Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Меры обеспечения и порядок привлечения к административной ответственности
Иногда сотрудник органа власти не составляет протокол об административном правонарушении. А осуществляет мероприятия, которые в той или иной мере ограничивают свободу. Это доставление и даже задержание. Или за нарушение ПДД — отстранение от управления транспортным средством. Направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. И так далее. И многие граждане полагают, что на этой стадии привлечение к административной ответственности еще не началось. Никакого защитника и никаких особенных прав нет. Но это не так.
Первый протокол о применении любой из мер обеспечения — это уже возбуждение дела. И каждое такое действие сотрудник должен задокументировать. Либо отдельным протоколом. Либо в некоторых случаях сделать отметку в протоколе об административном правонарушении (о доставлении, к примеру). Подробную информацию про каждый вид меры обеспечения излагает глава 27 КоАП РФ.
И поскольку все эти меры означают, что дело об административном правонарушении возбуждено, значит, и права возникают сразу. А если уполномоченные сотрудники этого не понимают — пишите письменное ходатайство, делайте записи в протоколе о нарушениях. Это может пригодиться при обжаловании.
Вместо принятия мер обеспечения может быть начато административное расследование. Но об этом информацию мы разместили отдельно.
Как обжаловать привлечение к административной ответственности?
Эта инструкция поможет вам в случае, если вас привлекли к административной ответственности. Закон позволяет вам воспользоваться различными способами защиты – подать жалобу вышестоящему должностному лицу (или в вышестоящий орган) или в суд.
На это у вас есть, как правило, 10 дней с момента вручения копии постановления, при этом процедура обжалования не облагается государственной пошлиной – т. е. не требует каких-либо затрат. Изучив инструкцию и воспользовавшись образцами заявлений, вы сможете самостоятельно защитить свои права.
Процесс оспаривания привлечения вас к административной ответственности на самом деле не так сложен, но всё же мы рекомендуем по возможности обращаться к квалифицированным юристам.
Подробное о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административных правонарушениях, смотрите в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с последующими изменениями).
Адвокат по привлечению к административке в Екатеринбурге
Административные дела бывают не такими простыми, как кажется на первый взгляд. Кроме того, указанная категория дел имеет свою специфику, поэтому обращаться за юридической помощью следует к тем адвокатам, которые специализируются на данных делах.
В нашем Адвокатском бюро «Кацайлиди и партнеры» имеются адвокаты, одним из направлений деятельности которых является административное право и, соответственно, вопросы привлечения к административке.
Обратившись к нашим административным адвокатам Вы можете воспользоваться следующими услугами:
- получение развернутой консультации по Вашему вопросу, связанному с привлечением к административке
- изучение документов гражданина, связанных с привлечением Вас к административке
- подготовку возражений на привлечение к администартивке
- участие адвоката в качестве Вашего представителя при рассмотрении административного дела
- подготовку жалобы на акт о привлечении к административной ответственности физического лица
- сбор, запрос дополнительных доказательств Вашей невиновности
- иная юридическая помощь
Процедура привлечения
Гражданин может привлечься к административной ответственности только в том случае, если его вина доказана в полном объеме. Наказание вменяется только за те административные правонарушения, которые совершило лицо.
Административный процесс интересен своими особенностями. Так как одной стороной выступает лицо без юридического образования, а представителем обвинения является государство, распределение сил в конфликте неравное, поэтому внесены поправки в закон. Изменения касаются части представления интересов виновного лица в суде. Теперь лицо, не имеющее юридического образования, не может участвовать в качестве представителя в административном процессе.
Таким образом, виновное лицо не обязано доказывать отсутствие своей вины в содеянном. Доказательствами должна заниматься сторона государства.
При электронной фиксации правонарушения фото- или видеоаппаратурой протокол составляется автоматически, и лицо уведомляется о совершенном правонарушении путем почтового сообщения.
Если виновник задержан в процессе совершения правонарушения, должностное лицо фиксирует протокол на месте и знакомит гражданина с его правами и обязанностями. Кроме того, существует необходимость в понятых для подтверждения наличия правонарушения.
Юристы советуют гражданам помнить, что административный проступок совершен только в том случае, если:
- доказано наличие события;
- субъект достиг возраста 16 лет;
- субъект вменяем;
- не доказана крайняя необходимость;
- нарушенная норма закона не утратила силу;
- срок давности не истек.
При наличии состава административного правонарушения ведется одноименное производство, по результатам которого выносится решение о привлечении лица к ответственности и вменении ему наказания в соответствии с федеральным законодательством.
Нарушителям следует прислушаться к напоминаниям юристов о том, что виновное лицо имеет право обжаловать вышеописанное постановление в судебном порядке, воспользовавшись услугами профессионалов или действуя самостоятельно.
Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Статья 4.3 КоАП РФ. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность
- Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. - Обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
- Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Присутствие виновного
Так как каждое противоправное деяние должно быть наказано с учетом его особенностей и степени опасности, с соблюдением конституционных прав граждан и юридических лиц, устанавливается и давность административной ответственности.
По уголовным делам, которые отличаются серьезными последствиями, срок давности намного больше – от 2 до 15 лет, смотря какое преступление было совершено. Кроме этого, такие периоды могут даже приостанавливаться, если лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, уклоняется от следствия.
По административным делам происходит все иначе. Согласно статье 25.1 КоАП дело может быть рассмотрено в суде без присутствия лица, которое виновно в совершении административного правонарушения, только в тех случаях, когда гражданин или организация в лице представителя должным образом уведомлены о том, что состоится судебное заседание.
Приостановление и продление сроков
Вопросы дисквалификации виновного лица могут быть решены в течение 12 месяцев со дня обнаружения или совершения.
В том случае, если изначально по совершенному нарушению проводилась проверка в уголовном ключе, но при этом в возбуждении дела было отказано и имеются признаки правонарушения с точки зрения КоАП, то срок привлечения к административной ответственности начинает исчисляться не со дня вынесения решения об отказе (что было бы целесообразно), а с момента совершения деяния.
Если виновное лицо заявило просьбу о рассмотрении дела по месту жительства, дело передается в соответствующий суд. При этом установленные КоАП сроки привлечения к административной ответственности приостанавливаются. Об этом сказано в статье 4 кодекса.
Продление сроков происходит нечасто, но возможно только по ходатайству лиц. Суд не имеет права самостоятельно восстанавливать сроки привлечения на свое усмотрение.
Административная ответственность должностных лиц
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.
Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово
Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.
Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.
Принципы административной ответственности юрлиц
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ:
- Юридическое лицо привлекается к административной ответственности только в случаях прямо предусмотренных КоАП РФ или региональным законом об административных правонарушениях.
- Если санкция какой-либо административной статьи предусматривает наказание для юридических лиц, значит, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности по этой статьей за соответствующее правонарушение.
- Если административная статья предусматривает ответственность исключительно для физических лиц, то юридическое лицо не подлежит ответственности по этой статье.
- Если административная статья прямо не определяет, что ответственности подлежат только физические или только юридические лица, то такая норма применяется к любым субъектам.
- Административная ответственность юридического лица может переходить на другое юридическое лицо. Такое возможно после слияния, преобразования, разделения или выделения:
- после слияния или преобразования ответственность переходит к новой организации, образованной после реорганизации;
- после разделения или выделения административная ответственность переходит к юридическому лицу, получившему права и обязанности в части сделок и активов, которые были связаны с совершенным правонарушением.
- Если юридическое лицо совершило правонарушение, действуя в качестве единоличного исполнительного органа (руководителя) другого юридического лица, оно подлежит ответственности именно как юридическое лицо.
Административное правонарушение юридического лица – это, как правило, нарушение установленных правил ведения экономической, предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного, налогового, таможенного, экологического, транспортного законодательства, а также законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Но только этими сферами правонарушения не ограничиваются.
Признаки административного правонарушения
С учетом этого определения можно называть следующие признаки административного правонарушения:
- деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
- антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества: обобщенный перечень таких интересов дан в ст. 1.2 КоАП РФ и конкретизируется в содержащихся в нем правовых нормах;
- виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью (ст. 2.2 «Формы вины» КоАП РФ);
- противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.
- нарушение норм и форма — возлагается и реализуется в установленной законом процессуальной форме; нарушение процедурных норм также влечет за собой ответственность;
- осуществляется уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами в строго определенном порядке и в пределах своих полномочий.
Виды административных взысканий определены в ст. 3.2 КоАП РФ.
👨 Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ
Конечно, любое производство начинается с фиксации факта совершения административного правонарушения. То есть совершения (или не совершения) действий, которые устанавливает Особенная часть КоАП РФ (раздел II). В некоторых случаях – закон субъекта РФ. Который в любом случае не может противоречить КоАП РФ. Подробная информация о том, как именно проходит возбуждение дела об административном правонарушении, на сайте представлена. Повод для возбуждения дела и начинает процедуру привлечения к административной ответственности.
На начальной стадии правонарушитель (пока только предполагаемый) должен обратить внимание на полномочия лица, которое оформляет процессуальный документ. Кстати, самый распространенный документ, который фиксирует возбуждение дела – протокол. Редко – сразу выносят постановление о привлечении к ответственности. Могут быть и иные документы. Итак, кто именно составляет документ?
В России огромное количество органов власти. И в составе их есть разные по должности (званию) сотрудники. Во-первых, сначала следует обратиться к ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И главе 23 Кодекса. И убедиться, что сотрудник уполномочен составлять документы и начинать дело. Во-вторых, уже на этой стадии должны быть разъяснены права (право на защитника или представителя возникает сразу). В-третьих, если не согласны – пишите несогласии и делайте соответствующие отметки в документах.
Заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственностиВ случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Там же п. 3. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения.