Роль эколога на предприятии: пул задач и ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роль эколога на предприятии: пул задач и ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Внимание! В настоящее время стандарты или нормативы, определяющие структуру (количественный состав) экологических служб, отсутствуют. Однако эта норма не указывает на необходимость иметь штатных специалистов-экологов.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», являются:

  • нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;
  • нарушение правил обращения с экологически опасными веществами и отходами;
  • нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;
  • нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • загрязнение вод;
  • загрязнение атмосферы;
  • загрязнение морской среды;
  • нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;
  • порча земли;
  • нарушение правил охраны и использования недр;
  • незаконная добыча водных животных и растений;
  • нарушение правил охраны рыбных запасов;
  • незаконная охота;
  • уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу;
  • незаконная порубка деревьев и кустарников;
  • уничтожение или повреждение лесов;
  • нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;
  • экоцид.

Деятельность экологической службы (эколога) на предприятии

Ответственными за производственный экологический контроль могут быть: главный инженер организации, его заместитель, какие-либо функциональные руководители, независимо от наличия или отсутствия штатных экологов. Требования к квалификации специалиста в области природопользования и охраны окружающей среды (эколога) Уже давно возросла потребность в квалифицированных специалистах в области охраны окружающей среды, которые могли бы регулировать и предотвращать негативное воздействие на окружающую среду.

Эколог на предприятии или экологическое сопровождение?

, , Понятием «эколог на предприятии» оперируют, когда речь идет о штатном инженере-экологе, а также когда говорят об услугах привлеченного специалиста или группы экологов. Во втором случае это не что иное, как . Когда выгодно содержать эколога в штате, а когда – привлекать со стороны?

Об этом и пойдет речь в статье. Экологический учет неизбежен, когда предприятие оставляет негативный след в результате своей деятельности. Масштаб предприятия и объем вредных отходов или выбросов диктует, когда надо привлекать эколога на предприятие, а когда создавать целый экологический отдел.

Что может быть проще: не хочешь проблем с инспекциями – найми специалиста по экологической безопасности. Однако, это не всегда очевидно и по объективным причинам. Типичный пример: на предприятии годами нет эколога. По экологии делалась лишь разрешительная документация: разрешение на выброс веществ в атмосферный воздух (ПДВ), на сброс (НДС), проект ПНООЛР, паспорта отходов.

Кто в ответе за экологию?

Каким образом распределяются обязанности по получению разрешительной документации в области природопользования и оказания негативного воздействия на окружающую среду между заказчиком и подрядной организацией?

Об этом расскажет наша статья. Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при установлении рамок встречных прав и обязанностей хозяйствующие субъекты, выступающие в роли контрагентов, свободны в заключении договора. Диспозитивный характер гражданско-правовых предписаний в большинстве своем позволяет лицам, вступающим в договорные отношения, самостоятельно решать вопрос о возложении тех или иных обязанностей друг на друга.

При этом зачастую отсутствие прямого законодательного запрета на установление обязательных для сторон условий договора контрагенты рассматривают как возможность передачи прав, предоставленных им государством, называя такие

Ответственный за экологическую безопасность на предприятии

За отсутствие на предприятии обученного ответственного лица за экологическую безопасность могут привлечь к ответственности по КоАП РФ.

Рекомендуем прочесть: Расчитать отпуск если не тработан даже месяц

См. Постановление 15 ААС от 06.02.2014 . Обязанность руководителей и специалистов пройти подготовку по экологической безопасности установлена в Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Ответственным за экологическую безопасность может быть назначен любой сотрудник организации.

Чаще всего назначают специалистов по охране труда. Также может быть введена отдельная должность эколога.

Подробнее см. статьи в обосновании. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда». 1. Статья: Чему нужно обучить специалиста по охране труда? «Сейчас работодатели пытаются возложить на специалиста по охране труда функции инженера-эколога. Государственная инспекция труда категорически против такого совмещения должностей.

Это снижает контроль по охране труда из-за недостатка времени, что может привести к возникновению несчастных случаев на производстве.

ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПРИРОДНАДЗОР НА ПРЕДПРИЯТИИ?

Росприроднадзор – это орган исполнительной власти, который контролирует сферу природопользования.

В его функции входит государственный земельный надзор, лесной надзор на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, охотничий надзор, а также надзор за:

  • геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • обращением с отходами и охраной атмосферного воздуха;
  • использованием и охраной водных объектов;
  • континентальным шельфом России, внутренними морскими водами и территориальным морем;
  • исключительной экономической зоной России;
  • охраной озера Байкал и т. д.

Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Требования к квалификации инженера по охране труда окружающей среды

Должностная инструкция специалиста по охране труда

На эту должность нельзя назначить любого сотрудника, чья специализация подходит. Существует ряд требований, которым должен соответствовать кандидат:

  • Должен знать положения действующего экологического законодательства. Все нормативные акты, методические материалы, касающиеся охраны труда, охраны среды, рациональному применению имеющихся природных ресурсов.
  • Системы экологических нормативов.
  • Производственную, всю организационную структуру родного предприятия, существующие перспективы развития.
  • Технологические процессы, действующие режимы производства, виды выпускаемой продукции, их свойства.
  • Порядок проведения экспертиз для предплановых или проектных материалов, продукции.
  • Методики экологического мониторинга — знать их смысл и уметь использовать.
  • Уметь контролировать техническое состояние имеющегося в компании оборудования, чтобы оно было безопасно для окружающей природы.
  • Осваивать передовой и полезный зарубежный опыт, уметь применять полученные знания, касающиеся экологии, применения природных ресурсов.
  • Основы экономики компании, организации ее производственных процессов, труда персонала и управления им.
  • Профессионально использовать вычислительную технику компании, имеющиеся виды коммуникации.

Обратите внимание! Проще говоря, эколог — доверенное лицо для начальства, чьи знания и практический опыт должны быть безупречными.

Как составить программу производственного экологического контроля

ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.

Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).

Существуют такие объекты ПЭК, как:

  • системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
  • передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
  • системы для очистки использованных вод;
  • источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
  • цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
  • склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
  • почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
  • зоны, попадающие под санитарную защиту.

Пример производственного экологического контроля 2021 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.

Персональная страница torik23 13.07.2010 08:50,

Перечень приказов по экологической безопасности предприятия *** Приказ об обеспечении экологической безопасности на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за проведение вводного, первичного (повторного) инструктажа по экологической безопасности Приказ о назначении лица, ответственного за проведение производственного экологического контроля Приказ о разработке плана мероприятий по производственному экологическому контролю Приказ об утверждении перечня загрязняющих веществ и отходов производства и потребления, образующихся на предприятии Приказ о назначении лица, ответственного за техническое состояние и эксплуатацию пылегазоочистных установок Приказ о назначении лица, ответственного за обслуживание и эксплуатацию локальных очистных сооружений Приказ о разработке плана мероприятий,

Требования экологической безопасности

Тема экологической безопасности на предприятии настолько широкая, что только столкнувшись с этим понимаешь как много нюансов и как много пунктов в законодательстве которые необходимо соблюдать предприятиям, чтобы не только не загрязнять окружающую среду но и не потерпеть убытков, в связи с наложением ограничений на вид деятельности.

К счастью закон, регулирующий экологическую безопасность строг, а проверяющие органы более жестко требуют соблюдений ГОСТов и стандартов, а также уполномочены прекратить деятельность предприятия, до устранения всех нарушений.

Для каждого вида предприятия комплекс мер будет свой. Одни должны соблюдать допустимые нормы выбросов в атмосферу, другие безопасное захоронение или утилизацию отходов, третьи добычу полезных ископаемых без нанесения вреда экологии и т.д. Сюда же относятся виды деятельности, утилизирующие биоотходы, это сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения.

Экологический контроль на предприятии

Соответствует ли предприятие требованиям экологической безопасности, выполняет ли все правила установленные и прописанные законодательством, это проверит производственный экологический контроль, сокращенно обозначается как ПЭК(программа экологического контроля).

ПЭК- это система осуществляющая комплекс мер, цель которых предотвращение нарушений связанных с опасными выбросами, сбросами и отходами на предприятии.

Программа обязательна к разработке организациям и производственным предприятиям осуществляющих деятельность на территории России, относящихся к классам 1-3 категории опасности.

Что проверяет производственный экологический контроль (ПЭК):

  • Соблюдение нормативов использования природных ресурсов и эффективностью их использования;
  • Соблюдение установленных нормативов воздействия на окружающую среду, выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов размещения отходов с учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;
  • Обеспечение своевременной разработки нормативов воздействия на окружающую среду (нормативов ПДВ, ПДС, лимитов размещения отходов), установленных для природопользователя;
  • Источники выделения загрязняющих веществ и образования отходов;
  • Эффективность работы природоохранного оборудования (установок по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, систем очистки хозяйственно-бытовых и производственно-ливневых сточных вод; систем оборотного и повторного водоснабжения);
  • Соблюдение правил обращения с отходами производства и потребления 1-4 класса опасности;
  • Использование опасных и вредных химических веществ в производстве
  • Выполнение природоохранных планов мероприятий (в том числе противоаварийных), предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;
  • Получение информации для обоснования размеров платежей за загрязнение окружающей природной среды;
  • Своевременное предоставлением информации, предусмотренной государственной статистической отчетностью, системами государственного экологического мониторинга, кадастровым учетом и т.п.

ГРОРО — государственный реестр объектов размещения отходов. Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород, другое).

Цель создания реестра, это контроль за деятельностью мясоперерабатывающих организаций, а также ведение учета полигонов, их местонахождению и обслуживанию. Чтобы попасть в реестр, организации необходимо подготовить список документов и подать заявку.

Что входит в пакет документов:

  • Как называется объект, который планируется регистрировать.
  • С какой целью создается – для хранения или утилизации (захоронения) отходов разного типа.
  • С какими видами отходов работает региональный представитель или индивидуальный предприниматель. Перечисляются все виды отходов с указанием кодов.
  • Географическое положение регистрируемой территории.
  • Название населенного пункта, находящегося поблизости.
  • Заключение о воздействии на природную среду.
  • Порядковый номер полигона (в каждом регионе ведется подсчет).
  • Информация об организаторе объекта (организации или частном лице).

Все это отправляется на рассмотрение в Росприроднадзор, если пакет документов собран верно, то организации присваивается номер и документы принимаются.

Если находятся не точности в оформлении или документы собраны не в полном объеме, об этом уведомляет сотрудник Росприроднадзора официальным письмом. На устранение неточностей дается 10 дней.

Важным момент! Услуга регистрации в реестре предоставляется бесплатно.

Чтобы узнать включен ли ваш объект в реестр, достаточно зайти на официальный сайт Росприроднадзора.

Не все участки можно регистрировать в государственном реестре. Под запретом находятся такие территории, как:

  • территории, которые выведены из эксплуатации;
  • объекты, которые расположены на территориях, запрещенных для утилизации отходов согласно федеральным законам;
  • полигоны с размещенными радиоактивными элементами;
  • организованные скотомогильники.

Документация по экологии для малого и среднего бизнеса Заказать услугу

С 2021 года внесены изменения в экологическое законодательство, новые правила отчетности ЗДЕСЬ

В соответствии с действующим законодательством существуют различия в ведении природоохранной документации для предприятий, относящихся к крупному бизнесу и среднему (малому) бизнесу. На сайте налоговой службы РФ составлен реестр субъектом малого и среднего предпринимательства. Если Ваша компания там есть, то Вам необходима следующая документация по экологии: Отчетность МСП: Предоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) регламентируется приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30. Отчётность предоставляют субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. Отчётность предоставляется в территориальный орган Росприроднадзора в уведомительном порядке до 15 января года, следующего за отчётным годом. Учет в области обращения с отходами Приказ №721 от 01.09.2011 г. устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Учету подлежат все виды отходов I — V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Паспорта отходов I-IV классов опасности Паспорт отхода — это необходимый документ для абсолютно любого частного предпринимателя и юридического лица. Любое перемещение и передача отходов в отсутствии паспорта на них запрещены. Организации, предприятию, которое производит обезвреживание, транспортировку, сбор, эксплуатацию отходов 1- 4 класса опасности необходимо потребовать предъявить паспорт отхода у его правообладателя. Паспорт отхода составляется и утверждается частными предпринимателями и юр.лицами. Утверждённые документы и изначальные данные представляются для регистрации в Департамент Росприроднадзора. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду) Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду – годовая декларация по негативному воздействию (отходы, выбросы, сбросы), подаваемая в Росприроднадзор ежегодно до 10 марта года следующего за отчетным. В декларации производится расчет платежа, который необходимо уплатить до 1 марта года следующего за отчетным в территориальное управления Росприроднадзора на территории которого оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую природную среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов с 1 января 2021 года) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению (вступает в силу с 1 января 2021 года). 2 ТП-отходы Отчетность по форме 2 ТП предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления. Форма 2-ТП (отходы) предоставляется в территориальные органы Росстата и Росприроднадзора до 1 февраля года, следующего за отчётным годом. 4-ОС Юридический лица, осуществляющие природоохранные мероприятия, а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду заполняют статистическую отчетность по форме 4-ОС и предоставляют её в территориальный орган Росстат по месту нахождения. Программа производственного экологического контроля ППЭК (программа производственного экологического контроля в области обращения с отходами на предприятии) — один из наиболее важных документов, требуемых при проверках природоохранных органов. Программа производственного экологического контроля (ППЭК) содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

1.1. Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.2. На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) — лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

Инженер по охране окружающей среды (эколог) имеет право:

4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений предприятия для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководителя предприятия).

4.5. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *