«Прирезка» земельного участка в 2023 году к основному, особенности оформления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Прирезка» земельного участка в 2023 году к основному, особенности оформления». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание

Далеко не каждый владелец собственного участка знает, что имеет полное право на законных основаниях присоединить некоторую часть прилегающих территорий. По крайней мере, новый закон под № 150, вступивший в силу 17.06.2019 г., позволяет сделать это в более легкой форме, нежели до него.

в) Перераспределение земельных участков и земель на территории с утвержденным проектом межевания.

Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.

Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков. Эти участки приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.

Перераспределение земельных участков по проекту межевания допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.

Иными словами. Перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвердили проект межевания.

Если участок приобрели до утверждения проекта межевания, то можно перераспределить землю. Перераспределенный участок будет соответствовать упорядоченным участкам.

В любом случае, площадь нового земельного участка не может превышать максимальный размер. Предельный размер земельного участка устанавливают в Правилах землепользования и застройки.

Правила землепользования и застройки — сокращенно ПЗЗ. Правила землепользования и застройки принимают и утверждают в муниципальном образовании.

Резервирование земель может осуществляться по решению федеральных, региональных и местных властей.

По законодательству (Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд») решения властей о резервировании земель должны регистрироваться в Рорсеестре.

Отсюда можно сделать вывод, что информация о резервировании земель должна отображаться на Публичной кадастровой карте.

Однако, учитывая, как исполняются законы, опрометчиво полагаться исключительно на Росреестр и ПКК.

Для выяснения вопроса о зарезервированных землях целесообразно посмотреть на сайте администрации постановления на эту тему. Либо направить официальный запрос в администрацию.

Как минимизировать риск получения отказа по данному основанию?

  • Провести прирезку земли площадью менее минимального размера участка, установленного в ПЗЗ.
  • Прирезать землю к участку со всех или нескольких сторон, чтобы контур присоединяемой территории не имел правильной формы. Например, увеличивать участок за счет расширения границ своего участка с 4-х, либо 3-х сторон, в крайнем случаем с 2-х сторон. Если будете увеличивать участок путем присоединения земли с одной стороны, то есть фактически присоединяете смежную территорию, то при превышении минимального размера, можно получить отказ.

Кроме этого, необходимо соблюдать следующие требования:

  • границы участка не должны пересекать границы муниципального образования, территориальных зон, лесничеств, лесопарков;
  • новые границы участка не должны препятствовать разрешенному использованию объектов недвижимости;
  • прирезка не должна приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель.

Иными словами, не нужно в погоне за лишними сотками впадать в безумное стяжательство, потому что разумный подход позволит минимизировать риск отказа.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Прирезка земли общего пользования

В случае если дачный участок находится на краю садового товарищества, и с одной из смежных сторон имеется бесхозная полоска земли, можно оформить прирезку. Есть возможность зарегистрировать как аренду лишних соток, так и оформить права собственности. В первом случае собственник рискует в любой момент лишится этой части земельного участка. Юристы в этом случае перед оформлением прирезки проверяют, правильно ли оформлены границы садового товарищества, изучают генеральный план и план межевания территории. В некоторых случаях регистрация лишних соток не пройдёт, если границы СНТ не определены.

Перед тем как начать оформлять прирезку, юристы проверяют Постановление местной администрации и схему, на которой отображены границы участков и общих земель садового товарищества. Если прирезаемый участок был в аренде по решению общего собрания, то есть высокая вероятность одобрения регистрации права собственности и без определения границ всего СНТ. В противном случае есть два выхода: подготовка проекта межевания СНТ или обращение в суд для оформления лишних соток в собственность. При этом согласие соседей не потребуется, если один и тот же участок имеет общие границы с двумя наделами разных собственников.

Кадастровые инженеры и юристы ГКИ «Недкадастр» оформляют прирезку земельного участка и при необходимости помогают устранить препятствия в оформлении законными способами. Выезжаем на объект и производим замеры для подготовки схемы. Подаём заявление в Росреестр, если участок Лесфонда. И взаимодействуем с администрацией при наличии смежного муниципального участка. Регистрируем прирезку общих земель в СНТ, проводим смену вида разрешённого использования, если при оформлении выяснилось, что ВРИ разное.

Что такое прирезка к земельному участку?

Чтобы урегулировать процесс прирезки, российское Правительство внесло некоторые поправки к основному закону, которые вступили в силу 1.03.15. После этого в Земельном Кодексе РФ имеется глава V.4, в которой регулируется увеличение площади земельного участка посредством прирезки, получившей название «перераспределение территорий».

Таким образом, в настоящее время можно узаконить прирезок земельного участка, занятый гражданином самовольно. В последние годы прирезку смежного земельного участка к основному можно провести на вполне законных основаниях.

Начиная с обозначенной выше даты, в Уполномоченный орган (в дальнейшем УО) с целью выполнения операции по перераспределению земли могут обращаться граждане, являющиеся владельцами наделов для садовничества, огородничества, индивидуального строительства, сельскохозяйственной деятельности.

Оформление прирезки дополнительной площади земельного участка выполняется в соответствии с нормами постановления правительства РФ — гл.V.4, ст.39.29 ЗК.

Земельным Кодексом РФ разрешается увеличение площади земли за счет прирезки земель, находящихся в муниципальной или государственной собственности. Решение об отведении земли принимается на уровне органов местного самоуправления.

С заявлением обращается собственник участка или его доверенное лицо. При этом получившийся размер не должен превышать установленных границ. Для Москвы и МО предельные параметры участка под ИЖС находятся в границах 6-15 соток. Узнать точное размеры можно в ПЗЗ (правила землепользования) вашего муниципального района.

Внимание! Увеличивать земельные участки за счет дорог, коммуникационных сооружений, иных сооружений, необходимых для нормального функционирования района не разрешается. Запрет касается также лесных и прибрежных зон.

Присоединяемая площадь не должна превышать 10% площади основного участка. Если присоединяемой земли больше, или ее общая площадь превышает установленные границы, то тогда формируют новый участок и выкупают по заявленной кадастровой стоимости.

Что такое «прирезка», законодательная база

Прирезка – это самовольное присоединение к имеющемуся участку части наделов, расположенных поблизости. Владелец перемещает установленные границы, таким образом, увеличивая общую площадь своего основного надела. Зачастую люди делают это самовольно, поэтому законодательству пришлось создать специальные нормативные акты, способные регламентировать данную процедуру.

Земельный кодекс пережил ряд поправок, которые 1 марта 2015 года обрели необходимую законную силу. Новый ЗК РФ имеет дополнительную главу, где подробно описан процесс прирезки и последующее оформление наделов, приобретенных ранее самовольным путем, это глава V4. Ее наименование «Порядок перераспределения» как раз касается возможности прирезать дополнительные сотки к своей существующей территории. Гражданам потребуется статья 29.29.

Схема перераспределения земельных участков пример

Приведем некоторый пример. Владельцы смежных угодий в деревне Павел и Петр обратились в землеустроительную организацию для проведения кадастровой съемки, подготовки и проведения межевых работ своих территорий, не открывая истинных мотивов.
После оплаты работы и получения готовой документации, мужчины подготовили и сдали в Росреестр заявление о регистрации площадей, проведя при этом их перераспределение. В установленный срок им был выдан отказ, так как новые площади не соответствовали требованиям земельного законодательства и подзаконных муниципальных актов.

Оказалось, что при перераспределении, территория Павла существенно уменьшена, а это невозможно сделать, так как на ней был возведено жилое строение, и площадь под ним не может стать меньше 0,6 га.

В дальнейшем мужчинам пришлось заново обращаться в межевую организацию для проведения повторной топосъёмки с учетом установленных требований. И тогда им была выдана новая документация на их участки.

Способы прирезки земли к участку

В результате прирезки земель, площадь участка, находящегося в собственности должна вырасти. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • после подписания договора между собственниками смежных участков (дополнительная площадь может быть получена как безвозмездно, так и за деньги);
  • на основании судебного решения, определяющего границы земельного участка, находящегося в собственности заявителя. Как правило, стороны обращаются в суд, когда не могут провести межевание в добровольном порядке;
  • при межевании, когда процедура проводится, чтобы устранить ошибки, допущенные при внесении данных в реестр. Инициатором процедуры может быть как сторона, чьи имущественные права были нарушены, либо представитель Росреестра;
  • в результате проведения кадастровых работ, если в результате проведения изысканий были выявлены несоответствия физических размеров надела и границ, определённых правоустанавливающими документами.

Кардинально новый способ возможен после принятия ФЗ № 150, призванного упорядочить кадастровые сведения, закрепив права на бесхозные земли. Так, гражданин, участок которого граничит с бесхозным наделом, может прирезать до 10% от площади земли, находящейся в его собственности.

Как оформить прирезок к земельному участку в 2021г

Самовольное присвоение земли влечёт за собой ответственность. Земля не может быть «ничьей». Собственником может быть либо другое частное лицо, либо государство (муниципалитет). Пользоваться землёй можно только имея право собственности на неё.

Прирезка земельных участков — возможность на законном основании увеличить площадь владения за счёт прилегающей территории. Прирезать можно земли, граничащие с лесными массивами, либо общего пользования.

В таком случае старый участок перестаёт существовать, формируется новый земельный участок и право собственности на него. Самозахват государственных или муниципальных земель — административное нарушение, за которое собственнику придётся расплачиваться.

К тому же не исключено, что на самовольно захваченную территорию муниципальный орган уже наметил строительные работы, либо сосед желает оформить право собственности на этот же кусок.

Итак, как видите, прирезку можно оформить далеко не во всех случаях

Как правило, это возможно лишь тогда, когда спорный (прирезаемый) участок не представляет интереса для администрации, если он находится в тупике (например, как на рисунке выше) или же если прирезка делается в целях спрямления границы Вашего участка.

Законом установлено, что для оформления прирезки необходима, в частности, схема. Однако, кто ее должен составлять? Если это сделает сам гражданин, не будучи специалистом в землеустройстве и не имея необходимого оборудования и приспособлений, то, скорее всего, схема будет выполнена неточно (за исключением уж совсем очевидных случаев). Поэтому, скорее всего, придется обратиться к кадастровым инженерам, которые и сделают соответствующий межевой план. Для администрации такой план будет более весомым аргументом по сравнению со схемой, выполненной неспециалистом, к тому же, имеющим заинтересованность. Тогда как кадастровый инженер — лицо нейтральное, поэтому доверия к его плану будет больше. Кстати, он же может, при составлении межевого плана, учесть большинство деталей, СНиПов и иных требований и нормативов к расположению новой границы земельного участка. Возможно, он сможет дать некоторые полезные советы (но не все, как показывает практика).

Вместе с тем, обращение к кадастровому инженеру далеко не всегда является застрахует от неприятностей. Например, под землей может проходить газопровод или водопровод. В судебной практике были случаи, когда человек покупал участок. Администрация была, разумеется, в курсе. Но когда он (через несколько лет) начинал там строительство, то вдруг получал претензию на предмет того, чтобы немедленно и за свой счет снести свои постройки. Так как, «оказывается», под землей в том месте проходит газопровод высокого давления. Соответственно, зона около него является охранной и не подлежит застройке (т.е. нельзя ставить никакую недвижимость… даже туалет; даже забор!). И кто виноват в такой ситуации?

Землевладелец, естественно, ничего не знал об этом и действовал как добропорядочный приобретатель. Однако, суды указывали, что вне зависимости от порядочности приобретателя, он не имел права возводить постройки непосредственно над трубой газопровода. Тот факт, что при покупке участка он не знал о его наличии, не дает ему прав нарушать его охранную зону. Ну, а с администрацией, как всегда, все еще проще. Она может заявить, что, мол, не знала о том, что участок приобретается для капитального строительства (а может тот, кто его купил, будет там цветы сажать или сделает зону отдыха). И что она не несет ответственности за сделки между владельцами участков. Или что-нибудь подобное. Что же касается продавца участка — он, понятное дело, не обязан вникать в такие тонкости. Это вот при продаже автомобиля, жилого здания — продавец обязан предупредить покупателя об имеющихся недостатках, неисправностях. Тогда как наличие газопровода, согласно законодательству, недостатком не является (ну, не предусмотрено такого недостатка ни в законе, ни в подзаконных нормативно-правовых актах). Нет в законе таких норм, из которых следовало бы, что наличие сетей коммуникаций, газопроводов, электрических сетей и т.п. является недостатком земельного участка (за исключением, разве что, электрических сетей высокого напряжения выше 35 кВ — но там ни один нормальный человек сам не будет покупать участок). Поэтому продавец, в общем-то, необязан сообщать покупателю о скрытых сетях коммуникации, проходящих по его участку или под землей. Вместе с тем, покупатель может, конечно, оргументировать свои претензии к продавцу (и только к нему), что, мол, наличие сервитута, обусловленного прохождением газопровода или чего аналогичного, является существенным фактором, снижающим стоимость земельного участка. Поэтому в подобных случаях можно вести речь о выплате компенсации покупателю со стороны продавца. Однако, суды подходят к подобным делам по-разному, да и мало таких дел на практике.

Новый закон о прирезке земельных участков 2021

Законы в сфере землеустройства и кадастра в последние годы претерпели активные изменения. Новый закон о прирезке земельных участков, действующий в 2021 году – это целый пласт норм, затрагивающий образование земельных участков. С начала 2019 года вступил в силу 217-ФЗ о садоводстве, меняющий основные понятия и определения дачных участков. 17 июня 2021 года был принят новый закон 150-ФЗ, вносящий изменения в законы о кадастровой деятельности и регистрации недвижимости (218-ФЗ и 221-ФЗ). Изменения касаются комплексных кадастровых работ: порядок их проведения упрощается, при этом остается возможность увеличить земельный участок до 10 % от его общей площади, если во время проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что по факту участок больше, чем на бумаге. Также Госдума рассматривает еще ряд поправок, упрощающих процедуру оформления земельных участков и строений (дачную амнистию продлят до 2022 года).

Можно ли оформить излишки большего размера?

Да, но уже за плату. Если излишек земли превышает эти значения, нужно определить, какая именно площадь используется дополнительно. Для этого необходимо провести межевание и уточнить границы участка, если сведения о них отсутствуют в ЕГРН. «Если это не земли общего пользования и не земля, которая принадлежит другому собственнику, то нужно воспользоваться механизмом перераспределения. Это осуществляется за плату. Размер платы устанавливается регионами. Если же есть конкретный земельный спор между соседями, то он, конечно, должен решаться только в суде, об этом говорит Земельный кодекс. Если спора нет, то перераспределение осуществляется в пользу того соседа, который первым обратился в орган местного самоуправления за перераспределением», — сообщает пресс-служба Росреестра.

Если излишек представляет собой полноценный земельный участок, его нельзя оформить как «прирезку». В этом случае его нужно брать в аренду или покупать у муниципалитета на конкурентных условиях.

Прирезка земельного участка в 2021 году к основному, особенности оформления

Земельный кодекс (ст. 39.29) устанавливает следующие сроки рассмотрения заявления о прирезке земельного участка:

  • общий срок 30 рабочих дней
  • увеличение срока до 45 рабочих дней (если нужны дополнительные документы)
  • срок возврата неполного комплекта документов – 10 дней.

После того, как заявление принято заключается соглашение о том, что муниципалитет не против увеличения ваших земель.

Владимир Путин разрешил россиянам регистрировать излишки земли. Это на руку как государству, так и обычному гражданину. Подписав 150-ФЗ от 17.06.2019 (закон вступил в силу 16.09.2019), президент тем самым высказал свое мнение о прирезке земельного участка и подтвердил необходимость упрощения кадастровых работ, что по словам замглавы кадастровой палаты Марины Семеновой положительно отразится на собственниках земельных участков. Оформленные прирезки теперь официально будут собственностью граждан – что повысит доходы в казну за счет земельного налога, а граждане, в свою очередь, смогут обладать участками не только в натуре, но и на законных основаниях.

Претендовать на увеличение участка за счёт прилегающей территории можно при следующих условиях:

  • если соседний участок не обременён правами третьих лиц;
  • если границы участка изломаны и необходимо придать правильную геометрическую форму и единообразный размер;
  • если в площади участка допущена кадастровая ошибка и необходимо её исправить, восстановив исходный размер;
  • если из прирезанного куска нельзя сформировать полноценный участок.

Сколько Раз Можно Подавать Заявление На Перераспределение Земельного Участка

По итогам кадастровых работ будет составлен межевой план. В текстовой части плана и на приложенных схемах будет отражена площадь общего участка с учетом прирезки земли и новые границы. С межевым планом и соглашением нужно обратиться в Росреестр или МФЦ. По заявлению собственника будут проведены следующие процедуры:

  • кадастровый учет, т. е. внесение в ЕГРН обновленных данных на участок (кадастровый номер останется прежним);
  • регистрация права собственности, если ранее оно не было закреплено в ЕГРН;
  • выдача правоустанавливающего документа на участок с обновленными границами – выписки из ЕГРН.

Если в Росреестр или МФЦ обращается собственник участка, регистрацию прав ему проходить не нужно. В ходе кадастрового учета будут обновлены сведения в ЕГРН, о чем заявитель получит выписку.

Закон № 150-ФЗ не предусматривает взимание платы, если прирезка осуществляется в пределах 10 % от площади исходного участка. По сути, государство стимулирует собственников выявлять и закреплять права на бесхозные участки, либо нераспределенные земли муниципального фонда. По иным вариантам прирезки (договоры, соглашения) размер платы может определяться по договоренности сторон.

Платить не придется и за кадастровый учет, так как эта муниципальная услуга осуществляется бесплатно. Стоимость кадастровых работ (межевания) определяется по договору подряда с кадастровым инженером. Расценки зависят от общей площади границ, удаленности участка и иных факторов.

Подавать подобные заявления вправе собственники земли, которая предназначена для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного и личного подсобного хозяйства.

Есть три основных ограничения :

    Нельзя превышать максимальный размер участка, установленный в отношении данного разрешенного вида использования и для данной территории. То есть новый надел, образованный после присоединения «прирезки», не может быть больше утвержденного предела.

Бесплатно без торгов произвести оформление в собственность увеличенных угодий возможно в случае, когда эта «дополнительная» доля составляет размер, не превышающий минимальную величину участка, определяемую для объектов конкретного целевого предназначения. Такое правило предусмотрено ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Основания для перераспределения

Случаи незаконного захвата земли установлены ст. 7.1 КоАП. Если в данном конкретном случае будут выявлены мошеннические моменты, дело может попасть под действие уголовного кодекса. При таком раскладе правонарушение грозит куда более серьезными последствиями, чем просто штраф и изъятие участка.

При отсутствии мошеннических действий нарушитель заплатит штраф. Его размер зависит от нескольких факторов:

  • поставлен ли участок на кадастровый учет;
  • какова оценочная стоимость данного земельного надела.

Перераспределение земельного участка (в простонародье «Прирезка») — это увеличение или уменьшение своего ЗУ за счет государственного или ЗУ другого собственника. В земельном кодексе данная норма закреплена в ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ. Однако, обратите внимание на то, что в результате перераспределения земель площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны. Градостроительную зону, а так же правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вы можете посмотреть на официальном сайте администрации вашего муниципального образования.

Вышеуказанные нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Территория земли, за счет которой осуществляется перераспределение, не может быть территорией общего пользования, при этом она также не может выходить за пределы территориальных границ, которые обозначают коммуникации, автомобильные дороги и иные линейные объекты.

  • П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  • Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
  • Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Для перераспределения земельных участков должны быть веские причины. К ним относят:

  1. объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание (прирезка);
  2. изъятие земель государством для осуществления особых функций;
  3. но самая распространённая причина — уточнение границ при наличии споров с соседями.

За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:

  1. раздел;
  2. объединение;
  3. перераспределение;
  4. выделение из других участков, а также государственных земель.

Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что перераспределение земельных участков — это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.

Обратите внимание, что объединить можно только земельные участки с одинаковым видом разрешенного использования и целевого назначения.

Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Скачать образец соглашения о перераспределении земельного участка.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *