Штраф за парковку на тротуаре: наказание за нарушение правил остановки и стоянки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за парковку на тротуаре: наказание за нарушение правил остановки и стоянки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

Правилами дорожного движения предусмотрены исключительные ситуации, в которых движение по пешеходному участку разрешено.

Закон позволяет заехать на тротуар в следующих случаях:

  • погрузки-разгрузки товаров служебным транспортом торговых сетей с ограниченными возможностями подъезда другим способом;
  • выполнения дорожных и коммунально-эксплуатационных работ автомобилями аварийных и специальных служб;
  • отсутствия иного безопасного подъезда к зданию;
  • вынужденного заезда, если основная полоса движения перекрыта ДТП или дорожно-ремонтными работами.

Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?

На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».

На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.

На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.

Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:

  • Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
  • Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
  • Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
  • Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).

Вопрос первый: Какие штрафы предусмотрены за парковку на тротуаре, если нарушение осуществлено было повторно?
Ответ: Ответственность водителя за частые нарушения парковки не ужесточается. Ухудшается ситуация при факте просроченной оплаты штрафа. При повторном инциденте водителю могут назначить штраф за неправильную парковку в двойном размере. Возможен арест на 15 суток или назначение нарушителю 50 часов исправительных работ.

Вопрос второй: Как по спецкоду убедиться, что «письмо счастья» о штрафе пришло действительно из ГИБДД, а не отправлено было мошенниками?
Ответ: Убедиться в подлинности полученного документа на оплату штрафа за нарушение правил ПДД можно по номеру постановления. Это достаточно большой номер, состоящий из 20 или 25 цифр. Первые три цифры говорят о структуре, выписавшей постановление.

Штраф за езду по тротуару

Что касается возможности движения транспортных средств по тротуару (кроме заезда и съезда), то в общем случае оно запрещено (п. 9.9 ПДД).

Исключение делается для машин скорой помощи, пожарных, полицейских, дорожников, коммунальщиков, движения по тротуару для погрузки и разгрузки у торговых точек и других объектов при отсутствии других возможностей для проезда (подъезда). При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

За выезд на тротуар в нарушение требований ПДД предусмотрена административная ответственность. Наказание за езду по тротуару на автомобиле установлено ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ. Штраф за езду по тротуару на машине составляет 2 тыс руб. Если же водитель нетрезв и/или сбивает человека, то его ответственность значительно ужесточается, вплоть до уголовной. Так, по «пьяной» ст. 12.8 КоАП РФ (ч. 1) его могут оштрафовать на 30 тыс руб и лишить прав на срок от 1,5 до 2 лет. Если же при этом он по неосторожности сбивает насмерть человека, то ему «светит» до 12 лет лишения свободы по ст. 264 УК РФ (ч. 4).

В каких случаях езда по тротуару разрешена?

Движение по тротуару разрешено:

  • Для подъезда грузовой машины к торговой точке, если других мест для погрузки/разгрузки товаров не предусмотрено;
  • Для проезда служебного транспорта, если на данной территории выполняются уборочные или ремонтные работы;
  • Для автомобилей, если другого пути добраться до здания или парковочного места нет.

Кроме того, езда по тротуару разрешена велосипедистам:

  • В возрасте от 7 до 14 лет;
  • Если велосипедист сопровождает ребенка-велосипедиста до 7 лет;
  • Если велосипедист выполняет перевозку ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье;
  • Если правый край проезжей части или обочина не предусмотрены для движения на велосипеде.

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.

Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.

В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?

Что скрывается за понятием «тротуар»?

Улица состоит не только из проезжей части. Существуют и другие элементы дорожной инфраструктуры. Тротуар, согласно определению ПДД, также является частью улицы. От проезжей части дороги он обособляется бордюром высотой 10-15 см. и газоном. Автомобилям движение по тротуару ПДД запрещают. Этот участок предназначен исключительно для пешеходов.

Можно ли к тротуарам относить всю придомовую территорию, свободную от зеленых насаждений? Конечно, нет. Пешеходная дорожка и тротуар – это одно и то же? Тоже нет. Это два разных элемента городской инфраструктуры. Тротуар обустраивается вдоль проезжей части улицы. Пешеходная дорожка может быть заасфальтирована в парке или на придомовой территории. Наличие проезжей части здесь не важно. Кроме того, тротуар практически всегда имеет твердое покрытие, обычно из асфальта или плитки.

Относительно вопроса о передвижении автотранспорта, то нормы закона здесь однозначны в обоих случаях. Тротуар или прилегающая территория, являющаяся газоном, не могут использоваться для автомобилей, за редким исключением, специально оговоренным в ПДД. Это касается не только движения, но и парковки. Нарушение этого правила грозит водителю штрафом. Его размер будет определен согласно соответствующей статье КоАП РФ.

Предлагаем ознакомиться: Дмс для сотрудников это

Что же означает «езда по тротуару»? Это непрерывное движение автотранспорта без остановок по участку, предназначенному для безопасного передвижения пешеходов. Если машина остановилась, то это уже другое нарушение — стоянка на тротуаре. Об этом подробнее можно почитать в этой статьей.

