Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
До 2012 года капитальный ремонт проводился за счет средств коммунального фонда. Федеральный Закон №271 в корне изменил алгоритм сбора денежных средств. Теперь капитальный ремонт проводится исключительно за счет взносов владельцев квартир. При этом денежный фонд распределяется между всеми участниками реформы ЖКХ.
Комментарий к ст. 166 ЖК РФ
1. Вопросы, связанные с капитальным ремонтом общего имущества многоквартирных домов, являются чрезвычайно важными и давно назревшими. Основной причиной, затрудняющей решение проблем, связанных с проведением качественного капитального ремонта, является его недостаточное финансирование, однако нельзя не указать и на недостатки соответствующего правового регулирования.
В течение длительного времени Жилищный кодекс Российской Федерации — основной правовой документ, регулирующий жилищные отношения в нашей стране, практически не уделял капитальному ремонту никакого внимания. Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», в соответствии с которым Жилищный кодекс Российской Федерации был дополнен разделом IX, который получил название «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Следует отметить, что в самом Жилищном кодексе РФ нет определения капитального ремонта. Оно дано в подп. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которому капитальный ремонт многоквартирного дома — это проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее — общее имущество в многоквартирном доме), в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Вместе с тем в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ дан перечень работ и услуг, которые входят в понятие капитального ремонта.
2. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи перечень сформулирован как исчерпывающий, однако в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ сказано, что нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Так, Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г. N 833-ПП указанный перечень был дополнен такими видами работ, как:
замена оконных блоков, расположенных в помещениях общего пользования в многоквартирном доме;
ремонт фундамента;
ремонт внутридомовой системы дымоудаления и противопожарной автоматики, ремонт пожарного водопровода;
ремонт или замена мусоропровода, расположенного в местах общего пользования в многоквартирном доме;
ремонт или замена внутреннего водостока;
разработка и проведение экспертизы проектной документации, в том числе авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, научное руководство проведением указанных работ в случае проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, осуществление строительного контроля, проведение оценки соответствия лифтов требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 824 «О принятии Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
3. Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 3 ст. 166 ЖК РФ).
4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также — в качестве мер государственной и муниципальной поддержки — за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).
Кто обязан платить взносы за капремонт
Обязанность оплаты квитанций по взносам на капремонт распространяется на владельцев нежилых помещений и квартир МКД. Эти данные фонд видит по выписке ЕГРН, которая периодически запрашивается в Росреестре. Если на момент купли-продажи за квартирой остались долги по капитальному ремонту, то их могут взыскать с нового правообладателя.
Могут не платить взносы в фонд капитального ремонта отдельные категории жильцов:
- наниматели квартир по соц. найму (за них взносы оплачивает наймодатель);
- владельцы квартир в доме, чьим собственником является регион или муниципалитет;
- собственники помещений в доме, который не был официально включен в программу;
- владельцы квартир ветхого дома, в отношении которого не будет проводиться ремонт;
- собственник помещений в здании, участок под которым изымается для госнужд.
Изменения в законодательстве
В чем суть поправок, которые внесли в Жилищный кодекс? До этого момента положение о капремонте многоквартирных домов не регламентировало правила оплаты владельцами общей собственности. На данный момент процедура утверждена законодательно, и ее нарушение может быть наказуемо. Таким образом, жильцов обязали сформировать денежный фонд, из которого средства будут поступать на восстановление здания.
Утвержденное постановление лишает возможности отказаться от отплаты начисленного тарифа. Единственное, что может сделать владелец квартиры — не накапливать долгов по новому виду коммунальных платежей, если он не попадает в льготную категорию, так как мерой пресечения безответственности могут стать арест и конфискация имущества.
