Депутатская неприкосновенность: что это такое, в чем она заключается?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Депутатская неприкосновенность: что это такое, в чем она заключается?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Депутатская неприкосновенность является главной гарантией статуса данного должностного лица.

Очень часто в средствах массовой информации говорят о том, что народных избранников нельзя привлечь к юридической ответственности, потому что они имеют неприкосновенность и освобождаются от всяческого наказания за содеянное. Так вот это явное заблуждение. Хоть депутаты и являются публичными людьми и обладают неприкосновенностью, тем не менее, по согласию ГД, они могут навсегда лишиться данного статуса. Об этом нужно обязательно знать.

Кроме того, депутатская неприкосновенность напрямую зависит от деятельности народного избранника. Например, если срок его полномочий закончился, то и данного статуса последнего не будет.

Необходимо также указать на то, что правоохранительные органы не смогут передать дело на рассмотрение в судебную инстанцию, пока депутат не лишится своей неприкосновенности. Если этого не произойдет, то дело будет прекращено. Возобновить его можно только если откроются новые обстоятельства.

Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения «в госизмене или совершении иного тяжкого преступления», подтвержденного заключением Верховного суда (ВС) о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного суда (КС) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. «Депутаты [группа от 150 человек] смогут инициировать обвинение в случае какого-то резонансного поступка, тогда в Госдуме создается соответствующая комиссия, которая проверяет эти данные. После чего Госдума направляет в ВС документы с собранными данными, затем ВС выносит свое заключение о наличии в действиях экс-президента признаков преступления. А КС проверяет порядок выдвижения обвинения», – пояснил Крашенинников. Окончательные решения в палатах – об обвинении и о снятии неприкосновенности – принимаются двумя третями голосов. Старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Константин Добрынин говорит, что «теперь фактически лишение неприкосновенности бывшего президента приравнивается по своей процедурной сложности к процедуре импичмента главы государства».

Какие бывают депутаты

В России вопросы местного самоуправления и полномочия местных депутатов регулируются законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он прямо действует на территории всей страны, кроме городов федерального значения: Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Поэтому с депутатами и местным самоуправлением в этих городах не все так просто.

Санкт-Петербург — это субъект РФ. У него свой законодательный орган — законодательное собрание Санкт-Петербурга, или ЗакС. Там работают городские депутаты.

При этом Санкт-Петербург разделен на 111 внутригородских муниципальных образований: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. В каждом образовании есть администрация и совет муниципальных депутатов.

Города федерального значения, в том числе Санкт-Петербург, сами определяют, какие полномочия передать на низовой уровень — в муниципальные образования. Для этого они принимают отдельные законы.

Похожим образом организовано местное самоуправление в Москве и Севастополе.

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламентской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представительных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно снизилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парламенты.

Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испании законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос- сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их документы и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты коррупции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позволил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответствующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору.

Если уголовное дело, возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу последнее не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конкретизируя положение Конституции о депутатской неприкосновенности, Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в первой редакции от 8 мая 1994 г. допустил не вполне корректные формулировки, позволившие толковать депутатскую неприкосновенность расширительно.

Так, в ч. 1 ст. 18 этого Закона было записано, что депутаты «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке». Одновременно достоянием общественности стали факты выдвижения кандидатами в депутаты, и даже избрания депутатами Думы лиц с уголовным прошлым. Указанные обстоятельства послужили поводом для инициирования Президентом РФ запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции института депутатской неприкосновенности.

В принятом по данному вопросу постановлении от 20 февраля 1996 г. Конституционный Суд разъяснил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

Установления ст. 98 Конституции являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа.

Конституционный Суд отметил, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения, предусматривает также невозможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Таким образом, федеральный закон установил более широкий, нежели в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности.

Решая вопрос о конституционности указанных положений закона, Конституционный Суд разделил проблему на две части. Норма ст. 18 Федерального закона о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности были признаны соответствующими Конституции РФ.

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского иммунитета, превращению его в личную привилегию.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Вообще, многими этот термин трактуется как некий статус, который дает возможность депутату вытворять все, что он считает нужным. И надо заметить, что все чаще это подтверждается. И вместе с тем, законодательное определение предусматривает несколько иной порядок. Должностное лицо под депутатской неприкосновенностью действительно не получится привлечь к:

  1. Уголовной ответственности.
  2. Административной ответственности.

Те меры, которые назначаются судом (административное наказание) тоже применить к обладателю неприкосновенности не получится.

НО при одном условии. Если нет согласия представительного органа. Куда и избирался человек. Но ирония в том, что как только человек лишается своих полномочий (например истекает срок), неприкосновенность аннулируется. Теперь давайте вывернем все это в плоскость современных реалий. Для того, чтобы у депутата не отобрали неприкосновенность, ему нужно:

  1. Удерживаться там, где он получил расширенные полномочия.
  2. Дружить с руководством, которое может инициировать соответствующее голосование.

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы

Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламентской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представительных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно снизилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парламенты.

Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член парламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испании законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос- сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их документы и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты коррупции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позволил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответствующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий.

Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорбления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производства по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору.

Если уголовное дело, возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем административную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновенности.

После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу последнее не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Конкретизируя положение Конституции о депутатской неприкосновенности, Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в первой редакции от 8 мая 1994 г. допустил не вполне корректные формулировки, позволившие толковать депутатскую неприкосновенность расширительно.

Так, в ч. 1 ст. 18 этого Закона было записано, что депутаты «не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке». Одновременно достоянием общественности стали факты выдвижения кандидатами в депутаты, и даже избрания депутатами Думы лиц с уголовным прошлым. Указанные обстоятельства послужили поводом для инициирования Президентом РФ запроса в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции института депутатской неприкосновенности.

В принятом по данному вопросу постановлении от 20 февраля 1996 г. Конституционный Суд разъяснил, что неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности.

Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым парламента, их самостоятельности и независимости.

Установления ст. 98 Конституции являются определенным исключением из общей конституционной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты специального статуса парламентария как члена представительного и законодательного органа.

Конституционный Суд отметил, что ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», воспроизводя конституционные положения, предусматривает также невозможность привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке и его допроса без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Таким образом, федеральный закон установил более широкий, нежели в Конституции РФ, перечень случаев, при которых парламентарий не может быть лишен неприкосновенности.

Решая вопрос о конституционности указанных положений закона, Конституционный Суд разделил проблему на две части. Норма ст. 18 Федерального закона о необходимости получения согласия соответствующей палаты Федерального Собрания на привлечение депутата к уголовной или к административной ответственности и на его допрос применительно к действиям по осуществлению депутатской деятельности были признаны соответствующими Конституции РФ.

Однако неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за правонарушение, совершенное не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению парламентского иммунитета, превращению его в личную привилегию.

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия, вплоть до принятия решения о передаче дела в суд, без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Какие конкретные лица обладают неприкосновенностью в Российской Федерации

Профессиональные юристы заверяют, что в Российской Федерации не было принято ни одного закона, в котором бы содержался полный перечень лиц, обладающих правовым статусом «неприкосновенности». Для того чтобы понять кто в России может привлекаться к уголовной или административной ответственности лишь в особом, специально установленном порядке, следует перечислить выдержки из множества правовых документов. Таким образом, неприкосновенными являются:

  • президенты Российской Федерации. Об этом написано в ст.91 Конституции РФ. Известно, что срок неприкосновенности указан как пожизненный;
  • судьи. Об их неприкосновенности на писано в ст. 122 Конституции РФ;
  • депутаты. Речь идёт не только о тех, которые председательствуют в Государственной думе, но и тех, что работают в регионах РФ. Об их неприкосновенности гласит ст. 13 и 14 закона «Общие принципы организации законодательных и исполнительных органов власти»;
  • члены совета Федерации. На это указывает ст. 98 Конституции Российской Федерации.

Помощник депутата Гос. думы: порядок назначения, статус.

17 ПОМОЩНИК ДЕПУТАТА (англ assistant of deputy) — лицо, оказывающее депутату организационно-техническую помощь и выполняющее по его поручению отдельные функции, кроме тех, которые депутат обязан выполнять лично.

Лица, выполняющие указанные функции по поручению члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, называются помощниками члена Совета Федерации (ст. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе иметь до 5 помощников, работающих по трудовому договору (контракту), и до 30 помощников, работающих на общественных началах, по работе в Совете Федерации, Гос-ной Думе, а также по работе в субъекте РФ (для членов Совета Федерации), в избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам), в субъекте (субъектах) РФ,

Необходимая квалификация

Поскольку должность «помощник депутата» относится к государственным, то и требования, предъявляемые к ней, соответствующие.

  1. Кандидат на должность непременно должен иметь высшее образование. Какое именно? На этот вопрос представители народных избранников дают разные ответы. Все зависит от предпочтений депутата. В числе наиболее востребованных: юридическое, экономическое, в ряде случаев — техническое. А ещё лучше, если их будет несколько.
  2. Наличие стажа работы. Он может иметь отношение к гражданской службе и в этом случае должен составлять не меньше двух лет. Также может приниматься во внимание наличие стажа по специальности. В этом случае он должен составлять более чем четыре года.
  3. Соответствующие этой профессии знания и практические навыки, которые позволят успешно справляться с поставленными задачами.

Как, собственно, и при приёме на любую работу, проводится собеседование. Делается это с целью определить какие-либо профессиональные навыки или знания, обсудить такие моменты, как условия труда, величина заработной платы, график работы и многое другое.

Госдума приняла в третьем чтении закон, уточняющий статус помощника депутата

МОСКВА, 31 мар — РИА «Новости». Госдума на пленарном заседании в среду приняла в третьем чтении закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы», уточняющий статус помощника депутата. При необходимых 226 голосах, за принятие законопроекта высказались 302 депутата, против — 102, 1 — воздержался.

По словам представлявшего законопрокнт первого заместителя председателя комитета по конституционному законодательству и госстроительству Александра Москольца, изменение в действующее законодательство потребовалось для «наведения порядка при выдаче удостоверения помощникам».

Депутат сообщил, что в соответствие с документом, в удостоверениях помощников депутатов на общественных началах будет размещена соответствующая запись. Поясняя внесенные изменения Москолец отметил, что «мы выступаем против выдачи фиктивных удостоверений госслужащих тем людям, которые таковыми не являются».

Законом устанавливается различный правовой статус помощников, работающих по трудовому договору, и помощников, работающих на общественных началах.

Помощники депутатов, работающие по контракту, по существу являются госслужащими, и на них в полном объеме распространяется законодательство о федеральной госслужбе. В соответствие с документом, помощники парламентариев, работающие на добровольной основе впредь не могут пользоваться льготами госслужащих.

Как ранее заявлял глава комитета по регламенту Олег Ковалев, внесение подобной записи в удостоверение помощников депутатов направлено на «предупреждения случаев правонарушений, злоупотреблении и коррупции». Он напомнил, что по регламенту у депутата может быть до 5 помощников на постоянной основе, помощников на общественных началах — до 40. Таким образом, общая численность помощников, работающих на добровольной основе, может составлять 18 тысяч человек.

Депутатская неприкосновенность в российской федерации

Проблема неприкосновенности депутата регионального парламента весьма актуальна. Регулярно появляющиеся предложения отменить депутатский иммунитет встречают все большее понимание среди рядовых избирателей, поскольку он ассоциируется с возможностью депутата уйти от ответственности, воспользовавшись депутатской неприкосновенностью. Однако особенность статуса заключается в том, что депутат является представителем народа, выражает его интересы в парламенте и как должностное лицо должно быть защищено от неоправданного преследования по политическим мотивам.

Составной частью мандата является неприкосновенность депутата.

В зарубежных странах и традиционно в советском законодательстве нормативно регламентировался процесс привлечения депутата к уголовной и административной ответственности.

Он имел особенности по сравнению с общим порядком привлечения граждан к ответственности.

Опишите В Чем Заключается Депутатская Неприкосновенность

Ст. 88 Конституции Республики Узбекистан гласит: «Депутат Олий Мажлиса пользуется правом неприкосновенности. Он не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Олий Мажлиса» [6]. Данная статья аналогична ст. 98 Конституции РФ, за исключением того, что в Узбекистане не предусмотрены случаи лишения неприкосновенности депутата при задержании на месте преступления.

Проблема депутатской неприкосновенности весьма актуальна на сегодняшний день. Практически во всех конституциях стран СНГ основу неприкосновенности депутатов составляет неприкосновенность личности. Гражданам стран СНГ основным законом гарантируется неприкосновенность личности. Право неприкосновенности личности распространяется и на депутатов, к тому же их положение как представителей народа в органах власти охраняется еще и дополнительными мерами. Неприкосновенность депутата не является его личной привилегией. Она устанавливается в интересах оптимального осуществления государственной власти и носит государственно-правовой характер.

Кого на самом деле защищает депутатская неприкосновенность

Александр Дели, прокурор ПМР: «Было рассмотрено на прошлой неделе на комитете. Решение так и не было принято. В ходе заседания комитета настораживает тенденция – порядок рассмотрения, когда изначально депутаты при обсуждении высказывают мнение, что, действительно, должен суд разобраться в этих вопросах. Объявляется перерыв, после перерыва депутаты приходят с противоположным мнением. Это вызывает у меня определенные опасения».

Напомним, на рассмотрении депутатского корпуса также находится инициатива прокурора республики. Ее суть – закрепить норму, согласно которой решение о привлечении к уголовной ответственности депутатов будет принимать прокурор города или района, а не депутатский корпус. Такая практика действует в России. В Федеральном законе прописано: «В случае привлечения депутата представительного органа субъекта Российской Федерации к уголовной или административной ответственности согласия данного органа не требуется».

Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Романчук Иван Сергеевич

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что исследуемый в работе институт парламентской неприкосновенности, его понятие, признаки, функции, а также сформулированные диссертантом теоретические положения и выводы имеют большое значение в современной науке конституционного права, в той ее части, которая посвящена парламентской неприкосновенности, а их новое теоретическое осмысление обусловливает теоретическую ценность проведенного исследования.

Исследование опирается на широкий круг нормативно-правовых актов. Прежде всего, это Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Регламент Совета Федерации, Регламент Государственной Думы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, конституции зарубежных стран и др.

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

  • статья 98 (часть 1) Конституции Российской Федерации;
  • статьей 19 Федерального закона №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *