.1.7.2790–10, имеющие отношение к обращению с отходами медицинского характера. Также учитывают свод правил (СП) 3.1.3263–15 и СанПиН 3.2.3215–14.
Важно! Все данные нормативные акты являются основополагающими для проведения контроля за дезинфекционными и стерилизационными мероприятиями.
В перечень лиц, несущих ответственность за реализацией производственного контроля в медицинских организациях, включены следующие лица:
- руководители медицинских организаций;
- врачи-эпидемиологи, их помощники;
- главные медицинские сестры;
- заведующие микробиологическими лабораториями;
- заместители по хозяйственной части;
- инженеры по ОТ и ТБ.
Особая актуальность в производственном контроле всегда ощущается в лечебно-профилактических организациях. Соблюдение производственного контроля в ЛПУ характеризуется повышенным уровнем строгости. Здесь он — неотъемлемая часть проводимых мероприятий, направленных на защиту пациентов, персонала от негативных проявлений, какими в частности могут стать внутрибольничные инфекции.
Существуют два вида контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется территориальными управлениями, территориальными органами Роспотребнадзора как плановый ― два раза в три года либо как внеочередной (внеплановый) ― по эпидемиологическим показаниям, по жалобам, по чрезвычайным ситуациям, по проверке предписаний, по постановлениям судебных органов и органов прокуратуры. Внутренний контроль (производственный) может быть как визуальным, так и лабораторно-инструментальным.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012; далее ― Федеральный закон № 52-ФЗ) юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;
- осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний;
- своевременно информировать учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об аварийных ситуациях, нарушении технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Практически все положения ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрены планом производственного контроля. В Письме Роспотребнадзора от 13.04.2009 № 01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» был предложен план лабораторно-инструментальных исследований по производственному контролю для многопрофильного стационара — так называемый базовый план. На его основе можно разработать планы лабораторно-инструментальных исследований по производственному контролю для ЛПО практически любого профиля.
В указанном Письме перечислены организации, в которых не требуется выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках программы производственного контроля. Это медицинские и фармацевтические организации без парентеральных вмешательств, без использования медицинского инструментария и оборудования, без применения лечебно-диагностических приборов, являющихся источниками ионизирующего и неионизирующего излучения, и, наконец, не осуществляющие работы с микроорганизмами 1−4 групп патогенности.
Производственный контроль заключается в проведении инструментальных и лабораторных тестов, которые выявляют несоответствие реальных факторов производства утвержденным на законодательном уровне. К основным проблемам относят избыточное действие физических факторов, превышение предела предельно допустимой конструкции определенных веществ.
Разработка плана производственного контроля требуется для следующих объектов:
- общественных помещений и производственных комплексов, включая отдельные помещения;
- технологических процессов и специализированного оборудования;
- рабочих мест сотрудников, ответственных за изготовление продукции или оказание соответствующих услуг;
- компаний, работающих в пределах санитарно-защитных зон;
- транспортных предприятий;
- анализ полуфабрикатов, сырья, готовой продукции;
- проверка отходов производственных предприятий.
Обратите внимание! Согласно ст. 6.3 КоАП РФ, устанавливается ответственность за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Поэтому нужно своевременно готовить документы, проводить анализ программы производственного контроля на эффективность.
Предполагается, что предприятие самостоятельно проводит необходимые мероприятия по текущему состоянию объекта. Правильно проведенное исследование и подготовленная документация позволяет опираться на рекомендации экспертов, действовать в рамках нормативных требований.
Программа производственного контроля должна составляться с учетом действующих методик и санитарных правил, предоставляемых работ или производимых изделий. Во многом именно специфика деятельности позволяет подготовить подходящую документацию для организации. Эксперты учитывают как произошедшие, так и потенциальные аварии, которые могут произойти при нарушениях санитарных стандартов. Учитываются профилактические меры, которые исключают опасность и для здоровья людей, и для окружающей среды.
Что учитывает программа контроля
Типовая программа производственного контроля, согласно разделу 3 Санитарных правил СП 1.1.1058-01, учитывает основные сведения о предприятии, определяющие особенности его работы, а, следовательно, методики и значимые показатели для проверки. Документ составляется в свободной форме, но обязательно включает в себя следующие перечни:
- официально изданных санитарных правил и методов проверки;
- ответственных за осуществление проверки должностных лиц;
- потенциально опасных химических, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля;
- должностей, в обязательном порядке проходящих медосмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию;
- потенциально опасных видов производимой продукции, а также работ и услуг, осуществляемых на предприятии;
- критерии безопасности, безвредности факторов производства и мероприятия по их обоснованию;
- форм учета и отчетности в соответствии с действующим законодательством.
Что такое производственный контроль?
Перед тем, как переходить к описанию документа, важно понимать, что именно он регулирует. Производственный контроль направлен на то, чтобы на ранних этапах выявить и устранить любые санитарно-эпидемиологические угрозы не только для сотрудников предприятия, но и для граждан в целом. Он должен включать в себя ряд мероприятий, которые могут не допустить потенциально опасных ситуаций или, если возникла необходимость, свести к минимуму негативные последствия. В документе также содержатся данные о лицах, ответственных за их реализацию.
Мероприятия, которые входят в производственный контроль, указаны в СП 1.1.1058-01.
Согласно этому документу предприятие обязано:
- проводить исследования в лаборатории и испытания сырья, материалов и технологий производства, а также готового продукта;
- обеспечить гигиеническую подготовку и медицинское обследование персонала;
- наладить контроль качества сырья, продукции и производственных процессов;
- организовать предоставление данных о санитарно-эпидемиологической обстановке сотрудникам, государственным органам, населению.
Кроме перечисленных пунктов работодатель также обязан вести учет и готовить отчетность по принятым мерам.
Законом также установлен перечень объектов, в отношении которых необходим контроль. К ним относятся:
- здания;
- помещения общего пользования;
- транспортные средства;
- технологическое оборудование и процессы;
- рабочие места;
- сырье на всех этапах обработки и готовая продукция;
- отходы.
Как мы уже отметили, разработка документа — обязанность работодателя. При этом далеко не все люди, открывающие собственный бизнес, имеют познания в области юриспруденции, экологии, санитарии. Соответственно, в большинстве случаев для разработки ППК применяются следующие методы:
- Использование типовой программы. Такие документы обычно размещаются на сайте Роспотребнадзора по конкретному региону. Типовая программа составляется для конкретной отрасли и содержит все необходимые данные.Плюсы: нет необходимости разрабатывать ППК самостоятельно или привлекать специалистов, соответственно нет временных и финансовых затрат.Минусы: в типовых программах не учитывается специфика предприятия и уникальные процессы, которые на нем применяются. Соответственно, многие моменты можно упустить из виду и получить предупреждение в ходе проверок.
- Составление программы с помощью специалистов Роспотребнадзора. Сотрудники этого органа проходят специальную подготовку и могут составить ППК с учетом специфики вашего предприятия.Плюсы: на выходе вы получаете готовую программу, разработанную специально для вашей компании и содержащую все необходимые положения.Минусы: специалисты Роспотребнадзора обычно загружены работой, поэтому ждать своей очереди можно достаточно долго.
- Привлечение специализированных компаний. Они содержат штат сотрудников, прошедших необходимое обучение. ППК составляется с учетом всех индивидуальных особенностей вашего бизнеса.Плюсы: на выходе вы получаете готовый персонализированный документ. При этом работа проводится на договорной основе в достаточно сжатые сроки.Минусы: перед заказом услуги необходимо найти подрядчика, который обладает необходимой компетенцией, выполняет работу в необходимый промежуток времени и предлагает выгодные цены.