Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.
Когда можно обжаловать наказание за пересечение сплошной
Водитель может обжаловать наказание, ссылаясь на:
-
Стертую разметку на дороге. В качестве доказательства можно предъявить видео или фото с места правонарушения. Также следует описать состояние разметки в протоколе, когда нарушение оформляет сотрудник ГАИ.
-
Крайнюю необходимость по статье 2.7 КоАП. Можно предъявить видео с регистратора, которое докажет то, что вы не могли поступить иначе, чтобы избежать ДТП.
-
Объезд препятствия. Для доказательства также можно использовать видео с регистратора.
-
Ошибки в документах, допущенные при заполнении сотрудником ГИБДД.
-
Иные обстоятельства и доказательства, что вы не могли поступить в той ситуации иначе.
Жалоба пишется на имя начальника подразделения, сотрудник которого выписал постановление о штрафе. Свои доводы нужно подкрепить доказательствами, описанными выше.
Заявление можно подать при личном посещении ГИБДД. Документ передается в двух экземплярах: один остается у секретаря, на втором он поставит дату, распишется в получении и отдаст его вам.
Если не хотите лично приходить в автоинспекцию, отправьте жалобу письмом с уведомлением по почте. Сохраните уведомление как доказательство, что письмо отправлялось.
Завершение обгона через сплошную — лишение или нет?
В российском законодательстве нигде не сказано, что если ты начинал обгон в разрешенном месте, то заканчивать его можно «через сплошную». Иногда говорят о неком решении Верховного суда, которое это позволяет, однако на самом деле его… не было.
В свое время Верховный суд действительно планировал дать разъяснения по этому вопросу, однако так и не сделал этого. Оказалось, что нельзя однозначно трактовать ситуации, когда автомобиль выехал на встречку в разрешенном месте, а закончил обгон в неположенном.
Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. И помнить, что пункт 11.
1 российских ПДД четко говорит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».
Российская судебная практика, увы, не радует водителей. Если гаишник вас поймает при выполнении такого маневра, то судья с высокой долей вероятности лишит вас прав (4-6 месяцев, а при повторном — уже на 1 год). Шансы на спасение есть, и мы про них сейчас расскажем.
Квалификация штрафов за игнорирование линий разметки
Согласно действующему законодательству, нельзя пересекать черты со следующими номерами:
- 1.1. Одинарная линия. Ее наносят на двухполосную проезжую часть для разделения движения встречного транспорта. Другие функции – обозначение зоны, куда доступ водителям запрещен, разграничение мест на стоянке.
- 1.2. Наносят для отделения основной части дороги от края, обочины.
- 1.3. Двойная линия. Разграничивает потоки транспорта. Применяется на четырехполосных дорогах, проезжих частей с 2,3 полосами, если их ширина превышает значение 3,65 м.
- 1.4. Для ее нанесения используют желтый оттенок краски. Линию чертят с края проезжей части. Она выделяет участки, на которых нельзя останавливаться.
- 1.11. Сплошная черта с прерывистой линией. Разделяет участки встречного, попутного движения, где обгон, перестроение осуществляется только с одной стороны. Маневр допустим там, где нанесена прерывистая разметка.
- 1.12. Линия говорит о том, что водитель должен остановиться, не заезжая на нее, при наличии знака 2.5, запрещающем сигнале регулировщика, светофора. Обычно ее наносят на участок дороги перед перекрестком, чтобы снизить риск возникновения аварий.
Если водитель пересек сплошную линию, выехал на встречку, то это ещё не означает, что он нарушил ПДД и должен быть привлечён к административной ответственности. Если водитель считает, что он не виноват в совершении административного правонарушения, то наказание следует оспорить. Приведём ключевые положения КоАП РФ, где регламентируется процедура оспаривания постановления об административном правонарушении:
- постановление обжалуется вышестоящим органом или должностным лицом (ч. 1 ст. 30.1);
- заявитель подаёт жалобу в орган или должностному лицу, которое вынесло постановление, а то, в свою очередь, должно передать её в вышестоящий орган или должностному лицу в 3-дневный срок (ч. 1 ст. 30.2);
- на подачу жалобы у заявителя есть 10 дней с момента вручения (получения) копии постановления (ч. 1 ст. 30.3);
- жалоба должна быть рассмотрена в 10-дневный срок со дня её поступления в орган или должностному лицу (ч. 1 ст. 30.5);
- по результатам рассмотрения выносится одно из следующих решений (ч. 1 ст. 30.7):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления;
- об отмене постановления и прекращении производства по делу;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.
Каковы особенности фиксации нарушения, связанного с пересечением сплошной
При фиксации такого нарушения обычно составляется схема места совершения административного проступка, хотя она и не является обязательной (п. 154 Приказа МВД № 664).
Схема является дополнением к протоколу об административном нарушении. Это рисунок, который изображает обстоятельства совершения проступка с указанием линий разметки, траектории движения ТС, знаков и других важных моментов.
Рисунок места события изучается судом наряду с другими материалами по делу, поэтому уделить ему следует особое внимание. Действуйте следующим образом:
- Проверьте, правильно ли зафиксировано нарушение — представители ГИБДД часто используют уже готовые схемы на местах, где часто совершаются наезды на сплошную. Но не всегда на этих схемах изображены все знаки и особенности разметки.
- Если вы не согласны со схемой, напишите: «Не согласен» — нарисуйте свою схему, в суде заявите ходатайство о ее приобщении к материалам дела.
- Сфотографируйте место нарушения, чтобы из материалов можно было понять о расположении знаков и разметки.
- Привлеките свидетелей — данные о них, как о понятых, могут быть вписаны в схему места совершения нарушения. Свидетелей вы можете вызвать в суд для дачи показаний.
Копии схемы и протокола обязательно вручается водителю.
Помните, что от фиксации нарушения зависит очень многое — если в чем-то сомневаетесь, лучше не подписывайте схему, ее копию целесообразно показать автоюристу.
Фиксация нарушения автоматической камерой ГИБДД
Даже если на дороге в данный момент не находится пост ДПС, нужно все равно быть внимательными. За вами наблюдают камеры. Десять лет назад ими были оборудованы практически все крупные дороги и магистрали. Наблюдение ведется в фото и видео формате, поэтому будет замечен малейший нюанс вашего передвижения.
Чтобы камеры работали на уровне, их систематически пропускают через калибровку. Каждая видеокамера оборудована технической документацией, подтверждающей их исправность и возможность использоваться на дороге, где нарисована двойнаясплошная.
Камеры работают достаточно качественно, чтобы зафиксировать не только нарушение правил. Устройство зафиксирует марку машины, совершившую нарушение. Также будет списана дата и время, когда было обнаружено нарушение.
Устройства, данные которых могут быть использованы в качестве доказательства:
Мобильные
Этот тип камер могут применяться вручную. Их используют инспекторы ГИБДД, которые стоят на посту и смотрят за соблюдением порядка на дороге, где нарисована двойнаясплошная, пересечение которой запрещено.
Стационарные
Рассматриваемый тип устройств крепится на столбы или на другие объекты, что находятся высоко и позволят получить хороший обзор.
Большинство современных камер передают отличную картинку не только в дневное, но и ночное время. Камера видит, как себя ведут водители в туман, слякоть, дождь и даже сильный снегопад. Неисправные камеры быстро находят и меняют на полностью рабочие. Важно, чтобы камера, которая зафиксировала правонарушение, имела лицензию и прошла техническую проверку. Иначе штраф или лишение прав можно оспорить в суде.
Нестандартная ситуация
Двухполосная дорога может иметь прерывистую и сплошную разметку. При этом их чередование зависит от сложности трассы и наличия вблизи социально-значимых объектов. Иногда водитель совершает маневр обгона через прерывистую линию, проезжает мимо сплошной и возвращается на место также через прерывистую. Что делать в данном случае и какое наказание последует, описано ниже:
- Специалисты отмечают, что в данной ситуации запрещается именно движение транспортного средства по встречной полосе, если она отделена сплошной одинарной или двойной линией.
- Это означает, что подобное деяние подразумевает нахождение на встречной линии при наличии запрещающих знаков.
- Таким образом, даже если водитель пошел на обгон в разрешенном месте и также вернулся на свое место через прерывистую линию, проехав полностью сплошную по встречной, то в данном случае нарушение все равно фиксируется.
ПДД: завершение обгона через сплошную
Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:
- там, где достаточно интенсивное движение;
- перед пешеходными переходами;
- другими сложными участками шоссе.
При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».
Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:
- знак пешеходного перехода;
- поворот дороги;
- сложное преломление рельефа.
Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.
Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.
Особенности, связанные с ТС со скоростью движения менее 30 км/ч
Ст. 12.15 КоАП Российской Федерации устанавливает обязанность тихоходного автомобиля или иного ТС, передвигающегося со скоростью не более 30 километров в час за пределами населенных пунктов уступать дорогу попутным ТС для совершения опережения, либо обгона. Водитель должен прижиматься к правой стороне дороги, но съезд и движение по обочине запрещен. За нарушение водителем тихоходного ТС этих правил на него может быть возложен штраф в размере от 1 до 1.5 т.р.
ВАЖНО !!! В то же время, следующие за таким ТС автомобили не имеют права на совершение обгона либо опережения, если это запрещено ПДД. За нарушение, согласно КоАП возможно лишение права управления ТС на период до полугода.
В большинстве обыденных ситуаций выезд за пределы сплошной признается административным правонарушением и юридическая ответственность за него закреплена в Кодексе об административных правонарушениях. Максимальное наказание – ограничение в правах на срок до 12 календарных месяцев. Однако в некоторых случаях разрешено отступать от основных норм и пересекать сплошную.
ВНИМАНИЕ !!! Полный перечень обстоятельств закреплен в ПДД. Но и в таких случаях следует строго следовать правилам, поскольку можно совершить правонарушения, предусмотренные другими статьями.
Довольно часто есть возможность отменить, казалось бы, полностью законный штраф. Например, если дорожное полотно не соответствует всем требованиям и стандартам. Самостоятельно разобраться и доказать подобные нюансы может быть довольно проблематично, поэтому наиболее правильным вариантом будет обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.
Водитель обогнал машину там, где это недопустимо знаком «Обгон запрещен»
Нельзя пересекать встречку там, где распространяется действие дорожного знака «Обгон запрещен». Причем не имеет разницы какой тип разметки нанесен на дорогу: пунктирный или одинарный.
Встречается и такое, что нанесенная разметка противоречит установленному на одном участке дороги дорожному указателю, или первую тяжело различить. Тогда нужно опираться на значение дорожного указателя. Регулируется это статьей 12.15 частью 4 КоАП РФ.
Но есть и исключение. На той территории, на которую распространяется действие запрещающего обгон дорожного знака всех типов автомобилей, можно объезжать не механические ТС. А вот если вы едите за медленно передвигающимся грузовым авто, транспортирующим арбузы, то идти на его обгон запрещается. К тихоходным транспортам относятся только те, на которых есть соответствующий знак.
Если вы совершили обгон и вас за это остановил работник ГАИ ГИБДД, то в процессе составления им протокола об административном правонарушении не стойте без действия. Начните фотографировать все вокруг хотя бы на смартфон. Даже если ваша камера не очень хорошо фотографирует, не нужно отказываться от фиксации происходящего. Если состояние разметки уже плохое и ее трудно расшифровать, то имея фотографии ее можно много добиться в суде. Чтобы судья не воспринял вас, как человека, уклоняющегося от ответственности, важно, чтобы на фотографию или видео попала трасса, разметка, обозначения и расположение вашей машины.
Свое несогласие или другую интерпретацию проблемы важно отобразить в протоколе в письменном виде собственноручно. Обязательно убедитесь, что он составляется максимально правильно и информация в нем соответствует действительности. Предпринимайте всевозможные меры, чтоб судья получил оправдательные доводы в вашу пользу, если работник ГАИ ГИБДД не захотел разбираться в ситуации.
Какой штраф за пересечение двойной сплошной
За маневры, связанные с пересечением одинарной или двойной сплошной линии, предусмотрено одинаковое наказание в виде штрафа, а в отдельных случаях – лишения водительских прав.
Размер штрафа зависит от обстоятельств, при которых совершено такое нарушение. По закону могут быть взысканы следующие суммы:
- Штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение возможности управлять машиной на срок от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ) – назначается за обгон через сплошную. Суровость данных мер связана с тем, что выезд на встречную полосу часто становится причиной серьезных ДТП. Причем в данном случае нарушением будет считаться даже такая ситуация, когда водитель начал обгонять машину на прерывистой линии, а закончил маневр на непрерывной (хотя в подобном случае можно попробовать оспорить штраф).
Двойной обгон и бесконтактное ДТП: десять самых важных разъяснений Верховного суда для водителей
— Эта позиция контрастирует с тем, что было несколько лет назад, когда Верховный суд считал, что нарушения на газонах также попадают по действие водительских статей КоАП РФ, — считает Лев Воропаев. — Нынешние разъяснения, по сути, дают возможность формировать местное законодательство таким образом, чтобы стоянка или езда по газонам и детским площадкам являлась нарушением.
Верховный суд сделал пару послаблений для тех, кто устанавливает нестандартные фары или другие источники света на машину.
По-прежнему запрещено ставить огни (светоотражатели) красного света на переднюю часть машины, а также любого другого, кроме белого, жёлтого или оранжевого — наказывают и за установку таких огней, но чаще — за управление автомобиля с ними.
Но, например, синяя подсветка днища к таковым не относятся — главное, чтобы огни не светили по ходу автомобиля.
Что касается самовольной установки ксеноновых фар, то судьи постановили наказывать водителей по более строгой части 3 статьи 12.
5 КоАП (лишение прав), только если одновременно не соответствует и цвет светового пучка, и режим работы, скажем, если отсутствует корректор направления.
Если же нарушено что-то одно, пленум предписал наказывать водителей по первой части указанной статьи — это предупреждение или штраф 500 рублей.
— Пока сложно сказать, какой будет практика, но пока складывается впечатление, что под режимом работы понимается именно использование светового прибора с учётом его инструкции, например с корректором фар. То есть теоретически, если водитель просто поставил лампы, у которых другой оттенок цвета, нарушения по части 3 статьи 12.5 КоАП быть не должно.
С этим мнением не вполне согласен автоэксперт Юрий Панченко:
— Подсветка днища относится к внешней подсветке, и согласно пункт 3.2 Приложения №8 регламента Таможенного союза она может включаться на стоящем транспортном средстве с выключенным двигателем при открытии дверей водителя, пассажирских или багажных отсеков. Кроме того, она должны быть такой, чтобы её нельзя было перепутать с другими огнями.
Согласно пункту 11 «Основных положений по допуску… » запрещается эксплуатация автомобиля со спецсигналами без разрешений, но законодатель пошел еще дальше и ввел наказание за установку любых световых приборов, которые по своему действию напоминают спецсигналы.
При этом разницы между проблесковым режимом и мигающим регламент не делает, поэтому привлечь водителя с синим цветом фар, которые работают в постоянном режиме, по части 3 статьи 12.5 КоАП нельзя.
Но при этом, например, если инспектор спроецирует жесткие требования техрегламента на ситуацию и докажет, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима ближний свет его не обеспечивала, водителя лишат прав.
Верховный суд уточнил, как именно наказывать водителей за грязные, нечитаемые или искаженные номера — мы подробно разбирали этот вопрос в проекте «ПДД для бывалых».