Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О бесплатной юридической помощи». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
№ п/п. | Проблема системы социального обслуживания | Причина возникновения проблемы |
1 | Недостаточное финансирование |
|
2 | Плохо развития нормативно-правовая база | Недостаток унификации документации на законодательном уровне. |
3 | Недостаток профессиональных кадров |
|
4 | Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) | Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания. |
Лица, обладающие правами на получение социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие разновидности помощи:
№ п/п. | Общий перечень социальных услуг | Дополнительные услуги лицам, не имеющим возможности обслуживать себя самостоятельно |
1 | Приготовление пищи, покупка продуктов по поручению пользователя услуг, уборка в квартире/доме, организация досуга. | Помощь в проведении гигиенических процедур, медицинских манипуляций. |
2 | Доставка питьевой/технической воды, обеспечение дровами для растопки печи при наличии печного отопления. | Сопровождение до лечебных учреждений, бюро медико-социальной экспертизы |
3 | Стирка белья, обустройство жилого помещения, организация быта. | Психологическая поддержка, оказание помощи в заполнении документов, помощь в получении специализированной юридической помощи. |
4 | Помощь в расчете коммунальных платежей и в оплате ЖКУ | Содействие в оформлении пребывания в стационаре, санатории |
5 | Сопровождение до больницы, органов социальной защиты населения, Пенсионного Фонда, магазина, места прогулки, санаторно-курортного учреждения и т.д. | Содействие в получении среднего/высшего образования (инвалидам) |
Согласно законодательству, на соцобслуживание претендуют граждане, входящие в две категории:
- люди, возраст которых выше черты престарелости (от 80 лет для граждан России);
- лица, имеющие подтвержденную справку о наличии серьезной болезни.
Подтвердить инвалидность сложнее. Для этого гражданин должен пройти экспертизу, где будут учтены следующие обстоятельства:
- у обратившегося имеются стойкие проблемы, причиной которых стали полученные увечья, а также различные дефекты (врожденные или приобретенные);
- обратившийся потерял навыки обслуживания самого себя и самоконтроля, не может передвигаться, общаться или вести трудовую деятельность;
- человек нуждается в реабилитационных мерах и социальной защите.
Органы власти могут обеспечить поддержку, как инвалидам, так и людям пожилого возраста. Главный критерий – трудности в своем самостоятельном обеспечении.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Важно! Для подачи заявления на получение социальных услуг на дому необходимо обратиться в региональное отделение органов социальной защиты населения.
Прежде чем заявка на получение помощи будет одобрена, сотрудники социальной службы должны проверить документы, чтобы оценить степень нуждаемости гражданина в получении помощи социального работника (поскольку желающих достаточно много, а ресурсов обычно недостаточно), проверить условия проживания обратившегося человека. Законом предусмотрены следующие случаи, когда в социальном обслуживании заявителю могут отказать:
- Если имеются противопоказания к социальной помощи. Здесь имеется в виду наличие факторов, которые могли бы поставить под угрозу жизнь и здоровье социального работника:
- наличие тяжелых психических отклонений,
- наркотическая зависимость,
- алкогольная зависимость,
- прием психотропных препаратов,
- наличие карантинных болезней,
- наличие тяжелых инфекционных патологий;
- наличие открытой формы туберкулеза;
- наличие любых заболеваний, требующих специализированного лечения.
- Обращение заявителя в УСЗН в нетрезвом или неадекватном состоянии.
- Высокая занятость организации, отсутствие свободных социальных работников.
- Заявитель является лицом без определенного места жительства.
В современном законодательстве РФ существует несколько законов, контролирующих предоставление социальной помощи старикам и инвалидам.
Речь, в частности, идет о таких законодательных актах, как:
-
Указ Президента РФ № 2063 от 25 декабря 2000 года «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения».
-
Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (последняя редакция).
Для получения помощи на дому пенсионер заполняет заявление определенной формы, предоставленной работником центра социального обслуживания населения.
Затем старик собирает пакет документов, а именно необходимо предоставить:
-
оригинал и копию паспорта заявителя;
-
документ, подтверждающий право заявителя на получение социальной помощи (удостоверение инвалида и т. д.);
-
доверенность, если оформлением социальной помощи пожилым людям на дому занимается третье лицо или близкий родственник нуждающегося в государственной поддержке;
-
выписку из паспортного стола о прописке по месту жительства;
-
медицинскую справку о состоянии здоровья, заверенную главврачом, и программу реабилитации (при необходимости);
-
, если нуждающийся в социальной помощи пенсионер дополнительно к пенсии получает доходы, с которых платит налоги.
Нуждающийся в социальной помощи подает стандартное заявление, в составлении которого ему помогает социальный работник. К заявлению пожилой человек прилагает следующие документы:
- копию паспорта (для ее сверки нужен оригинал);
- справку о прописке, выданную Федеральной службой миграции, либо свидетельство о жилищной собственности;
- подтверждение размера доходов (исключая пенсию);
- справку о получаемых льготах;
- документ подтверждающий, что пожилой человек является участником или инвалидом ВОВ;
- справка о том, что человек признан инвалидом;
- для людей с ограниченными возможностями нужны данные из медицинского учреждения о необходимости реабилитации;
- прочее.
Доверенный представитель пожилого человека подает доверенность (первый экземпляр). К тому же нужно будет документально подтвердить родственные связи (например, дети должны предоставить свидетельство о рождении).
Совет: данные о размере пенсии государственный орган запросит сам. В качестве дополнительных доходов могут выступать:
- заработная плата (если пенсионер работает);
- доход от сдачи имущества в аренду;
- авторский гонорар и т. д.
Организацией работы по социальному обслуживанию на местах для граждан пожилого возраста и инвалидов занимается Центр соцобслуживания населения. Необходимые услуги могут предоставляться на месте, в самом органе или же дома у нуждающегося.
Закон закрепил, что получателем соцуслуг может стать лицо, чьи условия жизни ухудшились в силу определённых обстоятельств. Например, из-за:
- наличия детей-инвалидов;
- получения инвалидности;
- отсутствия места для проживания;
- утраты дееспособности;
- невозможности обслуживать себя самостоятельно;
- проблем с социальной адаптацией;
- внутрисемейных конфликтов;
- тяжёлых заболеваний;
- отсутствия работы и денежных средств.
Независимо от основания, на котором запрашивается помощь, назначить её могут только по решению органов соцзащиты населения. Оказывается же она в муниципальных учреждениях или частных организациях, с которыми был заключён договор.
Цель
социального обслуживания на дому — улучшить условия жизни клиента при сохранении привычной среды, места проживания человека. Потому
результатом
таких услуг будет улучшение условий жизни человека, обратившегося за услугами.
Чаще всего социальные работники, приходящие в дом, решают такие задачи
, как:
— приобретение продуктов питания и товаров первой необходимости,
— оплата жилищно-коммунальных услуг,
— приобретение лекарств по рецепту в аптеке,
— помощь в написании писем и заявлений,
— уборка жилья,
— в сельских районах – помощь на приусадебном участке,
— другие.
Если социальный работник считает, что для решения конкретной задачи необходима помощь профильного специалиста, например, юриста, он обращается за консультацией к специалистам ЦСО.
1. Основной целью надомного социального обслуживания является улучшение качества жизни человека.
2. Социальное обслуживание на дому не вырывает человека из привычной среды, помогая сохранить психологический комфорт.
3. Основные преимущества получения услуг на дому:
— время предоставления услуг удобное обеим сторонам;
— не нужно никуда ехать;
— широкий перечень услуг;
— не нужно приспосабливаться к новому месту, распорядку, персоналу;
— контакт только с одним постоянным социальным работником.
4. Сверх бесплатных услуг в договоре можно оформить дополнительные платные услуги.
Право на обслуживание в отделении социального обслуживания на дому имеют граждане пожилого возраста (женщины, достигшие 55 лет, мужчины — 60 лет), инвалиды, нуждающиеся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию при отсутствии заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к социальному обслуживанию на дому.
Социальное обслуживание на дому предоставляется одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам; одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам, чьи родственники в силу объективных обстоятельств не могут осуществлять за ними уход.
Социальное обслуживание на дому предоставляется бесплатно.
Документы, необходимые для принятия на социальное обслуживание на дому:
— письменное заявление гражданина на имя директора МБУ КЦСОН;
— документ, удостоверяющий личность гражданина;
— заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к принятию на обслуживание на дому;
— справка, выдаваемая органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или оформленная управлением социальной защиты населения администрации района по данным программного комплекса «Надежда», о размере получаемой пенсии;
— документ о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством;
— справка органа местного самоуправления или жилищно-эксплуатационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;
— справки с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах на каждого совместно проживающего члена семьи (родственника).
При поступлении заявления гражданина проводится обследование условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт.
Гражданам, состоящим на учете в отделениях социального обслуживания на дому, предоставляются следующие виды услуг:
— услуги по организации питания, быта и досуга:
— социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги;
— услуги по содействию в получении образования;
— правовые услуги.
Граждане, отвечающие требованиям закона, предъявляемым к получателям социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие виды помощи:
- сопровождение до мест отдыха, санаториев, лечебных учреждений, государственных и муниципальных учреждений;
- помощь в оплате коммунальных услуг;
- помощь в организации быта, обустройстве жилья, в проведении косметического ремонта, стирке вещей, уборке дома;
- доставка воды, топка печи (при проживании льготника в частном доме без центрального водоснабжения и отопления);
- приготовление еды, организация быта и досуга, поход в магазин за продуктами и в аптеку.
Если человек не может самостоятельно обслуживать себя, социальный работник должен помощь. Также могут быть предоставлены следующие услуги в зависимости от состояния здоровья гражданина:
- совместные походы в поликлиники;
- психологическая поддержка, содействие в санаторно-курортном лечении, госпитализации и уходе в условиях стационара;
- помощь в проведении социальной и медицинской реабилитации, в прохождении МСЭ;
- содействие в получении медицинских услуг;
- осуществление медицинских процедур и манипуляций, гигиенических процедур;
- помощь в оформлении документов;
- правовые и юридические услуги;
- помощь в получении среднего и высшего образования (людям с ограниченными возможностями).
Нуждающийся в социальной помощи подает стандартное заявление, в составлении которого ему помогает социальный работник. К заявлению пожилой человек прилагает следующие документы:
- копию паспорта (для ее сверки нужен оригинал);
- справку о прописке, выданную Федеральной службой миграции, либо свидетельство о жилищной собственности;
- подтверждение размера доходов (исключая пенсию);
- справку о получаемых льготах;
- документ подтверждающий, что пожилой человек является участником или инвалидом ВОВ;
- справка о том, что человек признан инвалидом;
- для людей с ограниченными возможностями нужны данные из медицинского учреждения о необходимости реабилитации;
- прочее.
Доверенный представитель пожилого человека подает доверенность (первый экземпляр). К тому же нужно будет документально подтвердить родственные связи (например, дети должны предоставить свидетельство о рождении).
Совет: данные о размере пенсии государственный орган запросит сам. В качестве дополнительных доходов могут выступать:
- заработная плата (если пенсионер работает);
- доход от сдачи имущества в аренду;
- авторский гонорар и т. д.
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г.
N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в дальнейшем по тексту — Федеральный закон N 442-ФЗ) путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
- Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
- Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании осуществляется при наличии обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, согласно статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.
- Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
- Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
- Перечень надомных социальных услуг устанавливается договором о предоставлении социальных услуг и может включать:
- Организацию питания, включая доставку продуктов на дом.
- Помощь в приобретении лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости.
- Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские организации.
- Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями.
- Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг.
- Содействие в организации ритуальных услуг.
При обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг может включено содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Кроме этого гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты:
- наблюдение за состоянием здоровья;
- оказание экстренной доврачебной помощи;
- выполнение медицинских процедур;
- оказание санитарно-гигиенических услуг;
- кормление ослабленных больных;
- проведение санитарно-просветительной работы.
Порядок социального обслуживания на дому определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.