Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на спецтехнику 2023». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
О видах складской техники, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 N 81 утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
Разделом VI Перечня установлены категории и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора за «Погрузчики фронтальные», классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 и 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС.
С учетом переходных ключей между ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД2 сообщается, что утилизационный сбор:
- уплачивается в отношении фронтальных погрузчиков и автопогрузчиков с вилочным захватом, оснащенных дизельной или электрической силовой установкой,
- не уплачивается в отношении такой складской техники, как подъемники с рабочими платформами (механизированные и немеханизированные), краны-штабелеры (самоходные и несамоходные), а также аналогичные тележки, оснащенные подъемным или погрузочно-разгрузочным оборудованием.
Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть
Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.
Утильсбор – это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.
Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д.
Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения коэффициента, применяемого к базовой ставке. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2021 года.
В соответствии с законодательством, плательщик обязан сам предоставить необходимые документы и произвести перевод денежных средств по соответствующему коду бюджетной классификации (КБК) на счет органа Федерального казначейства.
Утилизационный сбор (сумма сбора, уплаченного за самоходные машины и прицепы к ним, произведенные, изготовленные в Российской Федерации) | 182 1 1200 120 |
Код бюджетной классификации (КБК) для уплаты сумм утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) | 182 1 1200 120 |
Форма и формат расчета сбора размещены на сайте ФНС в разделе «Утилизационный сбор». Но помните, что утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей!
Кто не должен уплачивать утильсбор на спецтехнику?
Утилизационный сбор на спецтехнику не уплачивается в следующих случаях:
- спецтехника не попала в список колёсных, самоходных ТС и прицепов, облагаемых утилизационным сбором;
- техника импортирована более тридцати лет назад и не будет применяться в коммерческих целях, при этом оснащена оригинальным кузовом, рамой и двигателем;
- технику на территорию страны ввезли лица, признанные вынужденными переселенцами, или беженцами, а также участники Госпрограммы по содействию переселению в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
- техника принадлежит дипломатическим, или консульским работникам;
- международным организациям, которые наделены иммунитетом в соответствии с международным правом;
- транспортное средство привезено по таможенной процедуре временного воза.
Крупнейшие производители
Организации, которые признаются крупнейшими производителями, отчитываются перед налоговой инспекцией в особом порядке.
Начнем с того, что, в отличие от остальных плательщиков, крупнейшие производители самостоятельно:
– проставляют штампы об уплате утилизационного сбора в бланках ПТС и ПСМ. Форма штампа утверждена приказом ФНС от 09.07.2014 № ММВ-7-3/367;
– вносят сведения в электронный паспорт (если он оформляется).
После этого крупнейший производитель представляет в налоговую инспекцию:
– расчет утилизационного сбора в электронной форме по ТКС;
– копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии;
– копии паспортов, выданных на колесные транспортные средства (шасси) или прицепы к ним до модернизации. Эти документы нужны, если после модернизации на транспортные средства выдаются новые паспорта.
Пострадают не только китайцы
Импортёры с производителями не согласны. Трудно представить себе более неподходящее время для индексации утилизационного сбора, повышение ставок абсолютно неуместно, сказал MASHNEWS коммерческий директор компании Tevex Дмитрий Димаков. В этом контексте о защите отечественного производителя можно говорить достаточно условно.
Зачем вводятся утилизационные сборы на спецтехнику в России?
В России введение утилизационных сборов на спецтехнику обусловлено рядом причин. Главной из них является необходимость взимания налогов на использование и утилизацию спецтехники, что является частью экологической политики страны и способствует сбору средств на улучшение экологической ситуации.
Кроме того, утилизационный сбор на спецтехнику является инструментом регулирования рынка спецтехники в России. Он позволяет более точно контролировать объемы производства и продажи техники, а также стимулирует компании к обновлению своего парка спецтехники, что повышает производительность труда и снижает негативное воздействие на окружающую среду.
Также утилизационный сбор на спецтехнику является частью системы государственного контроля и надзора за использованием и утилизацией спецтехники. Он обеспечивает контроль за тем, что спецтехника используется и утилизируется с соблюдением соответствующих экологических норм и правил.
В целом, введение утилизационных сборов на спецтехнику в России является необходимым шагом для улучшения экологической ситуации в стране и регулирования рынка спецтехники. Он является частью широкой системы мер, направленных на снижение негативного воздействия производственных процессов на окружающую среду и обеспечение экологической безопасности.
Что изменилось в 2023 году
Согласно постановлению Правительства РФ №2132 от 24 ноября 2022 г., некоторые коэффициенты расчёта утилизационного сбора были скорректированы. Для большинства категорий сумма сбора не изменилась. Изменения коснулись следующих категорий:
- Автогрейдеров с мощностью более 140л.с.;
- Бульдозеров с мощностью от 200 до 400л.с.;
- Дорожных катков;
- Фронтальных и вилочных погрузчиков с мощностью от 100-200л.с и 250-400л.с.;
- Автосамосвалов, самосвалов, седельных тягачей и шасси массой от 20 до 50 тонн.
Способы исполнения расширенных обязательств для производителей и импортеров на территорию Республики Казахстан
Производители и импортеры на территории Республики Казахстан имеют право исполнять расширенные требования в сфере утилизационного сбора следующими способами:
- Использование собственной системы сбора, обработки, переработки, обезвреживания и утилизации отходов, транспортировки, подготовки к повторному использованию и сортировки. Но следует учесть, что данный способ не распространяется на производителей и импортеров кабельной продукции и легкого, грузового автомобильного транспорта;
- Составление договора с оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) об организации сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, сортировки, обработки и переработки. Подачи заявки согласно правилам реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных правительством РК с последующим внесением на банковский счет оператора денег в виде утилизационного платежа.
Кто должен оплачивать утилизационный сбор
Государство взимает плату с людей, которые ввозят транспортные средства из-за рубежа. Россиян привлекают низкие цены на подержанные машины. Они самостоятельно занимаются доставкой транспортных средств в РФ. Однако не все граждане обязаны платить утилизационный сбор.
Многие люди узнают о необходимости уплаты налога в бюджет только после совершения покупки. Специалисты рекомендуют внимательно изучить ПТС, чтобы избежать дополнительных расходов. При прохождении процедуры регистрации следующему автоладельцу придется заплатить сбор в пользу государства.
Важно! Утилизационный сбор на автомобили в России взимается только 1 раз за всё время эксплуатации машины.
Размер сбора в 2021 году
Утилизационный сбор различается для разных авто. Его значение рассчитывается по формуле:
УБ = БС * К,
где
БС — базовая ставка,
К — расчетный коэффициент.
Коэффициент К зависит от возраста авто, его типа, массы и предназначения. Закреплен законодательно специальным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года.
Базовая ставка зависит от категории транспортного средства. Для транспортных средств категории М1 — используемых для перевозки пассажиров и имеющих не более 8 мест для сидения она составляет 20000₽, для транспортных средств остальных категорий — М2, M3, N1, N2, N3 и автоприцепов БС составляет 150000₽.
Например, для легковых машин возрастом не старше 3 лет с объемом двигателя не более 1000 куб.см. для юридических лиц К=1,65. Размер сбора для такого транспортного средства составит:
УБ = 20000₽*1,65=33000₽.
Если легковая машина старше 3 лет, для нее коэффициент К равен 6,15.
В результате размер сбора сильно возрастает:
УБ = 20000₽*6,15=123000₽.
Объездной маршрут: как продавцы квадроциклов и спецтехники решают проблему утилизационного сбора
150 тысяч рублей составляет базовая ставка утилизационного сбора для импортёров и производителей самоходной техники: прицепов, квадроциклов, гидроциклов, строительной и дорожной техники. С учетом коэффициентов стоимость продукции выросла от 2 до 10 раз. Бизнес бьет тревогу и, кажется, готов обходить закон любыми способами. Алексадра Рытхеу расскажет подробнее.
Двукратный рост цены на квадроциклы, кажется, совершенно сбил с толку предпринимателей. Желающих купить технику по новым ценам все меньше и, чтобы выжить, бизнесмены решаются на самые отчаянные шаги.
Андрей Покровский, генеральный директор компании: «Мы сегодня представляем новый на рынке продукт под названием hand-selfing, когда покупатель сам делает товар.
Мы будем продавать квадроциклы, квадротехнику в виде запчастей. Мешок с запчастями, на каждую запчасть есть отдельная документация, но все это вместе не будет квадроциклом.
В результате мы избавляемся от необходимости уплаты утилизационного сбора, НДС и заводской сборки».
Так называемый машинокомплект предлагается собрать самостоятельно в гараже или в автосервисе. Таким же способом в будущем бизнесмены предлагают собирать строительную и сельскохозяйственную технику.
Если покупатель не будет выезжать за пределы своего дачного участка, ее даже регистрировать не придётся, можно ездить и без документов, намекают предприниматели.
Юристы считают: доказать это придется в суде, однако вполне возможно, что им удастся отстоять свою правоту.
Виталий Кудрявцев, общественный омбудсмен по вопросам налоговых и таможенных отношений: «Я уверен, что в течение первых нескольких месяцев пройдут показательные дела, суды, и предприниматели будут отстаивать свою правоту, и судебная система даст ответ на то, законно это или нет. В данном случае даже возможна попытка инкриминирования 194 статьи, это не уплата таможенных пошлин».
Впрочем, неуплата пошлин — не единственный аргумент против. Речь может идти и об угрозе для безопасности.
Александр Абросимов, уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга: «Такая техника, как квадроциклы или гидроциклы, снегоходы — это источники повышенной опасности, ни дай бог, если что-то случится, то человек понесет не только административную ответственность, но и уголовную. Изделие должно пройти предмет регистрации, то есть получить разрешительные документы на возможность эксплуатации на территории Российской Федерации, этот процесс контролирует ГИБДД и налоговая служба».
Единственный легальный выход — просто прибавить утилизационный сбор к цене техники. Но продажи в этом случае рискуют встать, а бизнес — закрыться. Резервов товара ни у компаний-импортеров, ни у дилеров практически не осталось. А отечественные производители, для которых действуют более низкие ставки, занимают не больше 15% рынка. В итоге многие предпочитают уйти в тень.
Сергей Койнов, генеральный директор компании-дистрибьютора специальной техники: «То, что мы видим уже сейчас, действительно начинают выкручиваться, кто как может.
Мы уже сталкивались со случаями, когда отечественные производитель отгружает технику с сертификатом, где указан заведомо неправильный код товара, который не попадает под утилизационный сбор, другой производитель выписывает документы задним числом.
Со свой стороны могу только сожалеть, что постановления правительства толкает бизнес уходить в тень».
По каким транспортным средствам нужно платить утильсбор
Размер утильсбора установлен для различных категорий транспортных средств.
Общая формула: ∑ УС = БС × К.
Общая сумма равна произведению базовой ставки на специальный коэффициент, который установлен для каждого типа ТС на основе перечня, утвержденного ПП РФ № 1291. Есть категории ТС с установленной базовой ставкой.
Например, для транспорта с возрастом более 3 лет и массой до 2.5 тонн ставка равна 20000 рублей, а для коммерческого варианта ТС в виде автобусов и автомобилей грузового и легкового типа ставка установлена в 150000 рублей.
Расчет будет зависеть от года выпуска, массы, размера и объема двигателя. Эти факторы влияют на устанавливаемый коэффициент.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
В Кодексе по российским налогам (часть 2, глава 28, статья 358) прямо не говорится о том, что квадроцикл как транспортное средство облагается налогом. Однако в перечне исключений (статья 358, пункт 2) квадротехника тоже не упоминается. Следовательно, она подлежит налогообложению. В 52 статье Налогового Кодекса РФ оговариваются основные моменты:
- По крайней мере за месяц до срока оплаты сбора налоговая служба обязана прислать плательщику письмо с расчётом.
- Налог нужно оплатить по месту регистрации транспортного средства до 1 декабря.
Налог на квадроциклы ввели в 2015 году. Многие по привычке не платят налог и даже не ставят мотовездеходы на учёт. Однако по новому закону сразу после покупки техники владелец должен выполнить следующие действия:
- Поставить квадроцикл на учёт в ближайшем отделении МРЭО.
- Получить права на вождение мотовездехода. В зависимости от типа рулевого управления, открывается категория АI или АII.
- Пройти техосмотр.
- Получить расчёт из налоговой инспекции, по которому будет уплачиваться транспортный налог. По регламенту, квитанция должна приходить 1 июля, но на практике извещение может прийти даже в октябре.
- Оплатить ТН в течение 12 календарных месяцев. Большинство владельцев оплачивают налог в конце года, но не позднее 1 декабря.