Муниципального унитарного предприятия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Муниципального унитарного предприятия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Имущество унитарного предприятия

Способы использования имущества унитарного предприятия:

  • хозяйственное ведение;
  • оперативное управление.

Имущество унитарного предприятия находится в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Собственник имущества решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении.

Собственник может передать имущество унитарному предприятию как в виде вклада в уставный фонд, так и сверх определенного уставного фонда.

В казенном предприятии уставный фонд не образуется.

Унитарное предприятие не имеет права учреждать дочерние предприятия. Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» устанавливает запрет для государственных и муниципальных предприятий, созданных на праве хозяйственного ведения, выступать учредителем другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернего предприятия). Необходимость запрета обусловлена недопущением вывода из-под контроля имущества предприятий путем создания дочерних предприятий.

Финансовые ресурсы унитарных предприятий имеют те же источники, что и другие коммерческие предприятия.

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

  • имущество, переданное предприятию по решению собственника в оплату уставного фонда;
  • иное имущество, переданное предприятию по решению собственника;
  • прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности;
  • заемные средства, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
  • амортизационные отчисления;
  • капитальные вложения и дотации из бюджета;
  • дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которых участвует предприятие;
  • добровольные взносы и пожертвования организаций, предприятий, учреждений и граждан;
  • иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе доходы от сдачи в аренду имущества.

Унитарное предприятие имеет право распоряжаться активной частью основных средств: имеет право продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям принадлежащие ему оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности с целью получения выручки от продажи активов.

Унитарное предприятие не может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом. Продажа недвижимого имущества, которое находится у унитарного предприятия, осуществляется только с согласия собственника этого имущества.

Согласование сделок предприятия с имуществом, стоимость которого, определенная в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, превышает 150 млн. руб., осуществляется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом на основании решения правительства Российской Федерации или решения, принимаемого по его поручению заместителем председателя правительства Российской Федерации.

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

  • устав.

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Некоммерческая организация — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, они вправе заниматься только теми видами деятельности, которые определены уставом. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для обеспечения достижения своих уставных целей. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика. Некоммерческая организация вправе иметь в собственности любое имущество, находящееся в гражданском обороте, источником которого могут являться любые не запрещённые законом поступления.

Правоспособность некоммерческой организации, как юридического лица, возникает с момента его государственной регистрации и прекращается с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В состав управления некоммерческой организацией входит высший и исполнительный органы управления.

К компетенции высшего органа управления ей относится решение таких вопросов: внесение изменений в, определение приоритетных направлений деятельности, формирование исполнительных органов, утверждение годового бухгалтерского отчета и баланса, а также создание филиалов, открытие представительств некоммерческой организации, участие в других организациях, реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Исполнительный орган управления осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации, он может быть коллегиальным или единоличным.

Виды Некоммерческих организаций:

1. Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

2. Учреждения — некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

3. Общественные и религиозные организации — добровольные объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

4. Фонды — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

5. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – объединения коммерческих организаций с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

27.Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права, их гражданская правоспособность, формы участия в гражданском обороте, особенности ответственности по обязательствам.

Наряду с физическими и юридическими лицами субъектами гражданского права может выступать РФ, ее субъекты и муниципальные образования.

Существует несколько точек зрения на правоспособность публично-правовых образований:

1 т.з. государство обладает общей (универсальной) правоспособностью, т. е. может иметь любые права и вправе заключать любые гражданско-правовые договоры, кроме случаев, когда иное предусмотрено законом.

2 т.з. носит специальный характер, в силу чего публично-правовые образования, могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

3 т.з. носит целевой характер, она вытекает из функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Публично-правовое образование может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей органы, таких как государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Непосредственное участие публично-правового образования в гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов публично-правового образования, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства, действующие от его имени.

От имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные органы, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

Публично-правовые образования отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам и на оборот.

Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а субъекты и муниципальные образования по обязательствам РФ и друг друга.

За исключением случаев, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок создания унитарного предприятия

Базовые нормы, регулирующие порядок учреждения муниципальных и государственных унитарных предприятий, изложены в ст. 114 ГК. Они конкретизированы в главе 2 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Кто принимает решение об учреждении МУПа или ГУПа?

Согласно ст. 8 закона, учредителем унитарного предприятия может выступать государство (РФ или регион) и муниципалитет. Когда речь идет об учреждении такой организации, то или иное публичное образование представляет определенный государственный или местный орган.

На федеральном уровне им по умолчанию является Правительство.

Учредителем может выступить и другой государственный, в том числе региональный, или муниципальный орган, но у него должны быть соответствующие правомочия.

Обычно они указываются в положении, который регулирует его статус, либо наделение происходит специальным актом (постановление или другой документ).

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

    унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

    унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

    Имущество унитарного предприятия

    К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

      хозяйственного ведения;

      оперативного управления.

    При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом, производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

    При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

    При описании особенностей муниципальных унитарных предприятий мы уже частично указывали, в чем заключаются ограничения, накладываемые на их работу. Главный запрет касается свободного распоряжения имуществом, которое неделимо. Любые действия МУПов с ним производятся только с согласия собственников. Если предприятие продаст кому-то долю в уставном капитале без разрешения муниципалитета, то суд такую сделку признает недействительной.

    В отношении МУПов также действует ограничение на создание дочерних компаний. Унитарные предприятия не могут выступать учредителями других организаций с передачей им части имущества. Находящиеся в их ведении материальные активы могут использоваться только как единый блок, переданный владельцем. Такое правило позволяет предотвратить выход из-под контроля особого имущества, с помощью которого решаются социально важные задачи.

    Ответственность государственных и муниципальных унитарных предприятий

    Организация осуществляет коммерческую деятельность согласно уставу унитарного предприятия. Ответственность вытекает из главной особенности — зарабатывать прибыль в пользу государственной казны, используя госимущество.

    Так как капитал формируется из бюджетных активов, за каждое свое действие компания отвечает перед бюджетом. В остальном, УП осуществляет деятельность согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также Гражданскому Кодексу, независимо от разновидностей госпредприятий.

    Если речь идет о гражданско-правовой или иной ответственности не перед бюджетом, а перед юридическими или физическими лицами, то в данном случае применяются основные положения закона для конкретного вида обязательства. Например, если будут нарушены положения о закупках, то УП будет нести ответственность в рамках заключенного контракта.

    Порядок управления собственностью

    Имущество предприятия не принадлежит ему, структура не властна распоряжаться им, но при этом такое вложение обособленно от создателя.

    Формирование владений происходит посредством:

    • Активов, закрепленных за предприятием;
    • Доходов, полученных в результате производства;
    • Прочих вложений, выполненных с соблюдением закона.

    Важно: если структура, как единый комплекс передается во владения другого владельца, то обеспеченная ему собственность, остается при нем.

    Порядок применения активов указан в статьях законодательных актов:

    • Недвижимость, расположенная на балансе, не сдается в аренду, не используется в качестве залога без ведома и утверждения владельца;
    • Транспортное обеспечение используется предприятием по усмотрению, кроме казенных форм;
    • Казенные организации согласовывают применение любого вида имущества с учредителем.

    Учреждение унитарного предприятия Порядок учреждения

    Государственные и муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке. Учредителем унитарного предприятия могут выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Соответственно, решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

    Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

    Учредителем муниципального унитарного предприятия выступает муниципальное образование. Решение об учреждении муниципального предприятия принимается уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Такое решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

    При этом необходимо обратить внимание на то, что Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает исчерпывающий перечень случаев создания предприятий на праве хозяйственного ведения и оперативного правления.

    Устав унитарного предприятия

    Учредительным документом унитарного предприятия является его устав. Устав унитарного предприятия утверждается уполномоченными органами РФ, субъекта РФ, органами местного самоуправления.

    Устав унитарного предприятия должен содержать:

    • полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
    • указание на место нахождения унитарного предприятия;
    • цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
    • сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
    • наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
    • порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативно-правовыми актами;
    • перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
    • сведения о размере уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования;
    • сведения о направлениях использования прибыли;
    • иные предусмотренные законом сведения.

    Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие закону положения.

    Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа РФ, субъекта РФ, органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

    Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для государственной регистрации унитарного предприятия.

    Правовые характеристики МУП

    В условиях современной федеральной России муниципальное унитарное предприятие – это юридический объект, обладающий такими признаками:

    • он образован только решением какого-либо государственного органа власти, начиная с Правительства РФ и заканчивая органом самоуправления отдельной местности;
    • базируется только на имуществе, принадлежащем изначально государству либо органу в России, его представляющему;
    • имеет уставный фонд не менее 1000 МРОТ;
    • работает только под одним собственником-учредителем, делить права на него между какими-либо другими интересантами по закону запрещено;
    • распоряжаться врученным имуществом унитпредприятие вправе только с желания и согласия вышестоящего учредителя;
    • управление учреждением осуществляет руководитель, назначенный контролирующим ведомством по своему выбору.

    Сам тип управления согласно закону дифференцируют на:

    • право хозяйственного ведения;
    • метод оперативного управления (казенные).

    При этом, когда унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на праве хозяйствования, они наделены возможностью пускать часть доходов, полученных с помощью имущества собственника-учредителя, на свои собственные нужды по своему усмотрению. Униты на оперативном управлении такого права лишены, результаты их работы полностью в ведении только изначального собственника. Правовая основа этого – ст.114, 115 ГКРФ.

    Таким образом, на практике МУП означает организацию, созданную, к примеру, местным исполнительным комитетом, администрацией, муниципалитетом, который выделил сугубо из своих фондов какое-то имущество для ее работы – недвижимое, движимое — посадил над ней руководителя и определил задачи для выполнения. Ответственность за деятельность на вверенной базе будет нести руководитель, а ответственность за само имущество и активы – курирующий исполком, администрация, муниципалитет.

    Характеристика унитарного предприятия

    Унитарность – это своеобразная форма деятельности организации, которая характеризуется следующим образом:

    • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;
    • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;
    • членство не предусмотрено;
    • управление осуществляется единолично.

    Эти хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

    • чтобы иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;
    • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;
    • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

    Закон об унитарных предприятиях, главной целью их деятельности, называет решение задач государственного уровня на коммерческой основе.

    При создании таких учреждений государство или муниципалитет обеспечивают его имуществом, которое является их собственностью на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Устав об этом четко прописывает. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества. Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

    Способы использования имущества

    Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

    Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

    • на праве хозяйственного ведения;
    • на оперативном управлении.

    Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

    В законе это четко прописано.

    Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

    При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

    • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;
    • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;
    • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;
    • контролирует сохранность имущества.

    Источники формирования имущества унитарного предприятия

    Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

    имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

    другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

    прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

    полученные кредитные и заемные средства;

    начисленные суммы амортизационных отчислений;

    осуществленные предприятием капитальные вложения;

    полученные дотации из бюджета;

    дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

    добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

    иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.


    Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *