Правовое регулирование обеспечения занятости населения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование обеспечения занятости населения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Денежные выплаты, которые идут из федерального бюджета от службы занятости, могут быть перечислены определенным категориям граждан. Материальная помощь назначается российским гражданам, которые утратили право на получение выплат по безработице из-за окончания срока. Сюда относятся безработные лица, которые обратились в службу занятости и были отправлены на курсы повышения квалификации либо для прохождения переподготовки по новой специальности.

Правовой статус безработного — трудовое право

В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.

Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:

  • до 16 лет;
  • пенсионеры;
  • зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
  • за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.

Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.

Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.

Понятие и оформление статуса безработного

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах занятости в поисках подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Исходя из данного определения, безработный гражданин обладает всеми этими признаками в своей совокупности.

Выделим эти признаки:

  • трудоспособный гражданин;
  • не имеет работы;
  • не имеет заработка;
  • зарегистрирован в органах занятости населения;
  • ищет работу;
  • готов приступить к работе.

При отсутствии одного из подобных признаков гражданин не может являться безработным. Таким образом, можно установить, что если трудоспособный гражданин имеет работу, но не имеет заработка (например, стажировка, практика), то такой гражданин уже не может признаваться безработным.

Для признания гражданина безработным соблюдается следующий порядок действий:

  • Обращение по месту постоянной регистрации (регистрации по месту жительства) в орган занятости населения. При себе иметь в наличии документы: паспорт, документы об образовании, квалификации, обучении, ученых степенях, ученых званиях, трудовая книжка (если таковая имеется), справка о среднем заработке, для инвалидов (естественно, рабочей группы) – ИПР.
  • Центр занятости направляет трудоспособного гражданина с соответствующим бланком в поисках подходящей работы.
  • Далее центры занятости направляют (в случае необходимости) запросы для подтверждения представленных сведений.
  • В случае признания трудоспособного гражданина безработным сведения о нём вносятся в специальный регистр.
  • В случае неудачного поиска работы со специальным пустым бланком трудоспособный гражданин признаётся безработным и ему устанавливается пособие по безработице.

Не признаётся безработным гражданин, который:

  • отказался от двух вариантов предложенной работы (в том числе при направлении его центром занятости в целях самостоятельного поиска работы с пустым бланком);
  • при двух отказах гражданина, впервые ищущего работу или ранее не работавшего от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы;
  • неявка в течение 10 дней без уважительной причины для постановки на регистрационный учет в качестве безработного;
  • неявка в установленный срок для принятия решения о признании безработным;
  • представление гражданином заведомо ложных сведений об отсутствии работы и заработка, а также иных недостоверных данных для признания безработным.

Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится

Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:

  • предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
  • наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
  • случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.

Особенности понятий подходящая и неподходящая работа

Так как с приобретением и сохранением правового статуса безработного тесно связаны такие понятия, как «подходящая работа» и «неподходящая работа», то следует уделить им особое внимание.

На основании ст.4 Закона «О занятости» в качестве подходящей выступает такая работа (сюда же относится и временная работа), которая отвечает профессиональной пригодности сотрудника, учитывая уровень его профессиональной подготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья, транспортную доступность рабочего места.

Определение 1

В качестве транспортной доступности выступает максимальная удаленность работы, которая подходит, от места жительства безработного, определяемая необходимым органом местного самоуправления, учитывая развитие сети общественного транспорта в данной локальности.

К примеру, на основании постановления Администрации г. Волжского Волгоградской области определены ряд требований к транспортной доступности рабочего места для ряда граждан, которые зарегистрированы в Центре занятости населения для того, чтобы найти подходящую работу, или для ряда безработных.

В состав статуса безработного входят права и обязанности, ответственность за некорректное исполнение или неисполнение обязанностей, а также ряд социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством для того, чтобы предоставить безработному гражданину возможности на реализацию предоставленных прав.

В Законе «О занятости» закреплена обширная область прав граждан, которые признаны в установленном порядке как безработные. Данные права допустимо разделить на две группы. Речь идет о правомочиях, которые направлены на осуществление прав свободного распоряжения своими способностями к труду, обозначения рода деятельности и профессии, и о правомочиях, которые гарантируют социальную поддержку и помощь материального характера безработным во время поиска работы.

На что безработный имеет право?

Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:

  • консультативную поддержку;
  • предоставление направления на выбранную работу;
  • всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
  • психологическую поддержку;
  • помощь в переезде в иной субъект РФ;
  • выплаты (пособие).

Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.

К таковым относятся:

  • регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
  • обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
  • сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
  • изучение всех возможных вариантов трудоустройства.

Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения

С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.

Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:

  • пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
  • граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
  • физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.

Особенности регистрации и постановки на учет

Если самостоятельные поиски подходящего места работы не принесли должных результатов, лучше не тянуть и как можно скорее обратиться в местное отделение Центра занятости. Для этого заинтересованному лицу необходимо будет составить личное заявление, а также предъявить пакет документов, в соответствии с установленным перечнем. К основным бумагам можно отнести:

  • паспорт, для удостоверения личности заявителя;
  • трудовую книжку, в которой будут указаны все важные сведения о профессиональной деятельности человека;
  • документы, подтверждающие наличие определенного образования и уровня присвоенной квалификации;
  • справку о размере заработной платы за последний расчетный период сотрудника, перед увольнением.

Правовой статус безработного – что это такое

Прежде чем рассматривать, что представляет собой правовой статус безработного, необходимо определить непосредственно понятие безработного гражданина. С точки зрения российского законодательства и общемировой практики, безработным считается человек, который:

  • Не имеет официального места работы. В этом случае, однако, следует понимать, что неофициальное трудоустройство подобного человека может привести к потере статуса безработного по причине нарушения законодательства.
  • Не занимается предпринимательством. В данном случае под ведением предпринимательской деятельности подразумевается именно управление предприятием в роли директора или иной должности, или наличие статуса индивидуального предпринимателя. Учредителем, акционером безработный быть может при условии, что он не получает доход от этого статуса.
  • Имеет определенный правовой статус и состоит на учёте в органах занятости. Состояние на учете в органах занятости является ключевым требованием для признания человека безработным. При этом также поддержание данного правового статуса требует соблюдения некоторых иных правил, регламентированных законодательством.
  • Заинтересован в избавлении от данного статуса и в поиске работы. Если человек просто не работает, не имеет дохода и не стремится получать государственную поддержку, он не считается безработным.
  • Является трудоспособным. То есть – имеет как правовые, так и физические возможности заниматься трудовой деятельностью.

Соответственно, правовой статус безработного не предоставляется гражданам РФ по умолчанию. Его необходимо получить путем соблюдения определенных процессуальных процедур.

Правовой статус безработного

Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Категория граждан, которым не присваивается статус безработного

Порядок и условия признания гражданина безработным не действуют на следующие категории:

  • лица, в возрасте до 16 лет;
  • лица, которые получают пенсию по старости (возраст) или за выслугу лет;
  • категория, которая отказалась от двух предложенных вариантов соответствующей работы в течение 10 дней с момента регистрации в службе занятости, включая предложения о временной работе;
  • категория граждан, которые в поисках первой работы (ранее не работали) не имеют профессию (специальность) и отказываются от двух предложений профессиональной подготовки, или отказываются от оплачиваемой работы, включая временное трудоустройство;

Принцип подбора вакансии для безработного

Отдельного внимания заслуживает определение понятия «подходящей работы». Поскольку именно его относят к перечню ключевых терминов в сфере занятости населения. Именно наличие подходящей вакансии или ее отсутствия зависит, сможет ли безработный сохранить свой статус, размер получаемого им пособия и другое. К данной категории относят предложения о предоставлении рабочего места, поступающие заявителю от инспектора службы занятости и соответствующие:

  • Уровню квалификации, трудовым навыкам и направлению профессиональной подготовки. Так, безработному бухгалтеру не предложат работу каменщика или вахтера. При этом подходящей для такого специалиста может стать вакансия экономиста, при условии прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, переаттестации.
  • Условиям предыдущего места работы. В первую очередь критерий подразумевает достаточный уровень оплаты труда, не идущий вразрез с размером оклада на прежнем рабочем месте.
  • Состоянию физического и психического здоровья. Чтобы занимать ту или иную должность гражданин не должен иметь противопоказаний.
  • Территориальной доступности рабочего места. Учитывая, что на законодательном уровне отсутствует четкое определение «транспортной доступности» или «максимальной удаленности» потенциального рабочего места, органы местного самоуправления устанавливают предельное расстояние и максимально допустимое время на дорогу. Во многом это зависит от развитости транспортной развязки в соответствующей местности.

Ответственность безработного за неисполнение своих обязанностей

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные законодательными актами РФ. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту.

Приостановление выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев применяется как мера ответственности за невыполнение безработным обязанности по рассмотрению двух подходящих вариантов работы, предлагаемых органами службы занятости населения, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ и др. (п.3 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ»).

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях: неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости; отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Существует категория гражданин, желающих получать пособие по безработице, но которые в соответствии с ФЗ «О занятости населения в РФ» не имеют права на регистрацию в органах службы занятости в качестве безработных и соответственно на получение пособия по безработице. В эту категорию входят граждане, указанные в ст. 2 ФЗ «О занятости населения в РФ» (работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и др.).[17]

То есть, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 159 “мошенничество” Уголовного кодекса РФ может служить сокрытие гражданином факта занятости, предоставление фиктивной справки о среднем заработке, предоставление трудовой книжки с ложной записью, сокрытие безработным гражданином факта трудоустройства либо назначения трудовой пенсии и т. д.[18] Вопрос о привлечении к уголовной ответственности решает суд. При вынесении приговора одновременно решается вопрос о возмещении материального вреда, причиненного государству. В случае попытки получения пособия по безработице обманным путем, согласно п.2 ст.35 ФЗ «О занятости населения в РФ», прекращается выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Дата публикования: 2015-10-09 ; Прочитано: 4578 / Нарушение авторского права страницы

Кому выплатят пособие

В 2020 году пособие по безработице выплачивают гражданам:

  • которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрировались в установленном порядке;
  • отработавшим не менее 26 недель за прошедший, то есть 2019 календарный год. Наличие работы — одно из основных условий, как получить 12 000 по безработице от государства на протяжении нескольких месяцев;
  • у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, прилежно выплачивал за них страховые отчисления;
  • являющимся трудоспособными и не имеющим противопоказаний к трудовой деятельности;
  • и самое главное — реально ищущим работу.

Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных:

  • лиц, проходящих воинскую службу; студентов очных отделений;
  • несовершеннолетних и пенсионеров по старости;
  • осужденных граждан и приговоренных к исправительным работам, лишению свободы;
  • граждан, у которых отсутствуют необходимые документы для постановки на учет.

Сколько, как и когда выплачивают

Размер пособия в 2020 году зависит от следующих условий:

  • наличия работы в течение года перед постановкой на учет в ЦЗН;
  • величины официальной (белой) зарплаты по последнему месту работы;
  • причин увольнения;
  • продолжительности безработицы.

При этом дополнительно в алгоритме, как начисляется пособие по безработице в центре занятости в 2020 году, учитывают еще и срок, в течение которого начисляют выплату. За основу расчетов берется средний показатель зарплаты, которая выплачивалась до постановки на учет в ЦЗН, исчисляемый за три рабочих месяца:

  • в первые три месяца выдается 75% от этого среднего показателя;
  • в следующие три месяца — 60%.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *