Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация «Травма ребенка в детском саду. Действия сотрудников ДОУ»». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как правило, по поводу незначительных травм родители к администрации сада не обращаются, да и воспитатели не делают «из мухи слона» — дети есть дети. На случай серьезных повреждений существует конкретный алгоритм действий, закрепленный приказом организации, с которым каждый воспитатель ознакамливается под роспись.
Как действовать воспитателю
В случае, если ребенок получил травму, находясь в группе детского сада, воспитатель обязан:
- Оказать первую помощь в зависимости от характера травмы.
Если это простая царапина, достаточно будет обработать ранку антисептиком и заклеить пластырем. Но иногда может потребоваться отвести малыша к медсестре, вызвать скорую или даже доставить ребенка в больницу.
- Исключить повтор инцидента с другими детьми.
Например, отобрать у ребят травмирующий предмет, погасить конфликт, увести детей с площадки, на которой что-то неисправно.
- Зафиксировать обстановку на момент происшествия.
Важно сделать фотографии или снять видео на случай административного разбирательства. Так педагог страхует себя от рисков и проясняет произошедшее для всех заинтересованных лиц.
«Для воспитателя лучше всего зафиксировать текущую обстановку, чтобы ни у руководства образовательной организации, ни у родителей впоследствии не возникло дополнительных вопросов», — советует Ольга Крылова.
Требуется сообщить о произошедшем руководителю организации, который, в свою очередь, должен:
- проинформировать о случившемся родителей и учредителей (если сад частный);
- принять меры к устранению причин, вызвавших травму: засыпать яму на площадке, починить сломанную кровать;
- обеспечить расследование причин несчастного случая и оформление его материалов, если травма серьезная.
Охрана жизни и здоровья воспитанников – одна из главных задач администрации, педагогического коллектива и других работников ДОУ. Основная обязанность возложена на воспитателя, ведь именно с ним дети находятся большую часть времени.
Жизнь дошкольника зависит о своевременных действий педагога, ведь именно он обязан оказать первую помощь пострадавшему. Зачастую педагог не владеет информацией как поступать в том или ином случае, полагается на медицинского работника. Бывает, что медсестры нет на рабочем месте или вообще в штатном расписании. В таком случае необходимо четко разобраться, где зона ответственности воспитателя и как ему действовать.
Вправе ли воспитатель оказывать первую помощь ребенку?
Цель первой помощи – спасти пострадавшего, то есть устранить угрозу его жизни, предупредить дальнейшие повреждения и возможные осложнения.
Каждый россиянин имеет право оказать первую помощь пострадавшему в экстренной ситуации, но при наличии у него специальной подготовки и (или) навыков. Если человек этого сделать не может, он должен вызвать скорую медицинскую помощь, это тоже относится к мероприятиям первой помощи. Следовательно, воспитатель вправе оказывать первую помощь, но при наличии у него соответствующей подготовки.
Специальную подготовку педагогам организовывает работодатель за счет своих средств. Порядок, форму и оформление результатов обучения определяет работодатель. Обучаться педагог должен один раз в три года.
Согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья детей обеспечивается в т ч. обучением педагогических работников правилам оказания первой помощи.
В тоже время, следует помнить, что, находясь на рабочем месте, педагог обязан оказывать первую помощь пострадавшим детям. Эта обязанность педагога прописывается в локальных нормативных актах ДОУ: должностных инструкциях, приказах руководителя, инструкциях по охране труда и иных документах, с которыми педагоги должны быть ознакомлены.
Алгоритм действий педагога:
1. Осмотрите место происшествия и обеспечьте безопасные условия для оказания первой помощи пострадавшему ребенку (например, отключите электричество, если ребенок попал под действие электрического тока, переместите пострадавшего с проезжей части на тротуар или обочину).
2. Проверьте признаки сознания у ребенка (отвечает на вопрос, обращенный к нему, реагирует на прикосновение), при их отсутствии – определите, дышит ли ребенок.
3. При отсутствии дыхания вызовите скорую медицинскую помощь по телефонам 103/112 и приступите к сердечно-легочной реанимации (выполните по очереди 30 надавливаний на грудную клетку и 2 вдоха искусственного дыхания) до появления признаков жизни или до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
4. Если ребенок без сознания, но дышит, чтобы обеспечить проходимость дыхательных путей, придайте ему устойчивое боковое положение (поворот в указанное положение производится без применения дополнительных приспособлений).
5. Если ребенок в сознании, проведите обзорный и подробный осмотры на предмет возможного кровотечения, травм и прочих состояний, которые требуют оказания первой помощи. Затем вызовите скорую медицинскую помощь, если не сделали этого ранее, и выполните необходимые действия: например, остановите кровотечение, наложите повязки и т. д.
6. Обеспечьте оптимальное положение тела пострадавшего, наблюдайте за ребенком и поддерживайте его психологически до приезда скорой медицинской помощи. Когда бригада приедет, передайте ей ребенка.
Педагог не обязан принимать решение о применении лекарств и обрабатывать рану.
Решение о применении медикаментов принимает врач или фельдшер. Воспитатель может только помочь ребенку принять лекарство, которое ранее назначил врач.
Обработка ран – дело хирурга, т. к. при осмотре ребенка может потребоваться остановка кровотечения, зашивание раны и прочие хирургические действия. Что же касается поверхностных ссадин, то они не представляют угрозы для жизни и здоровья ребенка даже без их обработки.
План действий при травме
Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:
- первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
- пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
- уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.
В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.
Правовые основы действий воспитателя и руководителя при травме ребенка в ДОУ
Было бы логичным, чтобы порядок действий сотрудников образовательных организаций при травме ребенка регулировался отдельным нормативным актом. Министерство образования РФ уже несколько лет работает над этим вопросом. В настоящее время рассматривается проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (номер ID 01/02/05-17/00066772). Но учитывая, что данный документ пока не утвержден, Минобрнауки РФ порекомендовал сотрудникам образовательных организаций руководствоваться нормами трудового законодательства – ст.ст. 227-231 ТК РФ (Письмо Минобрнауки РФ от 26.02.2016 года № 12-ПГ-МОН-3527).
Если ребенок получил травму в детском саду, то сотрудникам необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:
- ст.41 ФЗ об образовании – Охрана здоровья обучающихся;
- ст. 31 ФЗ об основах охраны здоровья граждан – о первой помощи;
- ст.ст.227-231 ТК РФ – расследование и учет несчастных случаев;
- Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 N 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам».
Также внутри самой образовательной организации должен быть утвержден порядок, алгоритм действий сотрудников, если ребенок получил травму в детском саду.
План действий при травме
Если вы все же не поддались сильным эмоциям – нужно действовать разумно, по плану. В целом в подобных заведениях всегда есть инструкции на случай травм детей и других происшествий. Выглядит все примерно так:
- первым делом ребенка с травмой должны отвести к медсестре, которая оказывает первую помощь. Если ее не оказалось на месте, тогда помочь ребенку должен воспитатель или другой компетентный сотрудник сада. Важно одно – первая помощь всегда должна быть оказана, особенно если ребенок далее нуждается во врачебном вмешательстве;
- пока медсестра занимается ребенком, воспитатель или другой сотрудник детского сада должны сообщить родителям о произошедшем. Вызываются родители, а при необходимости и скорая помощь. Сами же сотрудники без ведома и разрешения родителей не могут заниматься транспортировкой ребенка в больницу или просто в травмпункт;
- уже в больнице или травмпункте медработники оказывают надлежащую помощь ребенку, а при необходимости отправляют его на прием к нужному врачу.
В случае очень серьезной травмы может потребоваться хирургическое вмешательство, но все это проводится исключительно под контролем родителей. Будут ли при этом присутствовать представители детского сада – решать только родителям, при желании они могут отказаться от этого или потребовать подобное.
Действия со стороны детского сада
Естественно, пока с ребенком все это происходит, сотрудники детского сада не должны просто о нем забывать. На такой случай у них должен быть свой протокол, по которому они действуют исключительно внутри своего коллектива. Часто все происходит так:
- воспитатель, связанный с произошедшим ЧП, должен написать объяснительную руководству детского сада, в которой подробно опишет свой взгляд на ситуацию;
- в случае серьезной травмы ситуация может быть передана на расследование специальной комиссией;
- о произошедшем уведомляется местный отдел образования. Те, в свою очередь, сообщают своему руководству, которое отчитывает всех, кто находится ниже него, причем больше всех обычно достается именно заведующей детского сада;
- в случае необходимости, проводится дисциплинарное или финансовое наказание виновного. Речь идет о выговоре, штрафе или увольнении.
Травма ребенка в детском саду
Любой родитель, чей ребёнок посещает детский сад, нервно переживает о том, каково пребывание ребёнка в саду: какие отношения со сверстниками, какое отношение к нему воспитателей, и как ведёт себя сам ребёнок. Кто-то кого-то толкнул, кто-то кого-то ударил, кто-то кого-то регулярно обижает – такие рассказы часто приходится слышать родителям от своих детей. Но не каждый хочет знать, как ведёт себя его собственный ребёнок. Ведь дурной пример очень заразителен, однако мы до последнего хотим верить в то, что уж мой-то ребёнок точно не может сделать ничего плохого.
Конечно, во многом поведение ребёнка зависит от родительского воспитания. Но поскольку большую часть времени дети проводят в детском саду, то влияния воспитателей и других детей ребёнку не избежать. И хорошо, если влияние это положительное, что бывает, в наше время, крайне редко.
Травма ребенка в детском саду
Детство не бывает без синяков. И «домашние дети» всегда найдут обо что удариться или споткнуться, что уж говорить о «детсадовских». Да это и нормально. Все мы учимся на ошибках. Один раз полученный синяк в следующий раз заставит задуматься. Однако синяки синяками, а серьёзная травма – это уже недосмотр воспитателя. И сколько таких случаев остаются безнаказанными. Кто-то не хочет портить отношения с «детским садом», кто-то сочувственно относится к виноватому педагогу, мол, да ладно, человек и так переживает из-за случившегося, а кто-то просто не знает, что предпринять в такой ситуации.
Между тем, страдает ваш ребёнок, и никак не меньше, чем тот воспитатель, который за ним не доглядел, потому что страдает он физически; страдает ваш кошелёк, потому что не всякое лечение бывает бесплатным; и люди привыкают к тому, что им всё сходит с рук, а потому будут ещё травмы, и, возможно, снова у вашего же ребёнка.
Как же поступить если ваш ребёнок получил травму в детском саду?!
Для начала объективно оценить ситуацию: тяжесть травмы, действия педагогов в сложившейся ситуации, возможные последствия травмы и вашего обращения в соответствующие органы в связи с несчастным случаем. Ведь если случай не смертельный, то стоит ли вставать в позу и портить жизнь педагогу. Конечно, отговорки воспитателей «детей много, за каждым не уследишь» — не аргумент, взялся за гуж, как говорится, делай свою работу на 100 %. Но случиться неприятность может с каждым.
Моя дочь в яслях разбила губу, наложили швы. Воспитательница очень переживала и сильно извинялась. Я подписала в травмпункте отказ от претензий к детскому саду, потому что незадолго до этого мой ребёнок также разбил себе губу в присутствии троих взрослых родственников, стоящих рядом с ней.
Зная своего ребёнка, можно сразу предположить тяжесть вины взрослого, не досмотревшего за ним. Кроме того, принимайте в расчёт профессиональные качества педагога, следует отличать оплошность от халатности.
Если же случай серьёзный, и налицо беспечность сотрудников детского сада, то простым извинением здесь не обойтись. Более того, многие «сады» даже не спешат извиняться, наоборот, всеми правдами и неправдами отстаивают честь своего коллектива, отрицая свою вину, чем провоцируют многих родителей пуститься во все тяжкие расследования несчастного случая, даже если травма – шишка на лбу.
Для того, чтобы избежать в дальнейшем недопонимания с сотрудниками сада, выясните у заведующей, какие действия должны предпринять воспитатели при несчастном случае. В каждом саду должен быть разработан документ, регламентирующий такие действия, и все воспитатели обязаны действовать в соответствии с ним.
В идеале, когда происходит травма или несчастный случай, всё должно быть примерно так:
— медсестра оказывает доврачебную помощь, при её отсутствии – воспитатель, заведующая, иные сотрудники сада;
— о случившемся немедленно сообщается родителям с их одновременным вызовом в сад, а также вызывается скорая помощь. Без разрешения родителей сотрудники не вправе везти ребёнка в травмпункт. Если родители самостоятельно везут ребёнка в травмпункт, они решают, необходимо ли присутствие работников сада;
— в травмпункте ребёнку оказывается медицинская помощь, даётся направление к участковому хирургу, а дальше стандартная процедура прохождения лечения и медицинского наблюдения. Кроме этого, в травмпункте вам должны предложить подписать отказ от претензий к детскому саду. Если вы отказываетесь подписывать отказ, то медучреждение обязано направить сведения о несчастном случае в полицию, которая, в свою очередь, должна провести проверку и решить вопрос о возбуждении уголовного или административного дела.
- Пренебрежение физическими потребностями – когда ребенка недостаточно кормят, часто оставляют голодным, не одевают или одевают несоответственно погоде, когда ребенок проживает в антисанитарных условиях.
- Пренебрежение медицинской помощью — отсутствие ухода за больным ребенком, когда ребенка не лечат, постоянно забывают давать лекарства, не могут организовать вакцинацию, не обеспечивают условий для оказания медицинской помощи.
- Недостаточный контроль – оставление ребенка без присмотра, приводящее к высокому риску несчастного случая, частое оставление ребенка на попечение посторонних лиц из – за нежелания родителя заботиться о ребенке, случаи проживания родителей или законных представителей отдельно от ребенка в течение длительного времени.
- Нахождение ребенка в опасной или вредной для него среде – от экологической обстановки до оставления его в асоциальной среде.
- Пренебрежение эмоциональными потребностями ребенка в любви и внимании.
- Пренебрежение потребностями в образовании и обучении – когда родители не обеспечивают условий для посещения ребенком ДОУ, допускают пропуски занятий в ДОУ без уважительных причин.
- Употребление матерью во время беременности и кормления алкоголя или наркотиков.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Беседы:
|
В течение учебного года |
Воспитатели |
2. |
Изучение «Конвенции о правах ребёнка», «Декларации прав ребенка» |
В течение учебного года |
Ст. воспитатель |
3. |
Беседы с воспитанниками с целью выявления случаев жестокого обращения. |
Апрель |
Воспитатели |
4. |
Конкурс рисунков «Моя дружная семья» |
Май |
Ст. воспитатель |
Причины травмирования дошкольников
Основной причиной несчастных случаев у дошкольников является недосмотр взрослых.
Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины получения травм.
Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.
Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши… Встречались случаи, когда врачи извлекали из верхних дыхательных путей ребёнка мелкие игрушки и их части, входившие в комплект комбинированных «сладких подарков».
Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. Дошкольники, в отличие от детей раннего возраста, в основном получают травмы на открытом воздухе в игровых ситуациях.
Профилактика травматизма
В грудном возрасте (1,2%): В этом возрасте в основном имеют место бытовые травмы. Ожоги в 35%, переломы в 14% случаев. Единственной причиной всех повреждений в данном возрасте является невнимательность взрослых.
В возрасте 1-3 года (10,1%): В этом возрасте возрастает активность ребенка. Он начинает проявлять инициативу и любознательность. В связи с эти увеличивается опасность ожогов (63,2%), электротравм, химических ожогов пищевода, и др. Одной из наиболее частых травм в этом возрасте является подвывих головки лучевой кости. Он возникает, когда взрослые резко тянут за руку ребенка при падении или поднимании упавшего.
В дошкольном возрасте (28,5%): Бытовые травмы у 3-7 летних детей имеют место в 51% случаев. В основном это ожоги, ушибы, переломы, ранения острыми предметами, падения с высоты (в 10% летальный исход). Профилактика ожогов и других травм в этом и в преддошкольном возрасте заключается: в недопущении опрокидывания горячих предметов, тарелок и чашек с горячими жидкостями (на время убрать из обихода скатерти и салфетки); необходимости с осторожностью переносить посуду с горячими жидкостями в местах, где могут внезапно появиться дети; в запрещении нахождения на кухне при приготовлении пищи; в тщательном хранении (в недоступных для детей местах) спичек и едких жидкостей; в постоянном, неусыпном внимании при купании детей; в хорошем освещении мест общего пользования; в создании условий для невозможности забраться на подоконник окна или высокие предметы мебели для ребенка; быть внимательным, когда ребенок качается на качелях; застекленные проемы дверей на время дополнительно укрепить скотчем; электророзетки закрыть заглушками; острые углы мебели закрыть накладками.
В школьном возрасте (60%): В этом возрасте отмечается большое количество ожогов (36,8%). Но появляются специфические виды травм: спортивные, уличные и автотравмы. В профилактике спортивного травматизма основные моменты состоят в наличии постоянного педагогического контроля и дисциплины; неуклонного выполнения правил страховки; в строгой последовательности овладения различными навыками (в строгом соответствии навыков возрасту и физической форме ребенка); в недопущении перегрузки спортивных залов; в наличии комплектов защитной экипировки при занятиях скейтбордом, роликами, сноубордом, коньками и другими видами спорта сопряженными с риском повышенного травматизма. Отдельно следует остановиться на профилактике утопления и травмы «ныряльщика» (перелом шейного отдела позвоночника) – необходимо тщательно выбирать места для купания и ныряния и внимательно следить за детьми в это время.
Профилактика уличного травматизма базируется на постоянной воспитательной работе со школьниками, начиная с первых классов; в обучении детей навыкам безопасного передвижения по проезжей части; в планировании родителями безопасных маршрутов в школу и обратно.
Симптомы, появляющиеся вследствие укуса ядовитой змеи, могут быть:
Местными:
- две ранки в виде насечек
- жгучая боль в месте укуса
- быстро развившейся отек тканей в этой области
- точечные подкожные кровоизлияния
- лимфаденит
Общими:
- недомогание
- головокружение
- повышение температуры тела
- тошнота, рвота, понос
- резкая слабость
- обморок на фоне падения артериального давления, которое определяется в виде слабого, «нитевидного» пульса
Первая помощь:
- в первые 20 минут после укуса необходимо отсосать яд из раны (с использованием кровососущей банки или ртом при наличии полной уверенности в отсутствии ран во рту)
- при этом важно помнить, что ни в коем случае нельзя разрезать кожу в месте укуса, и накладывать жгут, прижигать и иссекать рану
- с целью ограничения движений в пострадавшей конечности необходимо ее обездвижить с помощью подручных средств (как при переломе)
- дать обильное питье, обеспечить покой
Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ
Конференция: Оздоровительно-профилактическая деятельность в ДОУ
Автор: Абозина Антонина Геннадьевна
Организация: МБДОУ детский сад № 11 «Радуга»
Населенный пункт: Республика Северная Осетия-Алания, г. Моздок
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одно из направлений деятельности нашего детского сада. Данное направление предполагает комплекс мер, воздействующих на организм ребенка с целью укрепления и сохранения здоровья, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализацию профилактических мероприятий.
Оздоровительно-профилактическая работа в ДОУ включает в себя следующие мероприятия:
1) систематический контроль за состоянием здоровья детей с целью последующей медико-психолого-педагогической коррекции нарушений и недостатков в работе со стороны администрации и специалистов ДОУ.
2) организация правильного сбалансированного питания с соблюдением в рационе возрастных норм потребности в белках, жирах и углеводах под контролем медицинской сестры, контроль за организацией питания детей, использование йодированной соли с целью профилактики йододефицита; ежедневная витаминизация третьего блюда витамином «С» под контролем медсестры; использование сырых овощей, соков, фруктов; соблюдение питьевого режима; гигиена приема пищи; индивидуальный подход к детям во время приема пищи.
3) Спланированная медико-педагогическая работа в течение года:
— контроль за соблюдением светового, теплового и воздушного режимов в детском саду со стороны медсестры, педагогов, администрации, правильной расстановки мебели, соблюдением режима дня;
— профилактика гриппа, инфекционных и вирусных заболеваний;
— методы неспецифической профилактики (витаминизация пищи, комплекс оздоровительных мероприятий);
— проведение просветительской работы среди родителей и сотрудников: консультации на темы: «С физкультурой дружить- грипп, простуду победить», «Профилактика гриппа- это не только лекарства», «Не болей, малыш», «Здоровье- всему голова», «Весна без авитоминоза», «Курс на исцеление», «А ты ешь витамины?», «Профилактика острых кишечных инфекций», , «Борьба с туберкулезом и его профилактика», «Оказание первой медицинской помощи при травмах», «Предупреждение травматизма в зимний период», , «Первая помощь при отравлениях», « Режим дня здорового ребенка и его значение для растущего организма» и другие;
— проведение закаливающих мероприятий:
— активное использование естественных природных факторов (воздуха, воды, солнца) в повышение функциональных возможностей организма, в условиях детского сада, в различные сезоны года;
— дневной сон при открытых форточках, фрамугах (весенне-летний период);
— обширное умывание (весенне-летний период);
— прогулки на свежем воздухе (в течение года);
— обливание ног (в летний оздоровительный сезон);
— солнечные ванны (летом);
— физкультура на улице (1 раз в неделю);
— гимнастика в кроватках (после дневного сна);
— босохождение после сна по ребристым доскам; дорожкам и другой неровной поверхности атрибутов нестандартного оборудования.
4) Проведение физкультурных, физкультурно-музыкальных развлечений для детей. Физкультурно-оздоровительная работа, проводимая инструктором по физической культуре и педагогами ДОУ, ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, перенесенных инфекционных заболеваний, эмоционального настроя и физической подготовленности на основе диагностики.
5) Поддержание в надлежащем виде физкультурного оборудования музыкально-физкультурного зала, спортивной и игровых площадок.
6) Пополнением фонда методической литературы и разработок по совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы с детьми для педагогов и родителей.
Заведующая детским садом осуществляет постоянный контроль за деятельностью медицинского персонала и педагогов ДОУ по снижению заболеваемости и улучшению состояния здоровья детей. Результаты целенаправленной работы коллектива отражаются в снижении уровня заболеваемости воспитанников.