Вопросы по формированию тарифной сетки оставили за региональными властями, поэтому платежи в разных регионах сильно отличаются друг от друга. Сумма начисляется в зависимости от площади квартиры: квадратуру умножают на установленную в регионе минимальную тарификацию и получают ежемесячную плату. Ее нужно вносить, чтобы сформировать ресурс для поддержания жилищного фонда в оптимальном для полноценной эксплуатации состоянии. При этом совладельцы общей собственности имеют право увеличивать взносы, отталкиваясь от минимума, установленного в регионе проживания.
Положительным моментом такой реформы стало появление более точных формулировок, которые касаются распределения денежных ресурсов, формирования тарифов, перечня мероприятий, попадающих в категорию капитального ремонта, ответственности за долги, основных обязанностей владельцев общей собственности. Возможно, в 2020 в закон об обязательном капитальном ремонте многоквартирных домов будут внесены незначительные изменения, и, скорее всего, они не коснуться формирования тарифной сетки и порядка, по которому осуществляются выплаты.
Категории льготников, которые освобождаются от уплаты этого вида коммунальных платежей, совсем немногочисленны. Кто имеет право не платить? В первую очередь, от таких выплат освобождены жители аварийной недвижимости, которая не подлежит капитальному ремонту. Освобождаются от выплат граждане, проживающие на территории, которая в перспективе переходит в собственность государства или муниципалитета, либо те, кто является арендатором такой собственности, если договор найма не оговаривает этот пункт отдельно.
На основании закона № 169 о капремонте, 50%-ные льготы положены для пенсионеров, которым исполнилось больше 70 лет, а тем, кому больше 80 — и все 100%. Это все, что касается льгот, установленных и зафиксированных на федеральном уровне. Региональные власти формируют собственные списки льготников, в эту категорию попадают:
- инвалиды и ветераны боевых действий и ВОВ;
- ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и их семьи;
- реабилитированные жертвы политических репрессий;
- многодетные, малоимущие семьи;
- инвалиды.
И некоторые другие категории граждан. Нюансы и подробности можно узнать в местных органах самоуправления или в службе социальной защиты населения по месту проживания.
Постановления Правительства РФ о льготах на капремонт
В постановлении о льготах на капитальный ремонт (Постановления Правительства Москвы № 478-ПП от 30.07.15 и № 833-ПП от 29.12.14) полностью описан список тех, кто имеет право на льготы при оплате ремонта, а также — минимальный размер транша (Постановление №833-ПП).
Именно от минимала отталкиваются регионы при установлении необходимого размера взноса, а также — при предоставлении мер социальной поддержки — ст. 167; 156 ЖК РФ).
В постановление о льготах по оплате капитального ремонта описан также порядок получения льгот и оформления всех документов. Итак, чтобы получить скидку, претенденту нужно: во-первых, быть хозяином квадратных метров — на живущих по социальному найму, а также не-собственников требования законодательства касательно означенного ремонта не распространяются. Во-вторых:
- удостовериться, что дом включен в региональную программу капитального ремонта (Федеральный закон № 417-ФЗ; Федеральный закон № 176-ФЗ);
- собрать необходимый пакет документов;
- написать заявление;
- предоставить их в отдел социального обеспечения по месту жительства.
Сделать это можно либо при личном визите, либо через Многофункциональный ), а также воспользовавшись порталом Госуслуг.
Исключения из общих правил
Откуда же взялась информация об освобождении от уплаты взносов на капремонт владельцев жилплощади в новостройках на протяжении 5 лет с момента сдачи дома? Некоторую неразбериху внесли поправки в ЖК, принятые в 2016 году. В соответствии с ними, новостройкой признается дом, сданный в эксплуатацию после 1.06.2016 года. Об отмене обязательных выплат на капремонт новостроек в этой редакции законопроекта ничего не сказано.
Период в 5 лет – это минимальный срок, на который распространяется гарантия застройщика по устранению неполадок и неисправностей в сданном им объекте. В течение этого срока строительная компания обязана решать все возникшие в процессе эксплуатации дома проблемы за свой счет. На этом основании владельцы квартир в новостройках считают, что плата за капремонт здания для них не обязательна. Однако это далеко не так. Гарантия, предоставляемая застройщиком, никак не связана с платой за капитальный ремонт новостройки.
Система внесения новостройки в очередь на капитальный ремонт выглядит следующим образом:
- После ввода здания в эксплуатацию муниципальное образование принимает его на баланс и регистрирует в кадастровых органах.
- Согласно ЖК, все жилые строения должны быть в обязательном порядке включены в региональную программу капитального ремонта (вне зависимости от того, когда подойдет его срок). Ежегодно региональное правительство вносит новые объекты в этот список с указанием периода проведения работ, определенных на основании средних показателей износа жилого фонда.
- После внесения новостройки в региональную программу, собственникам жилья вменяется в обязанность ежемесячно вносить плату в установленном размере в ФКР многоквартирных домов.
Согласно ЖК, это обязательство начинает действовать по прошествии 8 месяцев с момента вступления программы в силу. Однако на практике, решение вопроса о начислении выплат в Фонд капитального ремонта находится целиком на усмотрении региональных властей. В некоторых субъектах РФ предусмотрена отсрочка по внесению платежей, предоставляемая владельцам квартир в новостройках. Ее продолжительность может варьироваться от нескольких месяцев до 5 лет, в зависимости от нормативных законодательных актов конкретного региона.
Кто должен платить и сколько?
По законодательным критериям ФЗ №271, собственники жилья обязаны выплачивать обязательные взносы на капитальный ремонт многоквартирного дома (на его общую имущественную часть). Согласно положениям закона, взносы за капитальный ремонт взимаются с собственников по платежному документу. Платежный документ оплачивается ежемесячно, уплаченные средства перечисляются в специализированный фонд.
Государство несет расходы только в связи с переездом граждан в другой многоквартирный дом, при условии, что бывшее место проживания является непригодным для жилья.
Минимальный размер платежа за капремонт, по ФЗ 271, определяется нормативным актом субъекта России. Акт соответствует методическим рекомендациям, утвержденным правительством Российской Федерации. Согласно положениям закона, размер платежа за капитальный ремонт рассчитывается исходя из занимаемой площади в многоквартирном здании.
Расчет проводится в рублях за один кв. метр, умноженный на площадь квартиры. Например, в регионе плата за 1 кв. метр составляет 5 рублей, общая площадь квартиры 42 кв. метра. Значит, оплата за капитальный ремонт составит 5*42 =210 руб.
Собственники жилья обязаны проводить оплату на капремонт в установленный срок.
По Федеральному Закону №271 есть перечень лиц, которые полностью или частично освобождаются от уплаты за капремонт. Не платят взносы собственники жилья в многоквартирном доме:
- находящимся в аварийном состоянии;
- по которому есть постановление об изъятии для государственных нужд земельного участка, где стоит многоквартирный дом.
Должны ли пенсионеры платить за капитальный ремонт многоквартирных домов? Закон о капитальном ремонте для пенсионеров и для некоторых категорий граждан России предусматривает льготы по оплате взносов. Льготы вправе получать:
- участники ВОВ;
- члены семьи погибших при исполнении военных обязанностей;
- граждане, пострадавшие от радиации;
- инвалиды 1-ой и 2-ой группы;
- педагоги, работающие в сельской местности;
- пенсионеры.
Граждане пенсионного возраста платят часть сбора, либо полностью освобождены от выплат. По закону о капремонте, владельцы квартир:
- старше 80 лет — полностью освобождены от уплаты;
- старше 70 лет — оплачивают половину сбора.
Вышеуказанные законодательные нормы действуют на всей территории России.
Примеры для разных субъектов РФ
Каждый субъект Российской Федерации устанавливает свои сроки начала начисления платежей по капитальному ремонту в домах, которые были недавно сданы в эксплуатацию. Это видно на следующих примерах:
- жители домов, недавно сданных в эксплуатацию на территории Москвы, должны оплачивать соответствующие платежи по окончании 8 месяцев с 1-го числа того месяца, который следует за месяцем опубликования акта московского правительства о включении домов в программу региона (Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 под номером 833-ПП, пункт 4.1(1));
- жители новых домов в Московской области обязаны начинать платить за капремонт по окончании 6 месяцев со дня включения их в программу региона (Закон МО от 1 июля 2013 под номером 66/2013-ОЗ, часть 2.2 статья 5);
- жильцам новостроек в СПБ нужно оплатить платежи по истечении такого же срока, как и в Москве (8 месяцев согласно Закону Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 под номером 690-120, пункт 7 статьи 2).
По истечении 6 месяцев должен уплачиваться капремонт жильцами новых домов, сданных в эксплуатацию на территории Татарстана и включенных в программу республики.
В ряде регионов страны указанный срок еще длиннее. Так, гражданин, проживающий в Новосибирской области и купивший квартиру в новостройке, начинает платить за капремонт по истечении 3-го года со дня включения дома в программу региона. Такой же срок предусмотрен для жителей домов, сданных в эксплуатацию в Свердловской области.
В Саратовской области срок оплаты капитального ремонта жителями новых домов начинается по окончании 5 лет со дня их включения в соответствующую программу области.
Когда вступил в силу закон о капитальном ремонте?
В 2012 году с целью повышения благоустроенности домов и подъездных помещений был принят закон о фонде капитального ремонта многоквартирных домов, 14 декабря он был одобрен нижней палатой парламента РФ, а 19 декабря законопроект поддержал Совет Федерации.
В последние дни 2012 года закон был опубликован и вступил в силу.
Мотивацией послужил широкомасштабный износ жилищного фонда страны.
По некоторым подсчётам около 30% домов срочно нуждаются в основательной реконструкции. При этом следует учитывать, что каждый год количество таких объектов только растет. Капитальный ремонт направлен на устранение серьезных дефектов в конструкции здания.
В конечном счете, это повысит долговечность постройки, а также улучшает условия пользования общим для всех жильцов пространством (например, подъездом).
Принципиально новых положений ФЗ N271 не содержит, он лишь подробней раскрывает нормы
Жилищного Кодекса
.
Официальное наименование – Федеральный закон N271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Данное постановление внесло множество изменений в Жилищный Кодекс, десятки статей Кодекса были переосмыслены и переделаны в соответствии с поставленными правительством целями.
Наиболее существенным изменениям были подвержены Статьи 12,13,20,36,44,154,155,156,158, а также Статьи с 166 по 191 ЖК.
Ремонтировать общее имущество многоквартирного дома должны собственники.
Когда жилье принадлежит муниципальному образованию, проживающие в ней по договору социального найма граждане законно освобождаются от отчислений. Их производит муниципалитет.
Такой же принцип действует для арендаторов недвижимости по договору.
Кроме того, Жилищный кодекс освобождает от уплаты взносов по платежкам собственников помещений в таких случаях:
- дом признан аварийным и подлежащит сносу;
- если земля под домом изымается для государственных, муниципальных нужд;
- здание не внесено в региональную программу модернизации и восстановления.
Платежи в фонд — дело добровольное
Поступления по квитанциям за капремонт идут в фонд капремонта. А в Гражданском кодексе сказано, что взносы в фонды — добровольное дело, и никто не может заставить платить. Есть же в стране куча благотворительных фондов, и никто ведь не присылает квитанции на платежи в них?
Однако у фондов капремонта кроме слова «фонд» нет ничего общего с благотворительными и прочими фондами, состоящими из пожертвований. И их деятельность регулируется не Гражданским, а, опять же, Жилищным кодексом. Статья 170 гласит:
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счёте образуют фонд капитального ремонта
То есть фонд капремонта состоит из платежей собственников квартир. Причём эти платежи обязательные, а за уклонение от них начисляются пени, которые тоже идут в этот фонд.
Размер фонда капитального ремонта и источники его формирования
В соответствии с п. 1 ст. 170 ЖК РФ в состав ФКР включаются:
- взносы, ежемесячно уплачиваемые собственниками помещений;
- пени, начисленные за просрочку уплаты взносов в установленные сроки;
- проценты за пользование денежными средствами, хранящимися на специальном счете или счетах регионального оператора (например: по решению собственников деньги на спецсчете могут быть размещены на депозите в целях сохранения покупательской способности накоплений в условиях растущей инфляции);
- средства финансовой поддержки, предоставленные государством (муниципалитетом);
- доходы, полученные от использования общего имущества МКД и направляемые на пополнение ФКР решением собственников (например: от сдачи в аренду нежилых помещений, размещения рекламы в подъездах и пр.);
- кредитные (заемные) средства, привлеченные владельцами МКД в целях проведения капитального ремонта.
Минимальный размер ФКР утверждается законом субъекта РФ. В соответствии с п. 8 ст. 170 ЖК РФ региональным властям рекомендуется устанавливать минимальный размер ФКР не больше чем 50 % оценочной стоимости капитального ремонта МКД.
Оценочная стоимость, в свою очередь, определяется как общая сумма всех минимально-необходимых работ по КР многоквартирного дома в течение срока действия региональной программы (с учетом того, что некоторые виды капремонта на протяжении этого срока должны быть выполнены неоднократно), включая подготовку проектно-сметной документации и стоимость услуг по строительному контролю.
Кто создает и как формируется счет
Структура обычно учреждается властями субъекта РФ или подведомственными им структурами. Например, региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым был создан Министерством жилищно-коммунального хозяйства РК. А Краснодарскую краевую структуру учредило Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства края.
Средства могут аккумулироваться либо на спецсчете, либо на особом счете регионального оператора (ст. 170 ЖК РФ).
По умолчанию формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счетах региональных операторов и никаких действий для этого производить не требуется.
Для накопления средств на специальном счете необходимо оформить соответствующее решение общего собрания владельцев помещений МКД.
Кто должен платить взносы на капремонт
Обязанность по уплате взносов на КР возлагается на всех собственников жилых и нежилых помещений в МКД.
Не платят взносы:
- наниматели государственного (муниципального) жилья;
- собственники помещений в МКД, который в установленном порядке признан аварийным и подлежит сносу (реконструкции);
- владельцы помещений в доме, который расположен на земельном участке, подлежащем изъятию для государственных (муниципальных) нужд (в данном случае собственники освобождаются от уплаты взносов с месяца, следующего за месяцем, в котором органами исполнительной власти было принято решение об изъятии земельного участка).
Разрешенное для многоквартирных домов по закону время ремонта в квартире
При всех установленных ограничениях законодательство дает гражданам возможность свободно заниматься ремонтом, если на это получено согласие соседей по многоквартирному дому. То, что производимый ремонт не нарушает их прав, соседи должны подтвердить письменно, подписав разрешение хозяину квартиры.
- причинять ущерб правам и имуществу собственников площадей МКД;
- превышать нормативы, установленные на уровень допустимого шума;
- использовать места общего пользования для временного складирования вещей и материалов;
- загрязнять места общего пользования;
- пользоваться кабинами пассажирских лифтов для транспортировки стройматериалов.
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов
4. Орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе.
5. Направляемые на проведение капитального ремонта многоквартирных домов средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах в пределах минимального объема, установленного соответственно частью 2 статьи 18 и пунктом 2 части 6 статьи 20 настоящего Федерального закона, могут использоваться только на проведение работ, указанных в части 3 настоящей статьи, а также на разработку проектной документации для капитального ремонта указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи многоквартирных домов, виды работ по которому установлены частью 3 настоящей статьи, проведение энергетического обследования многоквартирного дома, если региональной адресной программой