Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть поступление материальных запасов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с п. 11.4.1 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях, относятся на подстатью 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.
Правила оформления электронных первичных документов
Электронные первичные учетные документы (сводные электронные первичные учетные документы) и электронные регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного (п. 1 Методических указаний):
-
квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП);
-
простой электронной подписью (далее – простая ЭП) – в случаях, предусмотренных Методическими указаниями.
В соответствии с пояснениями по оформлению электронных первичных документов, доведенными Письмом Минфина России № 02-07-07/98091, условия для принятия электронных первичных учетных документов к учету следующие:
1) заполнение всех реквизитов электронного первичного документа;
2) наличие квалифицированной электронной подписи руководителя учреждения (уполномоченного им лица).
Лицо, ответственное за формирование электронного документа, не заполняет поля электронного первичного документа, предназначенные для бухгалтерских записей либо отметок бухгалтерии (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091).
Обратите внимание: документы, форма которых предусматривает наличие нескольких подписей, включая ЭП, можно принять к учету только при наличии в них ЭЦП, например, руководителя или главного бухгалтера (п. 3 Методических указаний).
Отметим, что на основании Федерального закона от 27.12.2019 № 476-ФЗ с 2022 года реализована возможность получения автономными учреждениями квалифицированной ЭЦП на безвозмездной основе в удостоверяющем центре ФНС.
В соответствии с п. 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 первичные электронные документы формируются с указанием предусмотренных унифицированными формами электронных документов реквизитов и соответствующих им согласно общероссийским классификаторам (классификациям) технико-экономической информации при автоматизированной обработке и обмене информации кодов.
При создании электронного первичного документа допускается внесение следующих изменений:
Изменения электронного первичного документа |
Обоснование |
Изменение размера граф и строк |
Пункт 3 Письма Минфина России № 02-07-07/98091 |
Включение дополнительных строк (подразделов), которые предусмотрены унифицированной формой |
|
Добавление вкладных листов |
Регистры аналитического учета
ОБЪЕКТ | РЕГИСТРЫ УЧЕТА | ОСОБЕННОСТИ |
---|---|---|
Виды МЗ | Карточки количественно-суммового учета | Ведут ЦМО по наименованию, сорту и количеству |
Продукты питания | Накопительная ведомость по приходу и расходу, оборотная ведомость | Оборотная ведомость заполняется на основании накопительной ведомости. В конце месяца выводятся остатки |
Разбитая посуда | Книга регистрации | Ведут ЦМО |
Молодняк животных, животные на откорме | Книга учета | По видам и возрастным группам(только молодняк) |
Твердое топливо для печного отопления
В силу п. 10.2.3 Порядка № 209н расходы на приобретение коммунальных услуг, в том числе оплата твердого топлива при наличии печного отопления по договорам о предоставлении коммунальных услуг, отражаются по подстатье 223 «Коммунальные услуги».
Вместе с тем расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).
В Методических рекомендациях разъясняется, что операции по приобретению материальных запасов, включенных в группу «Горюче-смазочные материалы», в виде твердого топлива (дров, угля) для печного отопления в бухгалтерском учете отражаются следующими записями:
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение твердого топлива (дров, угля) для печного отопления |
0 106 34 343 |
0 302 23 73х |
Выбытие твердого топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления |
0 109 х0 223 |
0 105 33 443 |
Выбытие израсходованного топлива (дров, угля), приобретенного по договорам на поставку (приобретение) для использования на нужды учреждения (для работы отопительных систем учреждения) |
0 109 х0 272 |
0 105 33 443 |
Как видим, в Методических рекомендациях приведена корреспонденция счетов по приобретению твердого топлива по подстатье 223 КОСГУ, а списание осуществляется в зависимости от целевого назначения: расходы отражаются либо по подстатье 223, либо по подстатье 272 КОСГУ.
Какие проводки должны быть
Сначала стоит определить, куда могли пойти материалы. В каждой организации таких путей много, всегда есть возможность списать их куда-то:
- в качестве основы для производства продукции;
- станет упаковкой для ГП;
- один из вспомогательных расходников для изготовления конечного продукта;
- способствует ликвидации вышедших из эксплуатации основных средств;
- используется администрацией в их деятельности;
- пригодился для строительства ОС.
В зависимости от того, на что было израсходовано какое-то количество ручек или шкафов, меняются данные проводок:
- Дт 20 – Кт 10 – когда сырье отправляется в производственный цех;
- Дт 25 – Кт 10 – материалы перешли в ремонтный отдел;
- Дт 26 – Кт 10 – бухгалтерия получила офисную бумагу;
- Дт 44 – Кт 10 – выдавалась тара для ГП;
- Дт 91-2 – Кт 10 – выделены канцтовары для ликвидации определенного основного средства;
- Дт 94 – Кт 10 – списывались недостающие (недостача) КТ.
Вариант 3. Потребность в материалах точно не определена
Организация ведет СМР на нескольких объектах. На каждый объект имеется проектно-сметная документация, но предстоящие объемы работ и потребность в материалах на производство СМР с достаточной степенью точности не определены. Материалы от поставщиков поступают как на центральный склад организации, так и непосредственно на участки производства работ. Четкого графика поставок материалов поставщики обеспечить не могут.
Поступление материалов как на центральный склад, так и непосредственно на строительные площадки, сопровождается приходными документами, оформленными материально ответственными лицами (документы, составленные по формам № М-4, М-15, ТОРГ-12, и др.), и отражается записями:
Дебет 10 Кредит 60;
Дебет 19 Кредит 60 (при наличии счета-фактуры поставщика);
Дебет 68 (субсчет «Расчеты по НДС») Кредит 19.
Передача материалов со склада на участок (или обратно), равно как и передача с одного участка на другой (согласно накладным по форме № М-11 или другим аналогичным документам), оформляется как внутреннее перемещение.
В регистрах бухгалтерского учета внутреннее перемещение материалов подлежит отражению записью Дебет 10 Кредит 10 – по соответствующим субсчетам.
По окончании отчетного периода производители работ (мастера, бригадиры) представляют в организацию два документа – отчет об остатках материалов (часто его еще называют материальным отчетом либо отчетом по форме № М-19, хотя нам не удалось найти нормативно-правового акта, утверждающего такую форму) и отчет о расходе основных материалов в строительстве.
Материальный отчет дает бухгалтерии информацию о движении материалов данного материально ответственного лица (остатках на начало месяца, их поступлении и выбытии, в том числе на производство СМР, остатках на конец месяца). Бухгалтерская служба, получив этот документ (в количественном выражении), расценивает все позиции, получая информацию о движении материалов внутри организации и расходах на производство СМР в стоимостном выражении.
Подтверждением списания материалов на производство СМР должен служить отчет о расходовании материалов. Руководство организации на основании этого отчета должно подтвердить, что списанные материально ответственным лицом на производство строительно-монтажных работ материалы израсходованы согласно установленным нормам и в соответствии с объемом фактически выполненных СМР.
Еще 24.11.1982 ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) исх. № 613 утвердило Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29 (далее – Инструкция).
Документ этот не является первичным учетным документом, поэтому у организации есть право выбора:
- использовать утвержденную форму отчета;
- разработать форму самостоятельно, взяв за основу официальный документ;
- разработать свою уникальную форму отчета о расходе материалов на производство.
Отчет по форме № М-29 служит основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам.
Отчет состоит из двух разделов:
- раздел I «Нормативная потребность в материалах и объемы выполненных работ»;
- раздел II «Сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам».
В разделе I приводятся данные об объемах СМР и нормативной потребности основных строительных материалов. В разделе II производится сопоставление фактического расхода основных материалов с расходом, определенным по производственным нормам.
Перечень основных материалов (конструкций и изделий), по которым показывается расход по нормам, разрабатывается строительной организацией и утверждается ее руководителем.
Данные раздела I о нормативной потребности в материалах заполняются производственно-техническим отделом (ПТО) строительной организации перед началом строительства объекта, данные раздела I о выполненных объемах работ и раздела II о расходе материалов заполняются материально ответственным лицом (прорабом, мастером).
Если в отчетном месяце допущен перерасход материалов, то вместе с отчетом в ПТО должна быть представлена объяснительная записка о причинах перерасхода по установленной форме. Сам же отчет представляется ежемесячно в ПТО и бухгалтерию в установленные руководством организации сроки.
При этом ПТО следует иметь дубликат отчета по форме № М-29 по каждому объекту, куда ежемесячно должны переноситься данные из отчетов прорабов о фактическом расходе основных материалов и расходе, определенном по производственным нормам.
После проверки отчета за соответствующий месяц он утверждается руководителем организации и не позднее чем через 3-4 дня возвращается прорабу для последующего заполнения.
Отчет по форме № М-29 составляется на основании:
- данных о выполненных объемах строительно-монтажных работ в натуральном выражении, взятых из форм первичного учета по капитальному строительству (журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а, акта о приемке выполненных работ по форме № КС-2 (обе утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100) и др.);
- утвержденных производственных норм расхода материалов на единицу измерения объема конструктивного элемента или вида работ;
- первичных документов по учету материалов (лимитно-заборных карт, товарно-транспортных накладных, требований и т.п.).
Поступление материальных запасов: типовые проводки
Вариант поступления материальных запасов в бюджетных учреждениях напрямую влияет на порядок составления бухгалтерских операций. Рассмотрим актуальные примеры.
Операция |
Дебет |
Кредит |
---|---|---|
Приобретение за плату |
||
Приняты к учету |
0 105 ХХ 340 |
0 302 34 730 |
Произведена оплата поставщику |
0 302 34 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
Безвозмездное получение |
||
МЗ приняты к учету от головного учреждения |
0 105 ХХ 340 |
0 304 04 340 |
МЗ закреплены за организацией на праве оперативного управления |
0 105 ХХ 340 |
0 401 10 194 |
Изготовление готовой продукции |
||
Готовая продукция принята к учету по плановой себестоимости |
0 105 Х7 340 |
0 109 60 2ХХ |
Поступление материальных запасов следует регистрировать в бухучете на основании первичных документов: накладных, товарных чеков, актов приема-передачи и прочего.
Учет запасов в соответствии с их целевым назначением: разъяснения Минфина
Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Начиная с 2020 года при учете запасов следует применять положения ФСБУ «Запасы» и Письмо Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075, в котором доведены Методические рекомендации по применению указанного стандарта (далее – Методические рекомендации). В данном документе разъяснены правила учета материальных запасов в соответствии с их целевым назначением. Подробнее об этом расскажем в публикации.
Cогласно п. 118 Инструкции № 157н материальные запасы учитываются по соответствующим аналитическим счетам:
-
105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства»;
-
105 02 000 «Продукты питания»;
-
105 03 000 «Горюче-смазочные материалы»;
-
105 04 000 «Строительные материалы»;
-
105 05 000 «Мягкий инвентарь»;
-
105 06 000 «Прочие материальные запасы»;
-
105 07 000 «Готовая продукция»;
-
105 08 000 «Товары»;
-
105 09 000 «Наценка на товары».
Минфин пояснил, что если бухгалтеру не удается отнести материальные запасы на тот или иной счет аналитического учета, то следует руководствоваться положениями отраслевых нормативных правовых актов и Общероссийского классификатора (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). К примеру, учреждение приобрело шторы для интерьеров. Согласно Общероссийскому классификатору они относятся к изделиям текстильным готовым (кроме одежды), то есть являются мягким инвентарем и учитываются на счете 0 105 05 000 «Мягкий инвентарь».
Однако если невозможно точно определить счета аналитического учета, то их целесообразно учитывать в составе прочих материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
В 24 – 26-м разрядах счета 0 105 хх 000 (последние 3 цифры) указывается соответствующая подстатья статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, отнесение на которую осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
Призы, знамена, кубки, медали
В соответствии с п. 11.4.8 Порядка № 209н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения, в том числе подарочной, сувенирной продукции, а также иных материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.
Таким образом, приобретение призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, приобретенных и предназначенных для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, отражается на счете 0 105 36 349.
Дебет |
Кредит |
|
Приобретение призов, знамен, кубков, медалей, предназначенных для вручения |
0 106 34 349 |
0 302 34 73х |
Вручение призов, знамен, кубков, медалей |
0 109 х0 272 |
0 105 36 449 |
Минфин напомнил в Методических рекомендациях, что отражение ценных подарков (сувениров) на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» осуществляется с момента приобретения (в случае, когда материальные ценности принимаются на склад) и до момента вручения ценных подарков (сувениров).
При одновременном представлении лицами, ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров), документов, подтверждающих приобретение и вручение ценных подарков (сувениров), информация о таких материальных ценностях на забалансовом счете 07 не отражается (признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров)).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению памятных подарков (сувенирной продукции), а также бланков строгой отчетности определен в Письме Минфина РФ от 26.04.2019 № 02-07-07/31230.
От принятия к учету до списания активов
Бухгалтерия любого современного учреждения ведет учет оргтехники , как и учет расходных материалов к ней. Прежде чем произвести оприходование оргтехники , необходимо отнести ее либо в состав основных средств , либо к материальным запасам . Также при постановке на учет важно правильно классифицировать имущество для корректного начисления амортизации . Есть особенности и в принятии к учету расходных материалов. В частности, важно правильно определить статью КОСГУ при классификации расходов .
Списание оргтехники также может вызвать вопросы у бухгалтера, особенно если дело касается учета драгметаллов , содержащихся в составе объекта нефинансовых активов. При списании расходных материалов сложности могут возникнуть с утилизацией отходов . Решить насущные проблемы в учете оргтехники и расходных материалов поможет эксперт журнала «Учет в учреждении» .
Журнал «Учет в учреждении» регулярно публикует разъяснения экспертов по особенностям учета различных видов имущества. Не забудьте подписаться на выгодных условиях !
Учет материальных запасов казенными учреждениями
Если перечнем документов предусмотрено, что учреждение должно представить копию документа, то она должна быть заверена подписью руководителя либо лица, исполняющего его обязанности, и печатью заявителя.
5. В соответствии с приказом № 720 государственные учреждения городского подчинения и образовательные учреждения ЦАО направляют документы для согласования списания имущества в Службу финансового контроля, которая осуществляет проверку представленных документов на соответствие их состава, формы и полноты отражения сведений требованиям приказа, а также проводит при необходимости выездные контрольные мероприятия. Проверка документов производится СФК в течение 10 календарных дней с даты приема и регистрации документов. В случае предоставления документов в полном соответствии с требованиями приказа № 720 СФК направляет документы с проектом приказа о согласовании списания имущества ответственному секретарю Городской комиссии по вопросам реализации Департаментом образования функций и полномочий учредителя в отношении государственных бюджетных учреждений системы Департамента.
5.1. Секретарь в течение 10 календарных дней осуществляет подготовку заседания Комиссии.
5.2. В течение 10 календарных дней со дня оформления протокола заседания Комиссии издается приказ Департамента образования города Москвы о согласовании списания имущества, который в течение 5 календарных дней со дня подписания направляется заявителю.
5.3.
В случае несоответствия документов требованиям приказа СФК готовит уведомление заявителю об оставлении документов без рассмотрения за подписью заместителя руководителя Департамента образования.
- Списание материалов
Списание (отпуск) материальных запасов (пункты 108, 111-113 Инструкции 157н) производится учреждениями самостоятельно по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.
Применение одного из указанных способов определения стоимости материальных запасов при выбытии по группе (виду) материальных запасов осуществляется в течение финансового года непрерывно.
Выбытие материальных запасов в связи с отпуском в работу. Эта операция оформляется первичным (сводным) учетным документом (накладной, актом приемки-передачи и т.п.).
Обычно компании самостоятельно разрабатывают форму, которая будет использоваться в данной ситуации. Естественно, она должна быть утверждена управленцем. Большинство шаблонов оформляется по примеру бланка ТОРГ-16. Однако это не является обязательным, ведь такая необходимость была отменена еще в 2013 году. Также нужно знать, существуют виды списаний, при которых следует применять какую-то определенную форму. Можно сказать, ее выбор во многом зависит от того, в каких целях составляется документ.
По сути, акт является ведомостью, где указываются материальные ценности, которые были списаны, причины и дата. Независимо от того, какая форма использовалась для составления документа, в ее стандартном бланке в обязательном порядке должны присутствовать такие данные:
- место и дата оформления;
- список членов комиссии;
- характеристики списываемых материалов;
- заключение специалистов;
- причины списания;
- подписи ответственных лиц и членов комиссии.
Акт на списание материалов
Акт о списании материалов имеет юридический статус, поскольку на основе него специалисты бухгалтерских отделов отражают балансовую стоимость списываемых материальных ценностей, а также непосредственную убыль предприятия из-за их утраты. В свою очередь эти сведения отражаются в налоговом учете юридического лица.
Акт не имеет унифицированного, стандартного образца, поэтому составляться он может в свободной форме либо по разработанному внутри организации шаблону, в соответствии с особенностями ведения ею деятельности и потребностями. Документ можно оформить на обычном листе А4 формата или же на фирменном бланке организации в единственном экземпляре, предназначенном для бухгалтерии предприятия (однако при необходимости, члены комиссии как материально-ответственные лица могут потребовать себе копии акта). Заверять его печатью необязательно, поскольку он относится к внутреннему документообороту и фиксируется в специальном журнале.
Положение о комиссии по списанию материальных ценностей
Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.
Положение помогает регламентировать процедуры по списанию материальных ценностей и организовать эффективную работу комиссии. Выводы комиссии (как конечный результат ее работы) должны помочь руководству принять объективное и взвешенное решение о дальнейшей судьбе материальных ценностей, когда их использование в первоначальном виде и по исходному назначению невозможно.
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря. Форма 0504143
Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (форма 0504143) применяется для списания мягкого инвентаря, посуды и предметов хозяйственного инвентаря. Акт оформляется комиссией, утверждается руководителем предприятия. Форма заполняется в двух экземплярах (первый — передается в бухгалтерию, второй — остается у материально-ответственного лица).
Бланк можно заполнять от руки либо машиночитаемым способом. Это определяется учетной политикой предприятия. При оформлении указывается дата и номер документа, название организации (учреждения) и отдела, состав комиссии (должности и фамилии), данные правового документа (приказа, распоряжения).
Форма состоит из двух таблиц и восьми граф в каждой. Необходимо указать такие сведения, как:
- порядковый номер;
- наименование инвентаря;
- срок нахождения в эксплуатации;
- количество;
- цена;
- сумма;
- счета бухгалтерской записи.
Подсчитываются итоговые показатели по количеству и сумме инвентаря к выбытию, составляется заключение комиссии. Далее требуется заполнить таблицу о материалах, которые получены в результате списания и подлежат сдаче на склад или кладовую. Записываются наименования материалов, код, единица измерения, количество, цена за единицу и сумма. В последней колонке указывается цель использования.
Акт подписывает председатель и члены комиссии. В конце формы делается ссылка на первичный документ, по которому все материалы были оприходованы на склад (номер и дата накладной, общая сумма).
Списание посуды оформляется дополнительно на основании книги регистрации боя посуды. Акт служит основанием для отражения в бухгалтерском учете предприятия выбытия всех перечисленных в документе объектов учета.