Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Классификатор ОКПД 2 с расшифровкой по видам деятельности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Поиск ОКПД по названию (ОК 034-2014 КПЕС 2008)
Есть запреты | Есть ограничения | Есть преимущества | Есть условия допуска | Аукционный перечень | Электронная форма | Типовой контракт / Типовые условия | Энергоэф- фективность | перечень ТРУ, производимых УИС | не размещается в ЕИС | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
01 |
Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты |
|
|||||||||
02 |
Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги |
|
|||||||||
03 |
Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством |
|
|||||||||
05 |
Уголь |
|
|||||||||
06 |
Нефть и газ природный |
|
|||||||||
07 |
Руды металлические |
|
|||||||||
08 |
Продукция горнодобывающих производств прочая |
|
|||||||||
09 |
Услуги в области добычи полезных ископаемых |
|
|||||||||
10 |
Продукты пищевые |
|
|||||||||
11 |
Напитки |
|
Обоснование заказчика
Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».
Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.
Удачных закупок!
Сравните код ОКПД2 с КТРУ
Обратимся к КТРУ в ЕИС. В каталоге товаров, работ и услуг по позиции «Ноутбук» мы видим один возможный для использования код ОКПД2. Эта информация содержится в каталоге на вкладке «Общая информация о позиции», раздел «Справочная информация»
Код ОКПД2 выберите по наименованию товара в зависимости от того, что вы собираетесь получить при приемке товара. Определиться с выбором просто, достаточно изучить рынок, функциональность устройства, технические характеристики в зависимости от того, что нужно.
Например, для работы в учреждении нужен один тип ноутбука менее мощный, а для сопровождения звуковых мероприятий в Доме культуры другой, с достаточным объемом оперативной памяти. В интернете достаточно ресурсов, чтобы выбрать подходящий.
Разъяснения Минфина по применению кода ОКПД2. Минфин как главный разработчик КТРУ в разъяснении от 11.06.2020 № 24-06-05/51015 упоминал, что соответствие кода ОКПД2 позиции КТРУ необязательно, можно взять и другой код. Однако это чревато нехорошими последствиями.
Контролеры могут сказать, что вы выбрали неподходящий код ОКПД2. И вам нельзя отклонять заявку участника, если код ОКПД2 не совпадает со значениями кодов КТРУ.
Шаг 5.
Предусмотрите нацрежим
Идентифицируйте, попадает ли товар под действие нацрежима и войдет ли он в квоту по постановлению № 2014. В постановление № 878 входит вся 26-я группа товаров, а значит, и ноутбуки тоже.
Нацрежим, то есть ограничения по постановлению № 878, необходимо установить в документации. Кроме того, убедиться, что товар есть в реестре радиоэлектроники. Требования нацрежима устанавливаем в информационной карте документации. Важно убедиться, что ноутбуки, на которые заказчик формирует ТЗ, попадут в квоту.
Иначе придется брать другой код и заново подбирать характеристики.
Шаг 6.
Установление объема закупаемых услуг.
На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).
При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:
Наименование ТРУ |
Единица измерения |
Количество |
Размер платы в месяц с НДС, руб. |
Размер оплаты в год с НДС, руб. |
---|---|---|---|---|
Услуги связи (на 6 абонентских номеров) |
Месяц |
12 |
5 256,00 |
63 072,00 |
Для чего нужен классификатор ОКПД 2
Категорий и форм производимой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ настолько много, что запутаться в обозначениях проще простого. Чтобы избежать путаницы в реализуемых и производимых позициях товаров, работ или услуг, и был разработан специализированный кодификатор.
ОКПД 2 расшифровывается как Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Классификатор помогает определить, какие виды товаров, работ или услуг может реализовывать коммерсант, занимаясь конкретным видом деятельности. Актуальный ОКПД 2 2020 с расшифровкой по видам деятельности применяется в следующих целях:
- в законотворческой деятельности государства: классификатор применяется для введения актуальных НПА, например льгот по налогообложению;
- на этапе создания экономического субъекта: бизнесмен определяет вид деятельности, который будет приносить ему прибыль;
- на этапе планирования и бюджетирования: созданная организация определяет режим налогообложения, в соответствии с выбранными видами деятельности и реализуемым категориям продукции, работ или услуг;
- в жизнедеятельности экономического субъекта: при разработке БСО и отдельных видов первичной документации;
- при составлении отчетности: коды широко используются в ряде статистических форм и отчетов.
Что такое КТРУ в госзакупках
Аббревиатура расшифровывается как «каталог товаров, работ и услуг». По сути, это справочник с информацией о предмете закупок, распределённой по конкретным разделам.
Пользователи — заказчики и участники закупок, работают с каталогом, содержащим необходимые сведения о всех возможных объектах торгов. При этом все данные унифицированы и исключают возможность путаницы при выборе конкретного предмета закупок.
КТРУ госзакупок и муниципальных приобретений представляет собой перечень, каждая отдельная строка которого несёт информацию о товаре с присвоением ему индивидуального кода. При необходимости схожие позиции объединяются в наборы по близкому ассортименту.
Каждый код формируется единообразно и расшифровывается однозначно, где:
- Первые 9 цифровых знаков аналогичны коду объекта, фигурирующего в ОКПД-2. В случае, если позиция отображает подгруппу товаров или вид продукции, недостающие цифры замещаются нулями.
- Разряды, занимающие в коде места с 10 по 15, представляют собой номера ассортиментных наборов и указываются в возрастающем порядке. При непопадании объекта ни в один ассортиментный набор его порядковый номер обозначается в виде «000000».
- 16 цифра в коде обозначает тип предназначенного к закупке объекта. При этом товар обозначается как «1», работа представлена цифрой «2», а услуги кодируются цифровым знаком «3».
- Разряды от 17 до 21 отведены под порядковые номера, соответствующие кодам из ОКПД-2.
Сформированные таким образом коды КТРУ дают возможность быстро и точно идентифицировать необходимый объект и легко его находить.
Код КТРУ должен фигурировать во всех документах, обозначенных в Постановлении правительства РФ №145.
С начала 2018 г. КТРУ обязательно должен применяться в документах, представленных:
- план-графиками и планами закупок;
- формами, обосновывающими реализацию закупки;
- приглашениями участникам закупок;
- документами, сопровождающими проводимую закупку;
- контрактами;
- контрактными реестрами;
- отчётами об выполнении договоров.
КТРУ, лоты, закупка систем (комплексов)
КТРУ никак не влияет на формирование лотов. Соответственно продукция, включенная и не включённая в КТРУ, может быть объединена в один лот при условии, что такое объединение не приведет к ограничению числа участников закупки (существует функционирующий рынок в отношении предмета закупки). При этом описание продукции, включенной в состав единого лота, но подпадающей под действие КТРУ, должно составляться в соответствии с КТРУ. Укрупнение лота в данном случае не должно исключать применение КТРУ. Приведем следующий пример.
Заказчик планирует осуществить закупку «автоматизированных рабочих мест». Фактически закупается поставка компьютеров в сборе. Автоматизированные рабочие места не содержатся в КТРУ, однако составные элементы таких рабочих мест (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) в КТРУ есть. Следовательно, при составлении технического задания заказчику необходимо указать предмет закупки как «поставка автоматизированных рабочих мест», которые включают в себя «монитор, подключаемый к компьютеру» (+ описание в соответствии с КТРУ), «системный блок» (+ описание в соответствии с КТРУ) и т.д.
ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Что такое и для чего нужен ОКПД?
ОКПД классифицирует и кодирует продукцию (услуги, работы) для:
- государственной статистики
- регулирования отдельных видов деятельности
- аналитики
- обеспечения системы контрактов в торговле
- сравнения с внешнем рынком
- размещения заказов для государственных нужд
- налогообложения
- стандартизации и сертификации продукции
Классификатор имеет иерархическую структуру:
ХХ |
класс |
ХХ.Х |
подкласс |
ХХ.ХХ |
группа |
ХХ.ХХ.Х |
подгруппа |
ХХ.ХХ.ХХ |
вид |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ0 |
категория |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ |
подкатегория |
Как работать с каталогом товаров, работ и услуг
Еще одним часто встречающимся предметом закупки, включенным в КТРУ, является ГСМ. Рассмотрим применение КТРУ на примере закупки бензина АИ-95. Но в этот раз мы не будем приводить пример того, как правильно описать предмет закупки, а разберем те ошибки, которые обычно допускают заказчики. Указанные ошибки могут служить основанием для обжалования действий заказчика со стороны участников закупки. Итак, начнем.
КТРУ устанавливает следующие требования к наименованию, единицам измерения и характеристикам бензина.
На большую часть вопросов, которые возникаю при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых используются товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Мы считаем, что нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. При этом мы не исключаем, что проверяющие могут придерживаться иного мнения и излагаем исключительно нашу позицию по данному вопросу.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Выше мы отмечали, что обоснование должно составляться при указании заказчиком в техническом задании дополнительных характеристик, не предусмотренных в КТРУ, а также тех, которые в КТРУ предусмотрены, но при этом не являются обязательными. Такое обоснование должно приводиться по каждой дополнительной характеристике в отдельности. Обоснование не может носить формальный характер. Например, не должно быть обоснования из серии «указание заказчиком дополнительных характеристик обусловлено потребностью учреждения».
Обоснование должно раскрыть суть потребности заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции. Какой-то конкретной формы обоснования не существует. Поэтому оно формируется в свободной форме. Также еще раз повторим: обоснование может аргументировать уточнение (конкретизацию) и дополнение характеристик, содержащихся в КТРУ, но при этом не может служить оправданием изменения таких характеристик.
Пример неправильного обоснования:
Обоснование использования заказчиком при описании объекта закупки дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, которые не предусмотрены в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд | В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров (поз. 1,2,4) потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога. |
Номенклатура чека изменится с 2021 года
В аукционной документации «Описание объекта закупки» установлен код — 23.20.15.240, который отсутствует в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
В действиях заказчика нарушение части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, в части установления в извещении и документации аукциона противоречивой информации относительно наименования объекта закупки в соответствии с кодом ОКПД2.
Дополнительные характеристики на закупаемый товар введены заказчиком с учетом требований ГУЗ УОКБ, национальных рекомендаций по эндоваскулярной хирургии, а также рандомизированных исследований с конечной точки. Технические характеристики объекта закупки были разработаны заказчиком путем усреднения показателей нескольких производителей. При формировании технического задания заказчик исходит из собственных нужд, практики применения товара и руководствуется приоритетом жизни и здоровья граждан.
- СОГЛАСИЕ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ДЕКЛАРАЦИИ
- КОНКРЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТОВАРА ПРИ ЗАКУПКЕ РАБОТ И УСЛУГ
- ЗАКУПКА УСЛУГ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ И ЗАКУПКА УСЛУГ ПО АРЕНДЕ АВТОМОБИЛЕЙ С ВОДИТЕЛЕМ
- ОГРАНИЧЕНИЯ ДОПУСКА ТОВАРОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА
- ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
- ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПКИ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ ПО 44-ФЗ. ПАМЯТКА КУ
- Минимальная доля закупок российских товаров по 44-ФЗ
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК, ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ ТОВАРОВ
- ПОСТАВКА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
- Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства
Инструкция: как работать с каталогом КТРУ
Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) включает в себя перечень товаров, работ, услуг, который сформирован на основе Общероссийского классификатора ОКПД2. Данный код соответствует коду ОКПД2 в формате ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ (первые 9 разрядов). Последние 5 разрядов представляют собой порядковый номер позиции каталога ОКПД2. Таким образом, код из КТРУ включает в себя код ОКПД2, но не идентичен ему.
Код КТРУ представляет собой 21-значный код, состоящий из следующих разрядов:
разряды 1-9 – значения, соответствующие ОКПД2;
разряды 10-15 — это разряды, обозначающие порядковые номера ассортимента (если объект закупки не имеет разновидностей, то будет нулевое значение);
разряд 16 — вид закупаемого объекта (1 — товары; 2 — работы; 3 – услуги);
разряды 17-21 — номер по порядку из перечня ОКПД2.
Использование кода КТРУ является обязательным. Он применяется он в плане закупок, плане-графике, извещении, закупочной документации и прочих документах.
В случае, если для объекта закупки отсутствует код КТРУ, то описание составляется на основании статьи 33 Федерального закона №44-ФЗ, а кодом выступает показатель из классификатора ОКПД2.
При выборе наименования объекта закупки из КТРУ часто отсутствует его код, соответствующий необходимых характеристикам. Для выбора нужного кода нужно совершить следующую последовательность действий.
Для выбора кода ОКПД2 необходимо перейти в диалоговое окно «Выбор позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд» и нажать на ссылку «Выберите наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, соответствующее КТРУ». Далее перейти в раздел расширенного поиска по характеристикам объекта закупки и выбрать уточненные характеристики (для этого достаточно найти позицию в каталоге и использовать появившуюся информацию). После этого во вкладке «Позиции КТРУ» должен появиться нужный код.
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ автоматически передается в извещение об осуществлении закупки без возможности редактирования.