Как сосредоточиться на учебе: практические советы психолога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как сосредоточиться на учебе: практические советы психолога». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.

Лайфхак № 1. Планируйте

Заведите ежедневник и составляйте планы на день, неделю, месяц, год. Например, вот список дел, которые Лев Толстой хотел освоить за два года:

  1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете
  2. Изучить практическую медицину и часть теоретической
  3. Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский
  4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое
  5. Изучить историю, географию и статистику
  6. Изучить математику, гимназический курс
  7. Написать диссертацию
  8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».

Грандиозный план, правда? Что удивительно, Лев Николаевич справился с задачей и всё успел.

Упражнения для концентрации

Стакан с водой

Наполните прозрачный стакан водой. Возьмите и держите его перед собой. Сосредоточьтесь на стакане, держите его настолько спокойно, чтобы вода не двигалась. Поменяйте руку. Выполняйте упражнение около минуты, постепенно увеличивайте время.

Наблюдение за секундной стрелкой

Понадобятся часы с секундной стрелкой. Следите, как секундная стрелка делает круг. Как только отвлеклись — начинайте заново. Выполняйте упражнение пять минут: не думайте ни о чем, кроме секундной стрелки. Легкое, на первый взгляд, упражнение требует большой силы воли.

Дыхание

Сядьте прямо и зажмите правую ноздрю пальцем. На десять медленных счетов неспешно делайте вдох, после — выдох, также на десять счетов. Повторите упражнение с другой ноздрей. Задание следует выполнить не меньше 20 раз.

Мысли и чувства тоже могут сильно отвлекать

Если вы обнаружите, что думаете о вещах, которые вы бы предпочли делать, а не о текущей задаче, уделите время тому, чтобы подумать о том, что вы будете делать после того, как завершите задачу, и насколько больше вы получите от них удовольствия из-за того, что вы делаете.

Чувства тоже могут сильно отвлекать.

Если вы беспокоитесь о том, как люди отреагируют на то, что вы создаете, например, на эссе или презентацию, возможно, вы не решаетесь начать. Чтобы справиться с этим, попробуйте отметить, как задача или тема согласуется с тем, что вы уже знаете, или напомните себе о времени, когда вы выполняли аналогичную задачу.

Есть несколько вещей, которые вы можете сделать до, во время и после задачи, чтобы помочь.

Заботьтесь о своем здоровье

На какие бы грандиозные свершения мы ни были способны, мы всего лишь люди. Как и любому живому организму, нам крайне важно поддерживать свое здоровье. Спите достаточное количество часов, следите за тем, чтобы ваше питание было полноценным и регулярным, включите в свою жизнь хотя бы минимальные физические нагрузки (зарядка, аэробика). Постарайтесь избежать переутомления, поскольку оно может иметь более серьезные последствия, чем мы привыкли думать. Переутомление может привести к эмоциональному выгоранию, повышенному риску простудных заболеваний и просто к хроническому стрессу. Заботьтесь о себе.

Более того, не стоит забывать и о важности психологического здоровья. Ставьте перед собой только реальные, посильные цели и задачи. Поддерживайте активную социальную жизнь, ведь общение с родными, друзьями, приятелями и хорошими коллегами очень полезно для нашей психики. И конечно же, старайтесь решать волнующие вас проблемы — как рабочие, так и личные — сразу же, как только они возникают. Или же в ближайшее время.

Как происходит концентрация

Не все люди могут похвастаться способностью к концентрации, а также управлением вниманием и сознанием. Это умение в себе можно и нужно развивать. Когда человек занят интересным для него делом, читает захватывающую книгу, занимается тренировками, общается с важными людьми, то полностью погружен в этот процесс. В таком случае он не прилагает усилия, чтобы сконцентрироваться, это происходит, само собой.

Когда ум заинтересован воспринимать и обрабатывать необходимую информацию, то процесс протекает с особым вниманием и наиболее продуктивно. В остальных случаях человеку приходится непроизвольно сосредотачиваться на том, что не интересно, но нужно. Мозг вынуждено адаптируется к условиям и отключается от посторонних объектов. Такое происходит в ситуациях стресса или при тщательном планировании дальнейших действий.

Как организовать режим труда и отдыха для школьника?

Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.

Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.

Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.

Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.

Упражнения для развития внимания

  • Внимательно осмотрите свой кабинет или комнату дома. Выберите один предмет и переключите на него полностью своё внимание. В течение пары минут нужно его рассматривать. Например, цветок в горшке. Не касаясь его, нужно попытаться понять, какая поверхность у горшка (гладкая, ребристая, шероховатая), каких цвета и формы листики у цветочка, как падает тень. Выполняя такое простое упражнение каждый день, можно научиться постепенно концентрироваться на более важных вещах.
  • Можно использовать детскую игру «Найди отличия». Найти специальные картинки с несколькими отличиями. Чем их больше, тем лучше. Сравнивать два изображения и находить разные детали, которые отличаются. Это упражнение отлично развивает внимание к деталям.
  • Также отличным упражнением для развития концентрации внимания может быть сказка. Делать упражнение можно вместе с детьми или просто сочиняя мысленно сказку с участием окружающих предметов. Это достаточно весело и помогает дольше удерживать внимание.

Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.

Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».

Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.

Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.

Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».

Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.

Если вы отвлеклись, говорит Фернандес, «сделайте паузу, оцените ситуацию, отметьте наличие отвлекающего фактора как триггера. Затем обратите внимание на изначальную задачу». Легче сказать, чем сделать, но помните: чаще всего мы волнуемся о том, что «не представляет непосредственной угрозы нашему существованию».

Чтобы включить логику, сосредоточьтесь «на чем-то более насущном и инстинктивном — таком, как дыхание». Например: «Я слишком увлекся этой веткой в Twitter. Постараюсь дышать глубже». Это поможет отвлечься от того, что вас тревожит.

По мнению Фернандеса, повести себя подобным образом — не значит проигнорировать отвлекающий фактор: «Не нужно подавлять его. Отметьте его, осознайте его существование и мысленно отправьте на дальнюю полку, чтобы поразмыслить о нем позже, когда вы сможете обсудить его с кем-то или будете не на работе и у вас появится свободное время».

Кейс 1: запланируйте время для сосредоточенности

В прошлом году Эмили Лин, вице-президент финансовой компании, была загружена по горло. Она расширяла свою частную коучинговую практику и в то же время получила повышение на работе. Поскольку круг обязанностей вырос, на нее обрушилась целая лавина новых отвлекающих факторов. «Я стала получать намного больше электронных писем, сообщений и звонков. И люди стали чаще заходить ко мне в офис», — рассказывает она.

Эмили стало сложно выполнять работу. «Мне постоянно приходили уведомления о новом сообщении или электронном письме, и даже если мне хватало нескольких секунд, чтобы прочитать их или отправить короткий ответ, это все равно отвлекало», — говорит она. Соответственно, ее настроение тоже изменилось: «Некоторые сообщения меня просто злили. Я стала часто терять терпение в общении с коллегами».

Не можете сконцентрироваться на важной работе? Это может показаться противным здравому смыслу, но позволив своему мозгу отключиться, дав ему бесцельно блуждать, вы поступите наиболее правильно.

Все больше и больше психологов приходят к пониманию того, что все мы проводим весьма значительную часть дня, просто мечтая и бесцельно фантазируя, — по некоторым оценкам, около 50% всего времени!

Что подтолкнуло ряд психологов к мысли, что это блуждание ума — как говорится, «не баг, а фича», не сбой в работе мозга, а важная часть системы, помогающая нашему мозгу нормально функционировать.

Почему я не могу сосредоточиться?

У большинства людей нет проблем с фокусировкой. У них проблемы с принятием решения.

Я имею в виду, что у большинства здоровых людей мозг способен фокусироваться, если они могут устранить то, что их отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую вам безусловно необходимо было выполнить? Чем это закончилось? Вы выполнили её, потому что дедлайн принял решение за вас. Может быть вы прокрастинировали в начале, но как только сроки начали поджимать, вы были вынуждены принять решение и выполнили работу.

Вместо того, чтобы выполнять сложную работу, выбирая одну задачу, на которой нужно сосредоточиться, мы часто убеждаем себя, что многозадачность — лучший вариант. Это неэффективно.

Вот почему…

К основным симптомам отсутствия концентрации специалисты относят:

  1. Невозможность сфокусировать внимание на одном предмете. Сопровождается «зависанием» человека. Возникают трудности с концентрацией внимания на отдельных деталях. Например, человек может несколько раз перечитать статью в газете, но и так и не поймет, что там написано.
  2. Неусидчивость. Больному сложно усидеть на одном месте, он хочет постоянно куда-то бежать.
  3. Импульсивность. Объясняется склонностью пациента к бессознательным действиям. Чаще всего такой симптом проявляется у эмоциональных личностей.
  4. Суетливость. Еще один важный признак рассеянности. Человек спешит как можно быстрее завершить любое дело, т.к. бесполезно тратит свое время и в результате упускает множество важных нюансов.
  5. Утомление. Больной постоянно испытывает упадок сил.
  6. Повышенная раздражительность.
  7. Нервная возбудимость. Объясняется нарушением в работе ЦНС. Человек быстро реагирует на любые внешние раздражители, но при этом отвлекается от основной деятельности.

Причины появления болезни

Основная причина рассеянности – развитие синдрома дефицита внимания. С подобной проблемой могут столкнуться как взрослые, так и дети. Неврологи считают такое отклонение хроническим заболеванием, от которого нет эффективного лечения. Иногда невозможность в течение долгого времени сконцентрироваться на определенном предмете является последствием перенесенной черепно-мозговой травмы.

Если вы заметили у себя ослабление внимания, то нужно понимать, что причины этого явления могут быть разнообразными. Стресс, недосып, накопленная усталость, работа в режиме нон-стоп, постоянное чувство ответственности – все это истощает ресурсы организма. Для восстановления сил с каждым разом требуется все больше времени. Поскольку зачастую человек не может полностью отключиться от работы, усталость накапливается еще больше. В результате он испытывает трудности с построением грамотных предложений и с логическими рассуждениями. Переутомление приводит к забывчивости и снижению внимательности к деталям.

Еще одной причиной рассеянности является возраст. После 55-60 лет люди начинают жаловаться на трудности с концентрацией внимания и на ослабление памяти. Патологическое состояние развивается не за один день, но чаще всего пациенты обращаются за медицинской помощью, когда оно сильно запущено. С возрастом у людей снижается количество нейронов, ослабевает связь между нервными клетками, что и приводит к полному отсутствию концентрации внимания.

Разнообразные болезни тоже могут стать причиной развития отклонения. Психиатрические, эндокринные и неврологические недуги зачастую провоцируют нарушение памяти. Рассеянность может проявиться после перенесенного вирусного заболевания. С нарушениями памяти часто сталкиваются те, кто страдает от алкогольной зависимости.

Также к основным факторам, провоцирующим развитие патологии относят:

  • неправильную диету;
  • родовую травму;
  • дисфункцию мозга;
  • гормональный сбой;
  • сложное детство;
  • выполнение рутинной работы в течение долгого времени;
  • интоксикацию тяжелыми металлами или ядами;
  • наследственность;
  • чрезмерное беспокойство.

В основе патогенеза рассеянности лежит задержка формирования биологических ритмов в коре мозга. Патология может быть модально-неспецифической, когда идет сбой во всех видах внимания, и модально-специфической, в этом случае отклонения проявляются только в одной области, например, зрительной или тактильной. При модально-неспецифическом типе отклонения может быть три варианта патогенеза:

  1. Поражение или нарушение функциональности участков продолговатого и среднего мозга. При этом наблюдается стремительная истощаемость, резкое падение количества воспринимаемой информации и ослабление внимания.
  2. Нарушение функциональности диэнцефальных структур и лимбической системы. В этом случае симптоматика патологии будет сильной, концентрация и сосредоточенность нестабильные.
  3. Повреждение медиобазальных областей лобных и височных участков. Падает качество произвольного внимания, у непроизвольного наблюдается патологическое обострение, т.е. человек легко отвлекается.

При развитии специфических отклонений появляются сложности с восприятием и осознанием стимулов единой модальности при двойном предъявлении, например, два звука. Слуховое, тактильное и зрительное невнимание основывается на сбое в функциональности отдельных корковых анализаторных систем головного мозга. В исключительных случаях причиной патологии является нарушение работы подкорковых отделов мозга.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *