Объекты экологической экспертизы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты экологической экспертизы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Государственная экологическая экспертиза регулируется одноименным Федеральным законом №174. Согласно ему, первостепенная задача данного мероприятия состоит в обеспечении гарантированного права жителей РФ на комфортные экологические условия. ГЭЭ подразумевает изучение проектной документации членами комиссии, которая формируется отдельно по каждому заявлению. В состав комиссии входят эксперты и научные деятели в предметной области, к которой относится планируемый к исполнению проект.

Государственная экологическая экспертиза

С Государственной экологической экспертизой сталкиваются следующие организации:

  • Разработчики технологий, производители оборудования и установок для обезвреживания отходов.
  • Предприятия, связанные с деятельностью по захоронению мусора – проведение Государственной экологической экспертизы обязательно для возведения новых полигонов, шламохранилищ, могильников и др., а также реорганизации уже существующих объектов размещения, в том числе, несанкционированных.

Государственная экологическая экспертиза документации проходит в закрытом режиме. Мероприятие требует минимального участия заявителя, которое сводится к подаче пакета и взаимодействию с комиссией для дачи пояснений по запросам.

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Экологическая экспертиза — процесс установления соответствия документации на действующем предприятии, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, для предотвращения негативного воздействия деятельности на окружающую среду.

Экологической экспертизе подлежит проектная документация на объекты размещения, обезвреживание и утилизацию отходов. Принято выделять 2 вида государственной экологической экспертизы (ГЭЭ): государственная и общественная. Давайте рассмотрим их основные отличия.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Регулирует ГЭЭ Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).

Для чего стоит делать комплексную экологическую экспертизу приусадебного участка

Приобретая загородный участок, облагораживая его и возводя на нем постройки, вы инвестируете средства в здоровье и будущее себя и своих детей. Сейчас многие стараются купить участок, имеющий положительное заключение экспертов-экологов. Такие участки ценятся выше и обычно дороже стоят.

К счастью, провести такое исследование можно как до покупки участка, так и после. Если в поселке не проводилась подобная проверка, вы можете заказать ее для отдельного участка еще до покупки. Это позволит оценить вам возможные риски и понять, сможете ли вы нейтрализовать вредное влияние, и какие шаги для этого вам понадобится предпринять.

Зачастую комплексное исследование проводят при подозрении в экологической безопасности уже столкнувшись с проблемами. Если вы уже приобрели участок, то его проверка на возможные загрязнения позволит вам выявить источники опасности и своевременно заняться их устранением.

Также стоит провести экологическую экспертизу при продаже земли, это значительно повысит цену и инвестиционную привлекательность участка.

Обратившись в нашу компанию, с целью проведения экологической экспертизы проектной документации, клиент получит такие услуги наших специалистов.

Мероприятия Описание
Профессиональный анализ проектной документации Подав неполный пакет документов в экспертную комиссию, ожидать положительного решения экологической экспертизы не приходится. Именно поэтому наши специалисты начинают работу с проведения анализа и инвентаризации всех необходимых проектных документов и сбора недостающих документальных актов. Это поможет избежать негативного решения экспертов.
Организация общественной экоэкспертиы При необходимости наши специалисты организуются проведения квалифицированной общественной экспертизы с привлечением грамотных аккредитованных экспертов. Положительное решение общественной экспертизы повышает вероятность скорейшего получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта.
Подача документов в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды Наши профессионалы подготовят пакет документов и официальное обращение в территориальное отделение Госкомитета России по охране окружающей среды. Также помощь наших сотрудников может понадобиться заказчику при оплате экспертизы в положенном законом объеме.
Оспаривание результатов экологической экспертизы Если заказчик категорически не согласен с результатами проведенной экологической экспертизы, он имеет право обжаловать этот вывод в суде. Профессионалы компании «Экобезопасность» помогут составить грамотное исковое заявление в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд.

Особенности процедуры

У заказчика, согласно с Федеральным Законом «Об экологической экспертизе», имеется ряд прав и обязанностей, которые регламентируют его взаимоотношения с экспертной комиссией. В соответствии с этим законом заказчик обязуется предоставить экспертной комиссии полноценный пакет подлинной проектной документации, своевременно оплатить проведение экспертизы в полном объеме и проводить свою деятельность исключительно в соответствии с рекомендациями, полученными в экологическом заключении.

Кроме обязанностей, заказчик имеет и права. Так, заказчик имеет право быть уведомленным о сроках начала и окончания экологической экспертизы, а также получить все ее материалы для ознакомления и изучения. Если в ходе ознакомления у заказчика возникают замечания и пояснения, он имеет право их донести до экспертной комиссии. Если заказчик отмечает нарушения в ходе проведения экспертизы или считает экспертов предвзятыми, он имеет право обжаловать решение комиссии в суде.

1

Первичная консультация

2

Составление технического задания и согласование

3

Заключение договора

4

Сбор и изучение информации об объекте

5

Подбор методик и оборудования

6

Проведение необходимых работ

7

Подготовка рекомендаций и технического отчета

Оценка воздействия на окружающую среду

Документация, подаваемая на госэкоэкспертизу, основана на материалах ОВОС – оценки воздействия на окружающую среду. ОВОС проводится в соответствии с положениями Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 3 документа указывает на необходимость оценки такого воздействия при принятии решений о возможности осуществления хозяйственной и другой деятельности. Эта же статья предписывает запрет на любую деятельность, последствия которой непредсказуемы для экологии. Недопустима также реализация проектов, способных стать причиной деградации естественных экологических систем, изменения или уничтожения генетического фонда растений, животных и других организмов, истощения природных ресурсов и других негативных изменений окружающей среды. Т. е. закон указывает на то, что любая деятельность должна быть запрещена, если ее экологическая безопасность не подтверждена ОВОС.

В чем заключается экологическая экспертиза?

Безопасность для экологии в регионе (не загрязняет ли производство воду, воздух, не меняет ли ландшафт слишком сильно, не вырубается ли катастрофическое количество растительности, правильно ли утилизируются строительный мусор и отходы производства и т. д.).

Безопасность для рабочих на производстве, строителей, жителей и других людей, которые будут находиться в здании (вентиляция, достаточная освещенность, доступ к естественному свету, канализация, соответствие санитарным нормам, наличие защитных средств при необходимости и т. д.). Безопасность для окружающих зданий, производств и ландшафта (не загораживает ли строение источник естественного света для соседних строений, достаточно ли обезопасили проездные пути на время стройки и прочее).

Соответствие нового проекта всем вышеуказанным нормам и проверяет экологическая экспертиза. Если недобросовестный застройщик не закажет экспертизу на каждом необходимом этапе (проектирование (обязательно), строительство (по желанию) и сдача в эксплуатацию), ответственность за нанесенный ущерб в результате несоблюдения мер безопасности полностью будет лежать на нем.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком являются:

  • создание препятствий организации и проведению экологической экспертизы;
  • реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Ст.ст. 31–34 Закона предусматривают уголовную, административную, материальную, гражданско-правовую ответственность.

При этом согласно ст. 32 Закона лица, виновные в совершении нарушений, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 до 100 тыс. руб.

А ст. 8.4 КоАП РФ устанавливается ответственность в виде наложения штрафа:

  1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
  2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от 50 000 до 150 000 руб.
  3. Незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 000 до 10 000 руб.

Таким образом, реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, а также ст. 8.1 КоАП РФ.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Российское законодательство уделяет повышенное внимание правовому регулированию экспертной деятельности в области охраны окружающей среды. В специальной литературе наиболее подробно исследованы такие значимые ее виды, как оценка воздействия на окружающую среду и государственная экологическая экспертиза. Существуют и другие виды экспертной деятельности, урегулированные нормами права и широко применяемые в сфере охраны окружающей среды.

К ним относятся:

  • экспертиза строительной пред проектной и проектной документации, охватывающая государственную экспертизу промышленной безопасности и рационального использования недр, государственную экспертизу в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимую МЧС России, и государственную экспертизу использования и охраны водных объектов и недр (МПР России); экспертиза научно-исследовательских работ, проектно-сметной документации;
  • комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия, почвенные, геоботанические обследования и изыскания при проведении землеустройства;
  • испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агрохимикатов);
  • исследования (лекарственных средств, пищевых продуктов, токсико-гигиенические и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ);
  • санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические заключения;
  • расследования, например, санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.

Общими чертами всех указанных процедур являются:

  • их проведение уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами;
  • указание на необходимость или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность;
  • урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно процедуры;
  • оформление результатов в строго определенной форме;
  • обязывающий характер заключения;
  • предусмотренное в законе возможности обжалования результатов заключения в административном или судебном порядке;
  • платность;
  • ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертно-экологическую деятельность.

Все перечисленные выше виды экспертной деятельности следует отличать от процессуальных экспертиз, проводимых в отношении конкретных фактов, обстоятельств, процессов, действий лиц, например, в рамках расследования уголовного дела, т.е. криминалистических, ихтиологических и иных экспертиз и заключений специалистов в уголовном процессе, которые имеют иное правовое значение. Порядок проведения экспертиз регламентируется различными правовыми актами, хотя с точки зрения методов, приемов, способов их проведения экспертизы могут быть сходными, если не идентичными.

Отношения, возникающие в области экологической экспертизы, регулируются нормами Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», который направлен на реализацию конституционною права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду.

Предусмотрены следующие виды экологических экспертиз.

В зависимости от субъекта организации и проведения:

  • государственная (объектов федерального уровня и объектов регионального уровня);
  • общественная.

В зависимости от времени и процедуры:

  • первоначальная;
  • повторная.

В зависимости от результатов:

  • положительная;
  • отрицательная.

Государственная экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Она организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом) в области экологической экспертизы на федеральном и региональном уровнях.

В юридическом и природоохранительном плане важно выделить, что государственная экологическая экспертиза:

  • выполняет функции предупредительного контроля;
  • служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований;
  • является правовой гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду;
  • является средством учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений;
  • результаты экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.

Кто может проводить экспертизу?

Проведением ГЭЭ занимается Росприроднадзор. Разрабатывать документацию, которую необходимо предоставить экспертной комиссии, могут сторонние организации, работающие в области экологического проектирования.

Для кого проводится?

Экспертизе подлежат проекты, подразумевающие строительство, реконструкцию или ликвидацию объектов хозяйственной деятельности. Также она проводится для материалов по разработке и развитию месторождений полезных ископаемых, технической документации на новые технологии или оборудование. Полный перечень объектов ГЭЭ федерального и регионального уровней приведен в статьях 11 и 12 ФЗ № 174.

Субъектами государственной экологической экспертизы являются:

  • орган государственной власти, который уполномочен на организацию и проведение ГЭЭ;
  • экспертная комиссия;
  • эксперты ГЭЭ;
  • руководитель и члены экспертной комиссии;
  • заказчик документации, которая подлежит экспертизе;
  • лица, с которым заключены муниципальные или государственные контракты;
  • кредитные организации, их должностные лица, а также прочие юридические или физические лица, осуществляющие финансирование реализации объекта ГЭЭ;
  • заинтересованные лица;
  • общественные экологические организации, гражданские объединения;
  • консультанты в области ГЭЭ.

Судебно-экспертные исследования

Во время того, как проходит досудебное и судебное производство относительно гражданских и административных дел в этой категории, необходимо использовать специальные знания в таких областях, как биология, экология, почвоведение и смежные естественные науки. То, что сейчас возросло внимание к такой области, как охрана окружающей среды может объясняться тем, что необходим экспертный анализ определенных объектов живой и неживой природы, а также экологической обстановки в целом.

Замечание 1

Для того, чтобы установить причинную связь экологического правонарушения с отрицательными последствиями, которые наступили в результате него, необходимо провести соответствующую судебную экспертизу.

То, что возрастает роль судебно-экспертных исследований для установления фактического обстоятельства нарушения экологического законодательства может обусловливать необходимость проведения судебно-экологических экспертиз как самостоятельного направления судебно-экспертной деятельности.

Становление судебно-экологической экспертизы

На основании приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 12 сентября 2005 года под номером 169, судебно-экологическая экспертиза определена в качестве самостоятельного рода судебной экспертизы, разделенной на несколько видов:

  • исследования касательно экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения;
  • исследования касательно того, в каком состоянии находятся естественные и искусственные биоценозы;
  • исследования касательно радиационной обстановки;

На основании Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 12 марта 2007 года под номером 48 список судебно-экологических экспертиз расширили на несколько новых видов:

  • исследование того, в каком экологическом состоянии находятся объекты городской среды;
  • исследование того, в каком экологическом состоянии находятся водные объекты.

На основе каждого из указанных видов предусматривается создание соответствующих экспертных специальностей.

Принципы экологической экспертизы

Эксперты осуществляют свою деятельность на основе принципа независимости и гласности при участии общественных организаций (объединений) с учетом общественного мнения.

Также при осуществлении государственной экологической экспертизы используется принцип устойчивого развития малочисленных народов.

Для реализации такого принципа к участию в проведении экспертизы привлекаются представители и объединения объединений малочисленных народов.

Также основополагающим принципом проведения экологической экспертизы является необходимость оценки культурных, экологических и социальных последствий при реализации проектов и работ в местах проживания малочисленных народов.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие принципы:

  • презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  • обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
  • гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
  • ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предметом государственной экологической экспертизы является соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, государственной охраны культурного наследия, пожарной, промышленной, ядерной и иной безопасности.

Говоря об объекте экологической экспертизы, нужно понимать что относится к такому, а именно:

  • экологические требования, установленные техническими регламентами;
  • экологические требования, установленные законодательством в области охраны окружающей среды.

Основная цель проведения экологической экспертизы – это предотвращение негативного воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.

Особенностью государственной экологической экспертизы является то, что при проведении такой экспертизы в обязательном порядке участвуют общественные объединения. А также осуществляется учет общественного мнения.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *