Как правильно заполнить Европротокол и получить выплату за ДТП

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно заполнить Европротокол и получить выплату за ДТП». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.

Особенности получения выплат по европротоколу

С 1 июня 2018 года можно запросить у страховой организации в качестве возмещения сумму в рамках лимита по договору ОСАГО, заключенному виновником ДТП с его страховой, но не свыше 100 000 рублей. К октябрю 2019 года также планируется повысить эти лимиты до установленных для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей 400 000 рублей.

В чем смысл требовать возмещения от своей страховой? Последняя делает выплаты как бы от лица страховой виновника ДТП, а потом в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, заключенном членами Российского союза автостраховщиков (РСА), стребует с нее эти деньги. Другими словами, часть забот просто перекладывается на плечи страховой.

Что, если по какой-либо причине истребовать возмещение от своего страховщика нет возможности? В этом случае нужно обращаться в страховую организацию виновника. То же самое делают и те, кто заполнил европротокол, но впоследствии обнаружил, что в результате ДТП был нанесен вред его здоровью.

Чтобы выплатить возмещение, представитель страховой организации осматривает повреждения автомобиля в течение 15-ти дней с даты ДТП. Поэтому он имеет полное право в таком возмещении отказать, если к этому моменту вы отремонтировали или утилизировали транспортное средство. В случае ремонта или утилизации машины до истечения указанного срока виновником аварии ему грозит регрессное требование от его страховой. К тому же, у него также есть обязанность направить свой бланк европротокола страховщику, с которым он заключал договор.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Лимит выплат по европротоколу при ДТП

Оформление европротокола подразумевает, что оба участника согласны со стоимостью ущерба. Сам ущерб должен вписываться в рамки установленного законом лимита.

Существует два ключевых момента – разногласия и наличие фото- или видеофиксации ДТП.

  • Лимит выплаты 100 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), у участников аварии есть разногласия по обстоятельствам ДТП (о виновнике аварии), но все обстоятельства сняты на фото и зафиксированы в извещении о ДТП;
  • Если есть разногласия, но нет фото- или видеофиксации, то компенсация по ОСАГО не возмещается;
  • Лимит выплаты по ОСАГО 400 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено извещение;
  • Если нет ни разногласий, ни фото- или видеофиксаций, лимит выплат составляет 100 тыс. руб.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Как оспорить схему ДТП?

Если автомобилист после рассмотрения обстоятельств аварии подписал схему ДТП, однако впоследствии обнаружил факты, которые противоречат обстоятельствам, указанным в документе, то подобную схему можно оспорить.

Основаниями для оспаривания составленного документа, если имеются доказательства всех факторов, могут являться:

  • в документе не отражена информация о месте дорожного происшествия, к примеру, не указаны погодные условия или повреждения дорожного полотна;
  • в документе зафиксирована недостоверная информация, к примеру, отображен другой сигнал светофора, что одним из участников ДТП могло быть сделано умышленно либо по ошибке;
  • документ был оформлен с нарушением норм законодательства.

Если гражданин сможет доказать факт искажения информации умышленных действий стороны, то на такого водителя распространяется уголовная ответственность.

Для того чтобы оспорить схему аварии, необходимо собрать необходимую доказательную базу (показания свидетелей, записи видеорегистраторов или других камер, расположенных на участке дороги, где случилось ДТП). После этого следует подать в суд исковое заявление.

Правила: как оформить?

Строгих правил, которым нужно следовать, нет. Главным критерием этого рисунка является чёткость изображения, понятная трактовка, не вызывающая дополнительных вопросов.

Лучше воспользоваться готовыми образцами и обратить особое внимание на следующие данные:

  • дата и время происшествия, наименование местности;
  • расположение улиц с их названиями;
  • перекрестки, трамвайные пути, светофоры (с уточнением цвета в момент аварии), дорожная разметка, знаки и островки безопасности;
  • объекты, прилегающие к дороге: сооружения, ограждения, столбы, газоны;
  • обозначение машин буквами «А», «Б» (в виде простых геометрических фигур);
  • расположение авто в момент происшествия;
  • направление, в котором двигался транспорт, отмеченное стрелками;
  • место удара (или ударов) – указывается крестиком;
  • другой транспорт, если он препятствовал движению и причастен к ДТП;
  • прочие важные детали – следы торможения, заноса, осколки.

Правила составления документа

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

Европротокол: основная информация

«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:

  • ответственности сторон;
  • размера выплат.

Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.

Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.

Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.

Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.

Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.

Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:

  • направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
  • отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
  • дождаться ответа страховщика.

Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2019 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *