Оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оспаривание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Судебный процесс осуществляется в порядке, предусмотренном для дел из публичных правоотношений (гл. 22, 24 АПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 197 АПК РФ процедура инициируется путем подачи заявления о признании незаконными решения или действие исполнительного органа. Обращающаяся сторона именуется заинтересованным лицом, в роли которого выступает как организация, так и гражданин.

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

На каждой из этих стадий заявитель может прекратить административный процесс и перейти к судебному. Помимо этого, на любом этапе внесудебной процедуры податель имеет право отозвать свое прошение до получения по нему какого-либо результата (п. 4 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Жалоба направляется:

  • через инспекцию, с решением которой заявитель не согласен;
  • непосредственно в организацию, уполномоченную на пересмотр актов первичного звена.

Срок рассмотрения заявления составляет 15 рабочих дней с даты его получения, но может быть продлен еще на 10 рабочих дней. Решение по делу отправляется обращающемуся лицу и в регистрирующий орган не позднее следующего дня после принятия.

Спорные вопросы в практике обжалования

И все же судебная практика по обжалованию неоднозначна. Например, некоммерческие организации, благодаря правовой позиции Конституционного суда РФ в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, могут оспорить свое исключение из реестра, если докажут, что фактически существуют и продолжают работать. Данный вид субъектов ведь изначально создается не для предпринимательской деятельности, поэтому отсутствие операций на счетах и непредставление налоговой отчетности вовсе не свидетельствует о прекращении деятельности предприятия.

Налоговая инспекция поддержала свое решение в судебном заседании. Представитель ФНС уточнил, что письма от администрации города с указанием того, что юр. лицо отсутствует по указанному в ЕГРЮЛ адресу, достаточно для того, чтобы принять решение об исключении из госреестра. Так как документ поступил от органа муниципальной власти, ФНС не сочло представленные сведения недостоверными.

В соответствии с законом, налоговая служба не обязана перепроверять данные о месте нахождения юр. лица, проводить осмотры объектов недвижимости.

Согласно п. 6 ст. 11 № 129-ФЗ, ФНС не получила опровержение недостоверности сведений о месте нахождения юр. лица. Ст. 21.1 129-ФЗ позволяет службе начинать процедуру исключения ЮЛ из реестра. Так как опровергающие факт недостоверности документы от заинтересованных лиц не поступили и сведения о предстоящем исключении были доступны в ЕГРЮЛ, инспекция законно исключила ООО «Старатель» из единого госреестра юр. лиц.

В соответствии с ЕГРЮЛ, ООО «Старатель» зарегистрировано 15.10.1997 администрацией города. Основной вид деятельности общества — продажа пиломатериалов, сантехнического оборудования, стройматериалов. Юридический адрес компании: г. Южно-Сахалинск, ул. Октября, 18.

18 апреля 2018 г. специалисты администрации выехали по адресу общества в связи с задолженностями компании и не обнаружили ее по юридическому адресу.

После получения письма от администрации ФНС направила в адрес ООО «Старатель», директора, учредителей письменный запрос о необходимости предоставить достоверную информацию об адресе компании. Инспекция дала для ответа 30-дневный срок. Так как сведения вовремя не поступили, 28.06.2018 ФНС внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности данных о месте нахождения юр. лица.

На основании п. 5 ст. 21.1 129-ФЗ налоговая внесла запись о предстоящем исключении ООО и опубликовала решение в Вестнике государственной регистрации. Исправить ситуацию могли заявления от юр. лица, кредиторов. Однако документы в течение 3 месяцев в ФНС не поступили. Поэтому 15.05.2019 ФНС исключила юр. лицо из ЕГРЮЛ.

Как отменить решение налоговой

Закон позволяет отменить решение об исключении юр. лица из реестра налоговой в течение 1 года с даты, когда заинтересованные узнали об этом факте. В данном случае ФНС стало известно об отсутствии юр. лица по указанному в ЕГРЮЛ адресу после получения письма от администрации города. Этого достаточно, чтобы исключить ЮЛ из реестра.

Однако в соответствии со ст. 9 и 11 129-ФЗ, ФНС должна была провести мероприятия по подтверждению сведений, поступавших от местного органа власти.

Как сказано в п. 4.2 ст. 9 129-ФЗ, необходимо было выполнить осмотр объекта недвижимости в присутствии 2 понятых либо с видеофиксацией. Другие требования для подтверждения несоответствия:

  • Оформление протокола осмотра объекта;
  • Оформление результатов и подписание уполномоченными сотрудниками территориального органа ФНС;
  • Оформление акта осмотра с отметкой о видеофиксации.

Кроме того, ст. 9 129-ФЗ позволяет привлекать независимых экспертов, обладающих специальными познаниями. Также можно получить объяснения любого гражданина, которому известны дополнительные значимые сведения.

В данном случае выезд специалистами администрации и ФНС не был оформлен никаким документом. Ни акта осмотра, ни протокола о выезде составлено не было. Также не представлены заключения экспертов и объяснения третьих лиц о месте нахождении юр. лица.

Так как письмо администрации было основанием для появления сомнения о достоверности адреса ООО «Старатель», ФНС должна была подтвердить или опровергнуть информацию проверкой. Более того, налоговая не предоставила суду никаких доказательств проведения мероприятий о выезде по адресу организации. Следовательно, вывод о недостоверности адреса в реестре является неправильным.

То обстоятельство, что в 30-дневный срок в ФНС не поступили документы, опровергающие сведения об адресе, суд посчитал неправомерными, так как налоговая не предоставила доказательства уведомления директора и учредителей юр. лица по почте.

Вывод суда — налоговая не соблюла предусмотренные законом процедуры и внесла неправильную запись. Кроме того, решение ФНС об исключении из реестра было незаконным: в соответствии со ст. 21.1, из ЕГРЮЛ исключаются только те организации, которые прекратили деятельность.

В данном случае ООО «Старатель» не прекращало деятельность, что подтверждается следующими документами:

  • Расчеты по страховым взносам, которые были направлены в ФНС;
  • Выписка из перечня финансовых операций за 2017 — 2019 годы;
  • Договор с ПФР о получении и направлении корреспонденций по СЭД;
  • Договор аренды земельного участка со сроком действия до 28.03.2038;
  • Договор об электроснабжении, водоснабжении, водоотведении в зданиях;
  • Выписка из ЕГРН о праве собственности на здание по адресу: ул. Октября, д. 18.

Куда подавать возражения на сведения в ЕГРЮЛ?

Документы по возражению на сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, подаются в налоговый орган, который регистрировал ваше Общество. Для Москвы это 46 МИФНС. Для Санкт-Петербурга это 15 МИФНС. В регионах РФ смотрите выписку из ЕГРЮЛ или сайт налоговой службы вашего региона.

Чем быстрее вы выявите несоответствия в ЕГРЮЛ (описки, разночтения и тд), тем лучше. Поэтому рекомендуем проверять данные вашей организации на сайте налоговой службы в выписке ЕГРЮЛ регулярно. При обнаружении недостоверных сведений в соответствии согласно ст. 14.25 КоАП РФ может наступить административная ответственность. В соответствии с действующими законодательными актами на должностное лицо может быть наложен штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Юридические лица должны понимать последствия исключения из ЕГРЮЛ, которые могут коснуться многих сфер деятельности и участников. К основным стоит отнести:

  • Остановка обязательств юрлица с указанием метода прекращения процесса.
  • Появление субсидиарной ответственности, которая может перекладываться на другой субъект. Это может коснуться руководителей и учредителей, имеющих право давать неправомерные указания, приведшие к негативным последствиям. Раньше такая процедура была возможна только при банкротстве, но сегодня она действует и при исключении из ЕГРЮЛ при наличии задолженности.
  • Распределение собственности. Со временем у исключенного юрлица могут найти имущество, о котором намеренно или случайно забыли. В таком случае в течение 5-ти лет может быть подан иск с привлечением арбитражного управляющего и запуском новых разбирательств.
  • Погашение задолженности перед кредиторами с учетом имеющейся собственности. При отсутствии такового, если оно не было найдено, долг относится к категории безнадежного.

Популярные ситуации и действия

Ситуации Действия
ФНС направила организации уведомление о недостоверности адреса или сведений, однако в ЕГРЮЛ изменения ещё не вносила Если из налоговой в организацию приходит уведомление о недостоверности данных, то в течение одного месяца потребуется перед ФНС документально подтвердить все сведения, по которым возникают сомнения.
Налоговиков могут не убедить предоставленные документы, поэтому они внесут в реестр отметку о недостоверности данных
ФНС внесла в ЕГРЮЛ отметку о недостоверности адреса или сведений Организации потребуется в течение шести месяцев предоставить необходимые документы, чтобы подтвердить достоверность данных.
Например, если налоговая внесла соответствующую информацию в ЕГРЮЛ из-за недостоверного адреса, то можно предоставить договор аренды с собственником или копию свидетельства о праве собственности.
В таком случае отметка из реестра будет убрана, а дальнейшего исключения не случится
ФНС опубликовала в отношении организации решение об исключении из ЕГРЮЛ Участникам организации, кредиторам и другим лицам нужно подать мотивированное возражение в течение трёх месяцев
ФНС исключила организацию, которая имела долги перед другой Кредитору необходимо в течение 12 месяцев обжаловать решение в ФНС или арбитражном суде.
По возможности получить законное право на оставшееся имущество, чтобы возместить частично или полностью убытки
ФНС внесла отметку о недостоверности в отношении контрагента Рекомендуется приостановить сотрудничество до момента, пока отметка не будет убрана.
Если ситуация не будет меняться в течение шести месяцев, то нужно начинать следить за публикациями в журнале «Вестник государственной регистрации». Налоговая в нём заранее сообщит об исключении контрагента из ЕГРЮЛ.
Также у себя можно ожидать и налоговую проверку. Для этого необходимо подготовить за последние три года сотрудничества все документы.

Что будет с долей в УК, если ее владелец/компания исключены из ЕГРЮЛ?

Положения ст. 64.2 Гражданского Кодекса РФ об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ (прекращении недействующего юридического лица) действуют с 2014 г. Их введение было продиктовано необходимостью урегулирования ситуации с брошенными, «спящими» компаниями, а также усилением борьбы с нелегальными финансовыми потоками.

Согласно статистике ФНС РФ только за период с 01.01.2018 г. по 01.06.2018 г. количество юридических лиц, прекративших деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа составляет 241 434 штук, из них ООО составляют 231 943 штук, АО – 5 977 штук.

Общее количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в связи с исключением юридического лица по решению регистрирующего органа из Единого государственного реестра, составляет 4 461 637 штук, из них ООО составляет 3 587 947 штук, АО – 279 925 штук.

Как видим, организационно-правовая форма ООО является доминирующей формой ведения бизнеса, что влечет за собой наличие подавляющего большинства юридических лиц этой организационно-правовой формы в статистике по исключению из ЕГРЮЛ.

Вполне естественно, что на практике возникают ситуации, при которых юридическое лицо, являющееся участником другого юридического лица, в частности, ООО либо АО, исключается из ЕГРЮЛ.

Возражения по поводу исключения юрлица из ЕГРЮЛ, практика ВС РФ

Интересный вывод дал Верховный суд в прошлом месяце по поводу возражений юридического лица о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ как недействующего. Они должны быть обоснованы, но при этом нет нужды подтверждеть их документально. Определение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. № 304-КГ18-18451 есть в приложенном файле.

Верховный Суд РФ, рассмотрев кассационную жалобу кредитора общества, исключенного из ЕГРЮЛ в порядке ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к выводу, что нижестоящие суды ошиблись. И разъяснил, почему.

Заявитель является ликвидируемом по упрощенной процедуре банкротом. ООО же, которое собирались исключить — должник этого заявителя. Как всегда, банкроты — творцы судебной практики.

Заявитель пытался возразить о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ компании-должника. ИФНС эти доводы не приняла, и внесла в ЕГРЮЛ соответствующую запись. Данное действие рег. органа было оспорено, однако в трех инстанциях суды поддержали действия ИФНС.

Суды руководствовались следующими доводами:

  • на основании статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ, у регистрирующего органа имелись законные основания для признания должника фактически прекратившим свою деятельность;
  • инспекцией соблюдена процедура исключения общества как недействующего юридического лица;
  • от общества и иных заинтересованных лиц, в том числе от кредитора, в трехмесячный срок со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ заявления в инспекцию не поступило;
  • то, что до принятия инспекцией решения об исключении из ЕГРЮЛ сведений о должнике, заявителем были направлены возражения (21.09.2017), не принято судами первой и апелляционной инстанций во внимание в связи с их представлением после истечения установленного Законом N 129-ФЗ трехмесячного срока%;
  • также суды сослались на недоказанность заявителем того, что должник осуществляет деятельность и является фактически действующим юридическим лицом.

Заявителю понадобится оплатить пошлину:

  • 300 рублей для ФЛ.
  • 3 000 рублей для ЮЛ.

Длительность судебного процесса составляет 3 месяца с момента поступления иска. Судебное решение вступает в юридическую силу в момент его принятия на основании части 7 статьи 201 АПК РФ.

В иске нужно прописать такие сведения, как:

  • Наименование суда.
  • Сведения о заявителе, адрес.
  • Телефон и электронная почта.
  • Название регистрирующего органа, который принял решение об исключении.
  • Реквизиты решения.
  • Номер записи в ЕГРЮЛ.
  • Изложение прав, которые были нарушены исключением из реестра.
  • Перечень норм, которые были нарушены регистрирующим органом.
  • Требование о том, какое именно решение нужно признать незаконным.
  • Перечень приложенных документов.

К иску нужно приложить эти документы (на основании части 2 статьи 199 и статьи 126 АПК РФ):

  • Уведомление о вручении бумаг по делу заинтересованным лицам.
  • Квитанцию об уплате пошлины.
  • Подтверждение доказательств, приведенных в иске.
  • Копию свидетельства о регистрации ЮЛ.
  • Доверенность, если заявление подается представителем лица.
  • Выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Копию решения, которое оспаривается.

Если не приложить все требуемые документы, суд отклонит заявление.

Статья 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в первоначальной редакции от 30.11.1994 предусматривала возникновение правоспособности у юридического лица в момент его создания (п. 2 ст. 51 ГК РФ) и ее прекращение в момент его ликвидации (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Гражданским кодексом РФ (ст. 61) установлено два способа ликвидации юридического лица: добровольная, в частности, по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно было создано, или с достижением цели, ради которой оно создавалось, и принудительная — по решению суда.

Специальным основанием для ликвидации юридического лица является признание его судом банкротом (ст. 65 ГК РФ).

В силу различных причин, в том числе и в силу сложной процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренной действовавшим на тот момент законодательством, множество фирм остались брошенными своими учредителями. В результате ЕГРЮЛ перестал отражать реально существующих и действующих субъектов экономической деятельности и стал перегруженным «мертвыми душами».

Только в 1998 г. в отношении брошенных юридических лиц, имеющих кредиторскую задолженность, Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 6-ФЗ) впервые была предусмотрена упрощенная процедура банкротства отсутствующего должника (ст. 180).

Закон утратил силу в связи с появлением нового одноименного Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Порядок применения этой статьи арбитражными судами был разъяснен Президиумом ВАС РФ в Информационном письме от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». Так, в п. 10 Письма говорится, что при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о его ликвидации должен решаться в соответствии со ст. 180 Закона N 6-ФЗ.

Проблемы и возможности

Нормы об административном (внесудебном) порядке прекращения недействующих юридических лиц были призваны стать альтернативой применению к недействующим организациям судебных процедур .

Витрянский В.В. Банкротство и ликвидация в свете судебной практики // Закон. 2007. N 7. С. 5.

Однако, несмотря на то что налоговые органы получили право принимать решения об исключении таких юридических лиц из Реестра без обращения в арбитражный суд, они по-прежнему продолжали инициировать судебные дела о банкротстве отсутствующих должников, используя Закон о банкротстве.

В связи с этим ВАС РФ в своем Информационном письме от 17.01.2006 N 100 указал на то, что суды до принятия заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица или о признании его банкротом должны проверить, является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из Реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Налоговый орган, в свою очередь, должен представить соответствующие доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

В Пояснительной записке к статистическому отчету о работе арбитражных судов Российской Федерации в 2007 г., размещенной на сайте ВАС РФ, содержится любопытная информация: почти каждое третье заявление о признании должника банкротом в 2006 г. не принималось судом к производству, что объясняется поступлением большого числа заявлений налоговых органов о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего. Вместе с тем 2007 г. характеризовался резким сокращением числа поступивших заявлений о признании должников банкротами.

В 2007 г. в арбитражные суды поступило в 2,1 раза меньше, чем в 2006 г., заявлений о несостоятельности (банкротстве). Такое уменьшение количества поступивших заявлений обусловлено принятием Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» и, как следствие, сокращением числа поступивших заявлений о признании банкротами отсутствующих должников в 3,4 раза.

Административный порядок обжалования

Административная процедура начинается с подачи заинтересованным лицом жалобы об оспаривании государственной регистрации исключения недействующей компании. При этом соблюдается следующая иерархия органов обращения:

  • Жалоба на решение первого звена направляется в вышестоящий орган. Как правило, таким учреждением является региональное управление ФНС РФ (абз. 1 п. 1 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Если заявитель и далее будет не согласен с результатами своего оспаривания, он имеет право написать в ФНС РФ (абз. 1 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).
  • Решения ФНС РФ обжалуются только в суде (абз. 2 п. 2 ст. 25.2 закона № 129-ФЗ).

Правила восстановления после принудительной ликвидации

Подача апелляции на решение суда о прекращении деятельности фирмы позволяет отстоять бизнес. Добиться успеха можно, если:

  1. Соблюдены процессуальные сроки. Обращение в арбитражный суд должно быть подано в течение 1 года с момента публикации извещения о ликвидации (ст. 22 закона 129-ФЗ от 08.08.01). Применим к таким спорам и механизм пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Инициировать производство можно на протяжении 3 месяцев со дня выявления фактов, имеющих юридическое значение (ст. 311 АПК РФ).
  2. Выявлены явные свидетельства незаконности ликвидации. Конкретного перечня оснований для отмены решения в нормативно-правовых актах не приводится. Обязательными условиями являются относимость и допустимость доказательств. Так, кредиторы могут настаивать на разбирательстве, если имеются обвинительные приговоры по фиктивному банкротству. Учредители вправе подать иск, если ликвидация преследовала цель вывода с баланса дорогостоящих активов. Причиной служат и процедурные нарушения.

Признание решения суда недействительным влечет восстановление записи в ЕГРЮЛ. Однако фактически возобновить деятельность будет очень сложно. Проблема возникнет уже на этапе истребования материальных ценностей.

Важно! Нельзя вернуть имущество, которое было распределено, а затем продано третьим лицам. Приобретателей закон признает добросовестными и защищает от истребования (ст. 302 ГК РФ). Подать виндикационный иск можно в строго определенных случаях. Таковыми являются утеря имущества собственником или похищение. Оба варианта встречаются в делах о ликвидации редко. Активы выводятся с баланса в ходе расчетов с кредиторами, а затем реализуются третьим лицам. Пункт же статьи 302 ГК РФ о выбытии ценностей против воли законного владельца признан недействующим постановлением КС РФ № 16-П от 22.06.17. Это существенно усложняет задачу.

Для обеспечения реальной работы фирмы учредителям может потребоваться вновь сформировать уставный капитал. Взносы придется делать за собственный счет.

Кроме того, единственный орган управления после восстановления записи в ЕГРЮЛ – общее собрание собственников. Официального представителя у фирмы нет. Именно поэтому сразу после получения листа записи следует вновь созвать всех учредителей. На повестку дня необходимо вынести:

  • порядок материального обеспечения работы компании;
  • возврат экс-руководителя или избрание нового главы;
  • утверждение методов борьбы за утраченное имущество.

Фактическая хозяйственная деятельность восстанавливается после подачи заявления о назначении нового директора. Топ-менеджер проделывает колоссальный объем работы:

  • извещение уволенных сотрудников о праве вновь занять прежнюю должность;
  • возобновление отношений с контрагентами;
  • обращение в лицензирующие органы и саморегулируемые объединения для возврата разрешительных документов;
  • формирование отчетности за период простоя и мн. др.


Похожие записи:

Оставить Комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *