Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 58 НК РФ. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Единый налоговый счет
Единый налоговый счет (ЕНС) — счет, на котором учитываются, с одной стороны, все обязательства компании или ИП перед бюджетом: налоги взносы, пени, штраф и проценты. С другой стороны, учитываются все перечисленные денежные средства для оплаты обязательств в качестве ЕНП.
Пополнить ЕНС организация может банковским переводом денежных средств или в личном кабинете налогоплательщика. ИП дополнительно могут пополнить наличными в банке, МФЦ или почтовом отделении. При переводе денежных средств для пополнения счета указываем ИНН и сумму платежа. Реквизиты получателя для всех компаний и ИП одинаковые. Суммы обязательств организаций и ИП будут погашены исходя из того, что налогоплательщик указал в декларации или уведомлении.
Порядок списания обязательств с единого счета:
- Налоговая задолженность — начиная с наиболее ранней
- Текущие налоги, авансовые платежи, страховые взносы, сборы — по мере возникновения обязанности по их уплате
- Пени
- Проценты
- Штрафы.
Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества
Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10
Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.
Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.
С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.
В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.
Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.
Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК).
Не допускается устанавливать налоги и сборы (ст. 3 НК):
– имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
– предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
– препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;
– нарушающие единое экономическое пространство РФ.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК).
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК).
Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Элементами налогообложения являются:
– объект налогообложения;
– налоговая база;
– налоговый период;
– налоговая ставка;
– порядок исчисления налога;
– порядок и сроки уплаты налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом положений ст. 38 НК.
Практически существует 3 основных способа уплаты налогов и сборов:
- подача декларации;
- «у источника»;
- через уведомление.
По способу уплаты в тот или иной бюджет налог относится к местному (городскому), региональному или федеральному сбору. Даже один тип сбора может подразделяться на два вида: «местная» и «федеральная» часть одного налога. Например, 20-процентный налог на прибыль делится на 2 и 18% перед распределением по бюджетам.
Порядок внесения налогов юрлицами:
- Любое предприятие должно завести специальный расчетный счет сразу же после регистрации, который используется в частности для расчета с бюджетом.
- Работники бухгалтерии или лично руководитель оформляет платежное поручение с указанием реквизитов и суммы. Такое поручение оплачивается в отделении банка.
- Если платеж был просрочен и начислена пеня, оплата может производиться через службу судебных приставов.
Основные моменты уплаты налогов
В 58-й статье Налогового Кодекса достаточно подробно указаны способы, которыми уплачивать налоги могут организации физические лица и индивидуальные предприниматели.
- Оплата налога производится любым способом;
- Перечисление осуществляется либо самим плательщиком, либо его представителем. Для работающих лиц это работодатель, перечисляющий налоговые сборы непосредственно с заработной платы сотрудника;
- Уплата налога производится при получении разовой прибыли, либо продажи собственного имущества и тому подобного. Осуществляется физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или организациями (юридическими лицами);
- Федеральные налоговые сборы регламентируются по Налоговому Кодексу РФ, тогда как местные попадают под юрисдикцию нормативно-правовых актов, принятых непосредственно в регионе;
- Штраф, требование, арест имущества задолжавшего или его счетов – те меры, которые контролирующие органы могут применить к плательщикам;
- При поступлении уведомления из Федеральной Налоговой Службы на уплату налогового сбора (автомобильного, земельного и прочих), необходимо осуществить эту самую оплату в срок не более месяца со дня получения уведомления. В некоторых случаях сроки платежа указываются отдельно и могут составлять большие промежутки.
Метод изъятия налогов до получения дохода плательщиком
Способы взимания налогов в РФ включают тот, что предполагает исчисление и уплату в казну сбора еще до того, как плательщик получит доход, облагаемый по соответствующему основанию. Выше мы привели практический пример подобного сценария — когда работодатель удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ еще до того, как зарплата будет выдана сотруднику на руки. Вместе с тем подобные схемы могут реализовываться также и в коммерческой деятельности. Например, никто не мешает предпринимателю, осуществляющему деятельность по УСН, уплачивать налоги еще до обналичивания денежных средств с расчетного счета. Данная схема считается общераспространенной. Рассматриваемый способ сбора налогов может коррелировать с декларационным. В российской системе налогообложения на практике это происходит регулярно. Так, декларация НДФЛ, которая передается в ФНС работодателями или самими гражданами, в большинстве случаев отражает уже уплаченные сборы — по схеме, о которой идет речь.
Административный метод
Специфика административного способа сбора налогов — в преимущественной автономной работе налоговой службы в части определения величины платежей в бюджет. Действия налогоплательщика сводятся к минимуму — он не декларирует каких-либо доходов, ожидая решений от налоговиков, которые выносятся в административном порядке. Вместе с тем критерии их принятия должны быть прозрачны и зафиксированы на уровне нормативно-правовых актов. Примером сбора такого типа может быть налог на имущество физлиц. ФНС, взаимодействуя с различными ведомствами, самостоятельно определяет размер соответствующего платежного обязательства, после чего рассылает квитанции гражданам. Можно отметить, что соответствующий метод сбора в РФ соседствует с кадастровым — поскольку величина имущественного налога для физлиц определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости.
Способы обложения налогами
При обложении налогами действуют три способа взимания налогов, т.е. учета и оценки объекта налога: кадастровый; декларационный; административный (у источника образования объекта).
1.Кадастровый способ предполагает использование кадастра – реестра, описи, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует поземельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет; все остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются органами фиска самостоятельно или с участием землевладельцев. Однако этот способ имеет определенные недостатки:
1)составление требует длительного времени, а следовательно, больших затрат по сбору налогов;
2) данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции.
2.Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления оклада налога. Этот способ преодолевает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
3. Административный способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он осуществляется бухгалтерией предприятия или органом (налоговым), который выплачивает доход. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц: он удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность его уклонения. Сумма, изъятая налогом, переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается подачей декларации в налоговые органы, тогда он носит название административно-декларационного.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.