Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой огнетушитель должен быть в автомобиле для техосмотра». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Типы автомобильных огнетушителей
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Срок годности огнетушителя.
Каждое средство борьбы с огнем имеет годность лишь до указанных дат на тубе. Время идет и характеристики противопожарного предмета снижаются. Так, идет уменьшение внутреннего давления, а свойства содержимого только ухудшаются. Автовладелец, который решил произвести технический осмотр огнетушителем, срок годности которого вышел, не сможет априори пройти процедуру.
Пломбирование. На пломбе указана дата с последней проверки огнетушителя.
Та информация, которая надиктована к указанным требованиям доступна на баллоне оборудования. Есть информация на маркировке: даты изготовления , дата последней заправки.
Согласно всем правовым нормам российского законодательства, владелец автомобиля без огнетушителя будет наказан, применённым к нему, административным штрафом. На сегодняшний день каждый водитель, которые передвигается без противопожарного средства, оплатит штраф в размере от пятиста рублей.
Правила выбора огнетушителя
Чтобы устройство работало и сохраняло свои качества долгие годы, необходимо:
- Покупать только в специализированных магазинах. Крайне не рекомендуется брать такой агрегат с рук или с авторынка, в самый ответственный момент он может просто выйти из строя, а экономия 100-500 рублей выльется в невероятно дорогой ремонт или покупку нового автомобиля.
- Выбирать только товары заводской сборки от проверенных производителей. В случае сомнений лучше купить образец другой, более известной фирмы.
- Перед покупкой необходимо уточнить наличие гарантии на продукцию, дождаться проверки и оформить гарантийный талон.
- Убедиться в целостности корпуса, клапана, манометра, пломб.
Какой огнетушитель должен быть в автомобиле
ГОСТ Р 51057-2001 определяет, какой огнетушитель должен быть в автомобиле. Согласно данному документу:
- Огнетушитель, который находится в автомобиле, должен быть промаркирован. На маркировке указывается: модель устройства, действующее вещество, инструкция по применению огнетушителя, характеристики и другая информация, которая необходима для понимания того, что за это за устройство;
- В качестве вещества, которое служит для тушения пожара, в автомобильном огнетушителе выступает порошок или углекислота;
- В зависимости от типа транспортного средства, разнятся требования к емкости баллона огнетушителя. Для легковых автомобилей баллон должен быть не менее 2 кг, а для грузовых автомобилей не менее 5 кг;
- Устройство должно иметь сроки годности, которые позволяют его использовать. В зависимости от типа огнетушителя, сроки годности будут меняться. В среднем, порошковые баллоны являются годными на протяжении 10 лет, а углекислотные на протяжении 15-20 лет.
Кроме того, автомобильный огнетушитель должен быть опломбирован.
Обратите внимание: Наличие огнетушителя в автомобиле — это не только возможность спасти железного коня при проблемах с электропроводкой. Кроме того, автомобильный огнетушитель поможет спасти других людей, если вы обнаружите на дороге горящий автомобиль. Именно поэтому правила дорожного движения предписывают обязательное наличие огнетушителя в автомобиле.
Применение огнетушителей в зависимости от класса пожарной опасности
Существует 6 классов пожарной опасности. В соответствии с ними на огнетушитель наносится буквенное обозначение:
- буквой «A» обозначается тушение пожара при горении твердых веществ и материалов;
- буква «B» означает тушение возгорания жидких веществ;
- буквой «С» маркируются огнетушители, с помощью которых можно тушить газообразные вещества;
- обозначение «D» говорит о способности огнетушителя гасить металл и содержащие его компоненты;
- «E» относится к тушению электроустановок под высоким напряжением.
Существует еще класс пожарной опасности «F», но он касается радиоактивных материалов, поэтому к автомобильным огнетушителям отношения не имеет.
Применительно к автомобильным огнетушащим приборам класс «A» означает возможность огнетушителя бороться с возгоранием резины, пластика, кожи и ее заменителя, дерева и прочих твердых компонентов. Буквой «B» обозначается возможность тушить масло и жидкое топливо. Для машин на газе нужно, чтобы в маркировке присутствовала буква «С». Желательно, чтобы автомобильный огнетушитель имел маркировку «ABCE» или «BCE», хотя и «D» не помешала бы – металл тоже горит.
Кроме класса пожарной опасности маркировка на огнетушителе означает:
- вид устройства,
- тип модели в зависимости от принципа создания давления,
- массу заряда тушащего вещества,
- дополнительные характеристики,
- месяц и год выпуска.
Вот расшифровка маркировки огнетушителя ОП–4(з)–ABCE–02: порошковый огнетушитель с массой заряда в 4 литра, закачного типа, предназначенный для тушения пожаров классов ABCE, модель 02. Если в маркировке присутствуют буквы «Р», «К» или «М», то они означают характер струи – компактной, тонкораспылённой или мелкодисперсной. В маркировку могут входить и иные характеристики: марка стали корпуса, устойчивость к взрыву или вибрации и другие.
Класс пожарной опасности может перемежаться цифрами. Например, обозначение 2А 55В С Е говорит о том, что при тушении пожаров класса «A» огнетушитель способен охватить 2 кв.м., класса «B» – 55 кв.м., а для классов «C» и «E» метраж не указывается, так как ни газ, ни электричество в квадратных метрах не измеряется.
Какие огнетушители лучше использовать в машине
Как уже отмечалось, очень часто автовладельцы при выборе средства пожаротушения ориентируются только на один параметр – стоимость изделия. В порядке вещей было приобретение заведомо контрафактного товара, лишь бы пройти технический осмотр. Да и сотрудники ГИБДД, при проведении ТО, зачастую ограничивались визуальным подтверждением наличия огнетушителя.
В перечень неполадок и нарушений, ведущих к запрету эксплуатации ТС (п. 7.7 Гл. 7 ПДД), включено отсутствие автомобильного огнетушителя. При наличии веских оснований инспектор ГИБДД досматривает машину.
Штраф за просроченный огнетушитель или его отсутствие предусмотрен ст. 12.5 КоАП – 500 руб. Размер фиксированный. Инспектор вправе ограничиться предупреждением.
Незакрепленный корпус превратится в снаряд при срыве. Крепление в автомобиле должно быть надежным и исключить выпадение ёмкости во время движения, столкновения, при ударе.
Специальный кронштейн продается в спецмагазинах. Стандартно огнетушитель фиксируется в автомобиле двумя или одним металлическими хомутами с болтами. Крепление имеет защелки для быстрого извлечения.
Дополнительно устанавливают держатель из трубки, пластин или раму, повторяющую округлость огнетушителя и фиксирующую его.
Техосмотр необходимо проходить ежегодно, иногда – ежеквартально. При ежеквартальной проверке огнетушителя у проверяющего лица одна задача – определить наличие и соответствие хранения баллона технике безопасности.
Если проверка ежегодная, то он вскрывается для выявления неполадок, проверки фильтров и т. д. Инспектор обязательно осматривает индикатор давления, манометр, распылитель и гибкий шланг. Если все в порядке, специалист делает соответствующую запись в его паспорте. В случае признания устройства неисправным, его утилизируют.
Требования к огнетушителю при техосмотре
Для автомобильного огнетушителя существует срок годности, который проверяется при техосмотре. Ведь со временем в баллоне снижается давление, а огнетушащие вещества теряют свои свойства.
Номинальный срок годности – это предусмотренный заводом-изготовителем период, когда ОУ или ОП является рабочим при правильной эксплуатации.
Реальный срок формируется с учетом фактических условий использования и обслуживания.
Во время ТО проверяется номинальный показатель, который указан на этикетке или в паспорте огнетушителя.
По нормам безопасности ОП разрешается эксплуатировать не более 10 лет. Углекислотный прибор ОУ имеет номинальный срок 10–15 лет.
Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.
Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:
- Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
- С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
- Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.
Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:
- Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
- Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
- Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.
Выбор вида огнетушителя зависит от предпочтений водителя и требований, предъявляемых к комплектации конкретного типа автомобиля. Но следует помнить о том, что это не только аксессуар техосмотра, но порой единственное средство спасения.
Помимо порошковых и углекислотных, огнетушители бывают следующих видов:
- водные;
- пенные.
Оба вида оборудования не подходят для эксплуатации на транспортных средствах. Пенные средства не способны справиться с большими объемами возгорания. Средства на водной основе гасят пламя, возникшее из-за электропроводки. Пожар, случившийся из-за возгорания масла или топлива, такой вид оборудования устранить не может.
С 2021 года наличие огнетушителя в автомобиле проверяется сотрудниками ГИБДД. В современных машинах присутствует большое количество электроники, а короткое замыкание провоцирует возгорание. Пожар в ТС может повлечь за собой взрыв, поэтому огонь нужно тушить в начале возгорания.
Важно. Огнетушитель должен быть установлен и в мотоцикле с боковым прицепом (то же касается аптечки и знака аварийного стопа).
Сроки годности автомобильных огнетушителей – что должен знать водитель
Существующие требования к данной группе товаров очень жесткие. Они прописаны в ряде документов, закреплены на уровне законодательства.
К основным из них относится:
- НБП 170-98. Порошки огнетушащие общего назначения.
- ГОСТ Р 51057-2009 с 01.01.2010 г. – Переносные модели. Технические требования. Методы испытания.
- ГОСТ Р 51057-2001 – Переносные модели. Методы испытания.
Указанные в документах требования являются обязательными к выполнению всеми участниками дорожного движения.
Временные рамки проведения операции регламентированы правилами пожарной безопасности. Срок между их выполнением составляет 1-5 лет. Но бывают исключения.
При повреждении корпуса баллона прохождение техосмотра осуществляется внепланово.
Требования к огнетушителям полностью определены на основании ГОСТ Р51057-2001, а также НПБ 115-2002. Устройство, в полной мере отвечающее указанным в этих актах условиям гарантированно пройдет техосмотр. Основные моменты, на которые стоит проверять, прежде чем предъявить устройство на освидетельствование эксперту:
- Целостность баллона. На нем не должно быть сколов, царапин, вмятин и других повреждений.
- Этикетка с маркировкой должна быть целой и легко-читаемой. На ней должна указываться вся необходимая информация: даты обслуживания и заправки, артикул, адрес сервис-центра, сроки годности.
- Сроки годности должны соответствовать нормам.
- Перезаряжаемые устройства должны вовремя перенаправляться.
- Вес устройства должен быть не ниже минимального: для легковушки масса от 2 кг, для грузовика от 5 кг.
- Объем должен быть не меньше минимального: для легковушки – 2 л, для грузовика – 5 л.
- Расположение огнетушителя должно соответствовать требованиям безопасности. Важны легкодоступность, соблюдение температурного режима.
- Стрелка манометра должна располагаться в зеленой зоне.
- Все пломбы и чеки должны быть целыми и на месте.
Огнетушитель нужен не только и не столько для прохождения регулярного техосмотра. В первую очередь это средство безопасности. На данный момент нет жестких и подробных требований по его хранению, однако некоторые важные зафиксированные СП 9.13130.2009 правила:
- Крепление осуществляется при помощи защелки, фиксатора с замком;
- Крепится устройство к внутренней обшивке автомобиля.
Но все правила безопасности вырабатываются на практике. Если опираться на нее, то стоит дополнить рекомендации:
Не стоит прятать огнетушитель в багажник. Оттуда его порой просто невозможно достать.
Огнетушитель автомобильный для техосмотра 2020 обычно выбирается из следующих разновидностей:
-
Порошковый хорошо справляется с пламенем, но при высоких температурах материал может спекаться с поверхностью. В процессе его применения образуется много дыма. Когда пожар потушен, необходимо удалять такие пятна, но это сделать трудно.
-
Углекислотный огнетушитель позволяет эффективно тушить пожар. Он не оставляет следов на поверхности. Его применение связано с низкотемпературным воздействием. В результате при неумелом использовании возникает опасность деформации деталей автомобиля или обморожения людей.
Воздушноэмульсионные более эффективны при небольших возгораниях по сравнению с углекислотными и порошковыми, и лишены их недостатков. Они компактны и имеют более высокую стоимость.
Водно-пенные огнетушители не могут применяться при тушении пожара в автомобилях из-за того, что влага повредит электропроводку и электронные платы.
В углекислотных огнетушителях активным веществом является диоксид углерода. Он является хорошим диэлектриком. Для приведения в рабочее состояние необходимо три секунды.
В порошковых устройствах под высоким давлением распыляется гасящий порошок. С их помощью можно быстро погасить пожар в диапазоне температур от -60 до +50. Предотвращает возможность вторичного возгорания. Будет готов к работе сразу после того, как кран будет открыт.
В 2020 году при техосмотре для огнетушителя требования выглядят следующим образом:
-
Должен соответствовать действующим ГОСТам: НПБ 155-2002 и Р 51057-2001. В них определяется, какой нужен огнетушитель для техосмотра 2020.
-
Огнетушитель должен быть углекислотным или порошковым.
-
На нём должны быть наклейки с информацией об устройстве, характеристиками действующего вещества и инструкцией о том как надо действовать во время пожара.
-
Срок годности должен быть указан на огнетушителе.
-
Для легкового автомобиля ёмкость составляет 2 литра, для грузового — 5 л.
Проверка годности устройства должна выполняться ежегодно. Оно должен соответствовать требованиям к огнетушителю при техосмотре 2020.
У каждого вида огнетушителей имеется свой срок, после которого необходимо выполнить подзарядку:
-
Для порошкового он составляет 2 года.
-
Углекислотным можно пользоваться в течение 5 лет.
-
Срок для водоэмульсионного составляет 10 лет.
Для каждого из перечисленных видов в большинстве случаев срок действия огнетушителя в автомобиле для техосмотра равен 10 годам. Для некоторых марок углекислотных огнетушителей он может доходить до 15 лет. После истечения срок годности продлить невозможно и использовать такой огнетушитель незаконно.
Чтобы пройти техосмотр, у водителя должны быть:
-
огнетушитель;
-
аптечка;
-
аварийный знак.
Также необходимы следующие документы:
-
паспорт или водительские права;
-
свидетельство о регистрации автомобиля;
-
если регистрации не было, необходим паспорт технического средства;
-
если проверку проходит представитель владельца, то необходима доверенность для него.
При проверке исправности сотрудник, производящий осмотр, обязательно обратит внимание на следующее:
-
Убедится, что огнетушитель предназначен для использования при автомобильном пожаре. Он должен хранится таким образом, чтобы быть легко доступным.
-
Проверит объём и массу для того, чтобы убедиться, что он заряжен.
-
Будет произведён визуальный осмотр для проверки состояния корпуса, запорной арматуры, манометра и других узлов.
-
На корпусе не должно быть вмятин, царапин или других повреждений.
-
Убедится, что срок годности не пропущен.
Техосмотр должен происходить регулярно. Правила, регулирующие его прохождение, определяют сроки таким образом:
-
В течение первых трёх лет техосмотр не выполняется.
-
В период с трёх до семи лет проверяют через два года.
-
Автомобили старше семи лет должны проходить техосмотр ежегодно.
Если транспорт предназначен для перевозки пассажиров, то проверка обязательна через каждые шесть месяцев.
Нужен ли огнетушитель в машине по закону
Для прохождения ТО огнетушитель обязателен. Параметры устройства, виды и характеристики закреплены в ГОСТ, НПБ.
Что предусмотрено | Нормативные акты |
Требования к огнетушителю |
|
Обязанность иметь |
|
Где хранить и как пользоваться?
Стоит помнить о том, что хранение огнетушителя в багажнике является неправильным. В Своде правил (СП 9.13130.2009) указано, что местом хранения для этого прибора является кабина, рядом с водительским креслом. Помимо этого, огнетушитель следует надежно закрепить на кронштейны, чтобы он не валялся по салону.
В.7 В автобусах и грузовых автомобилях один огнетушитель должен располагаться в кабине, другой в салоне или кузове. В.9 На всех автомобилях местом расположения огнетушителя является кабина, в непосредственной близости от водителя или в легкодоступном для него месте. Запрещается хранение огнетушителей в местах, доступ к которым затруднен (багажнике, кузове и др.).
При возникновении возгорания вы должны следовать следующей инструкции:
- Сорвите пломбу.
- Выдерните чеку.
- Направьте раструб на место возгорания.
- Надавите на рычаг.
Имейте в виду, что при срабатывании огнетушителя может возникнуть небольшая задержка, а первый залп выходит под максимально большим напором и отлично уменьшает пламя. На выход первого заряда уходит примерно 9 секунд.
Также будьте готовы к тому, что в большинстве случаев возгорание случается в подкапотном пространстве или, что ещё хуже — может загореться проводка под обивкой салона. Такое возгорание называется скрытым, и ликвидировать его крайне сложно.
Будьте бдительны, ведь при открытии капота вы даёте доступ кислороду, из-за чего огонь может вспыхнуть ещё сильнее. Необходимо стоять сбоку от капота и открывать его палкой либо монтировкой. Также желательно иметь наготове ещё и перчатки, чтобы не обморозить руки (при выходе углекислотное вещество очень холодное, поэтому не держитесь рукой за раструб в момент работы огнетушителя).
Типы, виды, стандарты огнетушителей.
Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:
- способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
- принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
- объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
- вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
- сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.
Нужен ли огнетушитель в автомобиле
Владельцев транспортных средств с каждым годом становится все больше. К счастью, основная масса этих людей только слышала о том, что автомобиль по каким-то причинам может загореться. К примеру, из-за неисправности в системе электрооборудования. Но случается это довольно-таки редко. Поэтому чаще всего граждане живут с твердой уверенностью, что предоставлять огнетушитель автомобильный для технического осмотра — дополнительная обуза, а не жизненная необходимость.
К счастью, достаточно мало водителей, которым действительно пришлось стать свидетелями того, как горит автомобиль или даже участвовать в его тушения. Наличие исправного средства для борьбы с возгоранием и умение им пользоваться у этой категории участников дорожного движения сомнений не вызывает. Сказывается печальный опыт. Поэтому они точно знают, что, покупая огнетушитель в машину, требования 2021 года надо учитывать обязательно.