За езду по тротуарам не наказывают в отдельных случаях:

  • Транспортные средства служб спасения, скорой, полиции и пожарных могут ехать по тротуару для оказания помощи людям, если другого способа подъезда не предусмотрено.
  • Транспортные средства торговых компаний могут подъезжать к магазинам через тротуар, если иначе осуществить разгрузку невозможно. При этом водитель должен помнить о безопасности других участников движения и пешеходов, двигаясь медленно и аккуратно.
  • Если нужно объехать препятствие. Например, когда на дороге произошло столкновение автомобилей и объехать препятствие нет возможности.
  • Если нужно покинуть двор. Здесь ситуация спорная. Если во дворе жилого дома предусмотрена парковка, а покинуть его можно только через тротуар. Хотя инспектор может и наказать за данное правонарушение, оспорить его возможно.

Как происходит фиксация нарушения?

Итак, езда по тротуару является таким же нарушением ПДД, как и превышение скорости, проезд на красный свет, а также любое другое. А это значит, что фиксация неправомерных действий может осуществляется двумя основными способами:

1. Сотрудником ДПС.

В этом случае инспектор визуально определяет факт правонарушения и останавливает водителя транспортного средства непосредственно после совершения. А затем оформляет протокол.

2. Средствами фото и видео фиксации.

В таких ситуациях действия снимаются на специальное оборудование, а затем отправляются в автоинспекцию. Владелец транспортного средства позже информируется через почтовое уведомление или онлайн с помощью специализированных сервисов.

Однако, с развитием технических средств и их доступности широкой аудитории фиксация нарушений ПДД может осуществляться непосредственно пешеходами или другими водителями, а также группами активистов и «борцами с автохамами». Подобные съемки не стоит недооценивать. Ведь, на основании этих материалов водителей вполне могут привлечь к административной ответственности. Если на видео отчетливо виден момент нарушения, транспортное средство и его регистрационные знаки, то этого достаточно для составления протокола. И, зачастую, «добропорядочные граждане» не стесняются обращаться в отделения автоинспекции для предоставления собранной информации.

Как можно доказать нарушение

Редко когда нарушители попадаются сотруднику ГИБДД, что называется, по горячему следу. Нарушающий правила маневр достаточно длительный по времени, поэтому у водителя всегда имеется запас времени, чтобы его прервать, если на горизонте появляется автомобиль ГИБДД. Однако некоторые водители настолько беспечны, что попадаются на подобном нарушении напрямую, поэтому протокол об административном нарушении выписывается на месте сотрудником инспекции.

Обычный способ доказательств вины водителя в совершении подобного правонарушения — видеофиксация. Российские города буквально наводнены камерами видеофиксации, в том числе и принадлежащими ГИБДД. Разглядеть момент нарушения и номер автомобиля обычно не составляет труда.

Еще один способ привлечь нарушителя к ответственности — свидетельские показания очевидцев правонарушения. Любой пешеход может сообщить о подобном нарушении по телефону ГИБДД, указав свои личные данные, марку и государственный номер автомобиля нарушителя и описав само деяние. Нелишним будет и заснять маневр на телефон — при сочетании свидетельских показаний и видеосъемки вероятность наказания водителя приближается к 100-процентной.

По закону: что такое тротуар

Определение тротуара в ПДД: «Тротуар — это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

Как бывает в жизни: около дома меняют асфальт и вместо тротуара полоса гравия. Это уже обочина или еще тротуар? По закону, обочина — это элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и отличающийся типом покрытия.

Что делать: все нарушения сотрудники ГИБДД отследить не могут, но от штрафа лучше застраховаться — лучше посчитать такое место тротуаром и не заезжать на него. Тротуар во дворе дома часто не отличить от проезжей части.

Не всегда видно, где граница тротуара и проезжей части — лучше не рисковать и объехать спорный участок по дороге.

Езда по тротуару статья коап

Штраф за тонировку в 2019

Формальные неточности в процессуальных документах также могут сыграть в пользу водителя.

Постановление необходимо оспорить в течение 10 дней, направив соответствующую жалобу в суд или непосредственно в ГИБДД. В жалобе необходимо подробно изложить обстоятельства дела, указать правонарушение, за которое водитель привлечён к ответственности, обосновать свою позицию о невиновности и подтвердить это фактами, следующими из прилагаемых документов (фото, видео, пояснения свидетелей).

Невидимая для камер наноплёнка на номера

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Срок реагирования зависит от инстанции, куда подана жалоба. Суд может рассматривать дело в течение двух месяцев, а орган, чьим должностным лицом вынесено постановление — в 10-дневный срок.

Во избежание неприятностей, связанных с уплатой административных штрафов и необходимостью их обжалования, водителям следует руководствоваться общим требованием о запрете движения или остановки на тротуаре.

Какой размер штрафа за езду по тротуару в 2021 году?

Действующая сумма штрафа ГИБДД именно за движение по тротуару в нарушение ПДД составляет 2 000 рублей. Данное наказание регулирует статья 12.15 КоАП РФ, отвечающая за нарушения правил расположения автомобилей на дороге.

Официальная трактовка санкции по части 2 этой статьи выглядит по состоянию на 2021 год следующим образом:

2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения влечёт наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Но обратите внимание, что не всегда ездить по тротуару запрещено. Именно поэтому в официальном тексте есть условие, что движение осуществляется в нарушение ПДД.

Так, если вы подвозите груз до магазина, едете на автомобиле определённого назначения, то это является исключением, и штрафа по закону не должно последовать. Об этом мы поговорим немного ниже.

Мифы и фейки о попытке избежать наказания

Да, перед тем, как приступить к пояснениям данной статье о штрафе за езду или парковку на тротуарах, мы изучили, что пишут в интернете. А пишут разного рода информацию, которая не является достоверной – более того, она может быть опасной для водителя и привести, например, к административному аресту за невыполнение законного требования сотрудника полиции (статья 19.3 КоАП).

А фейки на сегодняшний день распространены нижеследующие.

  • Включить «аварийку» – значит, приобрести иммунитет к штрафу. Во-первых, помимо аварийной сигнализации у вас должен быть выставлен знак аварийной остановки. Во-вторых, какая такая неисправность заставила вас оставить автомобиль именно на тротуаре?! Значит ли это, что вы заехали сюда до неисправности? Все эти вопросы задаст инспектор. Конечно, вопросов не возникнет, если машину выкинуло сюда в результате ДТП. Но это совсем другая история! Ведь мы с вами понимаем, зачем вы включили аварийку… Обратите внимание, что это не является иммунитетом и от камер автофиксации, которые зафиксируют вас. Штраф с большой долей вероятности вам выпишут всё равно. А вы потом будете доказывать, что у вас, действительно, была неисправность (опять же, вынудившая выбрать тротуар как место для остановки).
  • Если вы успели покинуть тротуар до того, как инспектор подошёл к вам с целью наказания, то штраф будет незаконен, и его таким образом можно избежать. Это не так! Сотрудникам полиции дано право не только пресекать (прогнать вас с тротуара), но и выявлять нарушения и наказывать за них. Следовательно, фиксация полицейским наличия самого факта нарушения даёт тому право выписать постановление. Вы можете уехать, но тогда может добавиться ещё одна санкция – за неостановку по требованию сотрудника ГИБДД. Впрочем, если вы уехали, пока тот был далеко от вас, и физически не могли видеть его требование об остановке, то штраф тут, действительно, будет незаконным.
  • У инспектора нет видео или фото вашего нарушения. Ну и что! Зоркий глаз сотрудника до сих, к сожалению, является неоспоримым доказательством вашего правонарушения. Верховный суд, действительно, однажды указал, что у инспектора должны быть материалы дела, подтверждающие виновность водителя: фото- или видеоматериалы, показания свидетелей. Однако, на практике 2021 года вы можете столкнуться с тем, что при обжаловании штрафа за тротуар только на основании отсутствия доказательств со стороны сотрудника ГИБДД, суд укажет, что оснований не доверять полицейскому нет, ведь он принимал присягу.
  • Если вы сидите в салоне машины, и руки ваши на руле, то можно избежать штрафа за парковку на тротуаре и настаивать на наказании за езду. Это не так. В ПДД есть чёткое определение остановки, и заключается она в прекращении движения автомобиля, а не убирании рук с руля и, тем более, вашим покиданием машины.
  • Якобы избежать штрафа можно, если вы скажете, что экстренно везли лекарство больному, спешили на пожар и так далее. И снова это миф и фейк. В КоАП РФ есть статья 2.7, указывающая на крайнюю необходимость как основание для прекращения производства по делу о нарушении. Однако, вы просто не сможете доказать, зачем вам понадобился тротуар – для какой такой крайней необходимости! И «съехать» на том, это был кратчайший путь, не получится. Объективно проще пытаться доказать свою невиновность на основании статьи 2.8. Но меньше последствий будет, если вы примените статью 2.9.

Процедура и сроки оспаривания

Срок для подачи жалобы на имя руководителя подразделения ГИБДД — 14 суток с того момента, как было получено уведомление о наложенном штрафе. Если уведомление пришло по почте, то срок отсчитывается с момента вручения, если штраф был наложен сотрудником ГИБДД на месте — то с дня правонарушения. Срок для рассмотрения жалобы в ГИБДД — 10 рабочих дней с момента обжалования.

Обжаловать наложенный штраф в суде можно в течение 14 дней с момента, когда он был наложен, или с момента, когда был получен отказ в жалобе на имя начальника подразделения. Судебное решение должно быть вынесено в 2-месячный срок с момента подачи иска. При отказе в удовлетворении иска можно в 10-дневный срок обжаловать постановление в апелляционном суде. Жалоба должны быть рассмотрена в 3-месячный срок.

По возможности любому водителю следует избегать езды по тротуарам или велосипедным дорожкам. И дело даже не только в том, что такие действия грозят штрафом, но в первую очередь в том, что это влечет прямую опасность для пешеходов. Никто из водителей, совершающих подобное правонарушение, не хотел бы оказаться в этот момент на месте пешехода.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *